Консолидирующая роль островной психологии в экологическом образовании граждан Крыма
Автор: Головко О.Н., Лей В.А.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias
Рубрика: Проблемы экологии, науки о земле
Статья в выпуске: 1, 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению вопросов взаимосвязи историко-географического и социально-экономического функционирования Крыма с позиций экологии человека и островной психологии граждан, попытке применить изучение данных вопросов к процессам экологического образования.
Крым, экология человека, островная психология, историко-географическое и социально-экономическое функционирование, консолидация, экологическое образование
Короткий адрес: https://sciup.org/14315293
IDR: 14315293
Текст научной статьи Консолидирующая роль островной психологии в экологическом образовании граждан Крыма
Вопросы, касающиеся взаимодействия человека и природы в том или ином регионе, взаимоотношения людей и эволюции их взглядов на окружающий мир входят в круг задач экологии человека, которая изучает взаимовлияние социо-природных условий взаимодействия человека с окружающей средой и объединяет исследования социологии, психологии и физической географии.
По большому счету все процессы, объекты и явления на Земле в своей сути географичны, так как всегда имеют ландшафтную или аквальную привязку. Не случайно география считается самой комплексной наукой, охватывающей изучение природных, экономических и социальных вопросов и простирающая исследовательский интерес от внутреннего строения Земли до просторов Вселенной.
Из всего многообразия изучаемых географией и экологией человека вопросов нас интересует специфическое общественное сознание граждан Крыма и его влияние на процессы экологического образования. В таком полиэтничном регионе, как Крым представляет особый интерес рассмотрение вопросов культуры и образования с позиций общественного сознания, предопределенного именно физико-географической ландшафтной спецификой.
Считается, что экология человека восходит к трудам Ш. Л. Монтескье, который утверждал, что геогра- фическая среда является реальной основой исторической жизни и форм государственного устройства. Основатель антропогеографии и геополитики Ф. Ратцель считал главным источником движения общества воздействие географической среды на экономику, технику, политический строй и психику людей.
Российский историк В. О. Ключевский в своих трудах по истории России убедительно доказал, что развитие общества зависит от сочетания географических, социально-экономических и личностных факторов [4]. Современные исследователи активно продолжают изыскания, связанные с экологией человека.
Для крымской тематики представляют интерес идеи доктора географических наук, профессора Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Е. А. Позаченюк, которая обращает внимание политиков на специфический феномен островной психологии крымчан. Островная психология формируется у жителей островов или же полуостровов в случае слабой связи с материком, что как раз характерно для жителей Крымского полуострова. Условно говоря, у крымчан наблюдается островная психология, связанная с чувством пребывания на малой изолированной территории — в общей лодке под названием Крым. Именно благодаря такому общественному сознанию у граждан сохраняется стремле- ние к миру и стабильности, гармоничному взаимодействию с природным окружением.
Отметим, что аналогичные явления наблюдаются у англичан, японцев и других островитян, менталитет которых характеризуется совокупностью особых ценностей, сформированных под воздействием ограниченного жизненного пространства. К таким ценностям относятся толерантность, социальная консолидация, щадящий режим природопользования, недопустимость гражданских войн, бережное отношение к культурному наследию, своеобразие политического и социально-экономического устройства территории.
Концепция этногенеза и этносферы Л. Н. Гумилёва также затрагивает актуальные вопросы общественного сознания и экологии человека, рассматривает историю этносов в тесной взаимосвязи с историей природы. По его мнению, в географическом аспекте этнос в момент своего возникновения — это популяция людей, приспособившая определенный ландшафтный регион к своим потребностям и одновременно сама приспособившаяся к нему. Для поддержания достигнутого этно-ландшафтного равновесия потомки повторяют деяния предков по отношению к окружающей их природе [3]. Таким образом, Л. Н. Гумилёв рассматривал традицию в социальном и биологическом аспектах, не делая выбора между социальным и естественным знанием, так как то и другое, по его мнению, взаимно дополняют друг друга.
Экология человека активно внедряется в самые различные области знания, в том числе и в педагогику. Актуальным направлением здесь стала концепция ландшафтной педагогики Крыма, призванная формировать «новую породу» крымчан с экологичным типом сознания и поведения в условиях вмещающего ландшафта [2].
Если обратиться к истории, то можно заметить, что с Крымом всегда были связаны знаменательные эпохальные события в Российском государстве: полуостров был и остается географическим и историческим перекрестком России. Для примера можно вспомнить Крещение князя Владимира в Корсуни (Херсонесе) или же Русскую весну 2014 года. Не говоря уже о государственном путче в период пребывания М.С. Горбачева в Крыму и многих других военных и политических событиях. И кто знает, не связана ли такая историко-культурная миссия Крыма с особенностями островного менталитета?
Сама конфигурация полуострова напоминает форму крестообразного четырехугольника, то есть этно-географического и культурно-исторического перекрестка между Севером и Югом, Западом и Востоком. В силу исторических особенностей Крым является полиэтничным регионом: кроме русских и украинцев, здесь проживают крымские татары (12% населения), а также немцы, болгары, армяне, эндемические этносы караимов и крымчаков и много других. Система образования в Республике Крым развивает обучение на родном языке (как предмет, так и факультативно) для представите- лей национальных меньшинств, начиная с дошкольных учебных заведений. Для этой цели используются возможности культурно-образовательных центров, где создаются оригинальные программы и учебные пособия, решаются этнические вопросы воспитания детей и молодежи в национальных традициях [1, с.107—109].
В свое время Л. И. Мечников писал, что человеческая история представляет не что иное, как длинный ряд примеров того, как условия среды и очертания поверхности планеты оказывали благотворное или задерживающее влияние на развитие человечества [6]. Искусство определения места для поселения и выбора оптимального рода деятельности населения высоко ценилось во все времена. В Древнем Китае оно получило название «фэн-шуй» по имени духа ветра и воды. В Европе это искусство известно также под названием «геомантия». Одно из первых систематических исследований о воздействии воздуха, воды и местности на человека принадлежит Гиппократу. Отметим, что Гиппократ особо отмечал богатые лечебно-рекреационные ресурсы Крыма: оздоровительные свойства климата, химический состав морской воды и лечебных грязей.
Рассмотрим некоторые взаимосвязи в системе «человек — окружающая среда» на примере Крымского полуострова. Если кратко охарактеризовать социально-экономическое развитие, то можно отметить, что в силу своих природных ресурсов и географического положения Крым специализируется на производстве разнообразной аграрной и пищевой продукции (особенно виноделия), рыбной промышленности, туристско-рекреационных и международных транспортных функциях, производстве строительных материалов, химической и машиностроительной промышленности. Приморское положение обусловило развитие судоремонта, гражданского и военно-морского флотов.
Наиболее интенсивно для лечения и отдыха используются субтропические курорты Южного берега Крыма, а также грязи Евпаторийского побережья. Севастополь привлекает историко-культурным наследием и научным потенциалом. Разнообразие природных ресурсов способствует комплексному развитию Крыма. Тормозят его недостаточные топливно-энергетические и водные ресурсы.
Дальнейшее развитие Крыма в составе Российской Федерации связано с наращиванием энергетической базы и масштабов орошения, расширением и благоустройством курортных зон, интенсификацией внешнеэкономических связей, рациональным использованием и охраной природной среды.
Все эти особенности социально-экономического развития территории Крыма обусловлены, в первую очередь, физико-географической ландшафтной спецификой, что повлекло за собой возможность или невозможность успешного развития тех или иных отраслей. В общем виде исторически сложившийся комплекс требований к территории с позиций экологии человека включает следующие параметры [5, с.51—52]:
-
— безопасность как сейсмическую устойчивость территории и минимум природных опасностей;
-
— безопасность от нападения врагов и стихийных бедствий;
-
— доступность, включающую связь с другими населенными пунктами, регионами, странами, наличие морских, речных и сухопутных путей;
-
— ресурсы, включающие питьевую воду и воздух, пищевые, аграрные, промысловые, строительные, минеральные, энергетические и другие ресурсы;
-
— здоровье, определяемое совокупностью безопасности, доступности, привлекательности ресурсов, особенно рекреационных и курортологических;
-
— привлекательность, определяемую с одной стороны безопасностью и доступностью территории, а с другой — представлениями о «цветущем крае», то есть сочетании благоприятных геолого-географических, эстетических, социальных, экономических, экологических и других условий для жизни.
Данные показатели не являются постоянными, они изменяются в зависимости от исторического периода развития общества, от изменения физико-географических и социально-экономических условий местности.
Теперь попробуем определить функционирование Крыма в составе Российской Федерации с позиций представленных требований. Крым имеет ограниченный доступ за счет отрыва от материковой России. Имеет богатое историко-культурное наследие, функционирует в благоприятных климатических условиях субсредиземноморья, является притягательным с геополитической, аграрной и рекреационной точек зрения несмотря на сейсмичность и отсутствие здесь богатых месторождений полезных ископаемых.
В словарях и Википедии мы не находим определения термина «островная психология», однако данное понятие особенно активно используется в отношении населения островных государств (Англии, Японии, Исландии и др.). Суть его состоит в непохожести островного менталитета граждан-островитян по сравнению с материковыми жителями. Крылатое выражение «Ох уж эти островитяне, каждый из них — остров» наглядно подкрепляет данную мысль.
Английский классический афоризм «Мой дом — моя крепость» также доказывает существование установки островитян на внутренние ценности по сравнению с менее цивилизованным, по их мнению, внешним миром. Что-то изменить в островной психологии тех же англичан трудно даже несмотря на искусственное объединение Англии с материковой Европой посредством тоннеля под Ла-Маншем. Если провести аналогию, то строящийся мост через Керченский пролив как перспектива искусственного объединения Крыма с материковой Россией также вряд ли что-то изменит в островной психологии крымчан.
Отметим, что мнения крымских ученых разделились: далеко не все поддерживают идею безопасности данного проекта в условиях мигрирующего грязевого вулканизма и тектонических разломов в районе пролива. К тому же, статистика сейсмического периодизма в Крыму заставляет задуматься не только о месте, но и о времени. Дело в том, что катастрофические землетрясения в Крыму случаются в среднем каждые 90 лет. Последнее разрушительное землетрясение произошло в 1927 г. и было настолько сильным, что горело море за счет выхода сероводорода…
Островная психология — вещь заметная и узнаваемая. Например, англичанин в любой стране мира выделяется своим менталитетом, который нельзя спутать ни с каким другим. Крымчане в этом смысле также имеют собственные психологические отличия. Не раз приходилось слышать от приезжих россиян еще в бытность Крыма в составе Украины, что Крым — это не Украина, но и не Россия, что Крым — это только Крым. Подтверждением тому может быть, например, известная книга В.П. Аксенова «Остров Крым» и другие аналогии.
Специфика формирования островной психологии у крымчан по сравнению с материковыми россиянами может быть охарактеризована исходя из известного понимания широты русской души, связанной с необъятной ширью русских полей и лесов. Если вспомнить Н. В. Гоголя и его известный символ русской души как тройки удалых коней, мчащих по просторам России, то для «крымской души» такой символ может стать непозволительной роскошью. Тут с тройкой надо быть поосторожней: чтоб и в море не упасть, и коней не покалечить.
То же самое касается и взглядов В. О. Ключевского на характер русского человека. Известную русскую леность и добродушие он связывал с природноклиматическими условиями, особенно с условиями холодной затяжной зимы, в которых русский человек вынужден был проводить большую часть жизни, греясь у печки. Для крымчан такой вариант жизнедеятельности, опять же, является неподходящим в силу иной географической широты.
Можно также вспомнить еще одно известное утверждение В.О. Ключевского о том, что главным другом и врагом для русского человека всегда был лес. Лесом он строился, обогревался и питался. И с наступающим избыточным лесом всегда вел борьбу за существование своих поселений [4]. Крымчане же всегда испытывали недостаток лесных ресурсов, охраняли свои малые горные леса от пожаров и вырубки, и может, быть в этом состоит еще одно отличие их менталитета от материковых россиян.
Широта русской души наряду с позитивными свойствами имеет и негативный оттенок безоглядности. Отсюда, возможно, и зародилась известная советская гигантомания, лаконично выраженная в индустриальном лозунге И. В. Мичурина «Не ждать милостей от природы, а взять их у нее силой». Территория СССР, составлявшая 1/6 часть земной суши, представляла отличный полигон для социалистических экспериментов, ведь запасы земель считались почти неисчерпаемыми.
Ни одно островное государство в мире не могло позволить себе такой гигантский проект, как например, Дне-проГЭС — каскад из шести гидроэлектростанций на равнинной реке, при котором были затоплены огромные площади ценнейших черноземов.
Крымчанам даже в эпоху СССР удалось избежать такой индустриальной участи, и возможно виной тому была именно островная психология, построенная на бережном отношении к природным ценностям и умении отстаивать свою точку зрения на социальноэкономическое развитие территории. Ведь в Крыму и тройку не разгонишь, и с лесом не поспоришь.
Самый свежий пример массового проявления островной психологии — это, конечно же, Русская весна 2014 года, когда во многом благодаря изолированному географическому положению и обостренному общественному сознанию стала возможной такая консолидация граждан, которая привела к кардинальному повороту судьбы полуострова. Будь Крым материковой частью Украины, вряд ли могло бы состояться то, что состоялось в Крыму той весной.
Островная психология имеет особое значение в смысле консолидирующего социального начала в условиях полиэтничного общества. Сама по себе, на самоорганизации, она способна смягчать конфликтные ситуации, сдерживать политические и межэтнические амбиции и противоречия. Пример тому — некоторые реваншистские настроения крымских татар периода репатриации, которые, по мнению социологов, с течением времени все более сглаживаются и сходят на нет. Обратим внимание на то, что в истории Крыма было достаточно много внешних войн и врагов, однако всегда отсутствовали гражданские внутренние войны, что опять же свидетельствует о консолидации граждан и общественном понимании недопустимости «раскачивания общей лодки».
Такое свойство общественного сознания крымчан, на наш взгляд, следует активно использовать в
Список литературы Консолидирующая роль островной психологии в экологическом образовании граждан Крыма
- Глузман А.В., Редькина Л.И., Вишневский С.А. и др. Образование и педагогическая мысль Крыма. Т. 2: Образование и педагогическая мысль Крыма (XX -начало XXI ст.). К.: Знания Украины, 2008. 359с.
- Головко О.Н., Лей В.А. Педагогическая подготовка студентов инженерно-экологического профиля. Севастополь: СевНТУ, 2014. 215с.
- Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и История природы. М.: Экопрос, 1993. 544с.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций . -Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/4.htm (дата обращения 06.04.2016 г.).
- Лихачёва Э.А., Тимофеев Д.А., Жидков М.П. и др. Город -экосистема. М.: ИГРАН, 1996. 336с.
- Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки М.: Прогресс, Пангея, 1995. 461c.