Конституционная ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: теория и практика

Автор: Викулова С.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5 (33), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются вопросы привлечения к конституционно-правовой ответственности Высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и виды реализации такой ответственности. Также, в статье рассматриваются случаи отрешения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на практике и основания, по которым было принято данное решение. .

Конституционно-правовая ответственность, высшее должностное лицо субъекта российской федерации, государство, конституционализм, правовая ответственность

Короткий адрес: https://sciup.org/140286499

IDR: 140286499

Текст научной статьи Конституционная ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: теория и практика

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации)1.

Одним из важнейших элементов правового статуса должностного лица является ответственность, в том числе и ее особый вид – конституционно-правовая.

Стоит отметить, что конституционно-правовой называется такая ответственность, которая предусмотрена в специальных нормативных актах: Конституции РФ, конституции или уставе субъекта федерации и в других источниках конституционного права2.

Основной целью такого вида ответственности является обеспечение порядка осуществления власти данными должностными лицами и соблюдение ими конституционных норм. При этом привлечь к ответственности высшее должностное лицо субъекта можно только при наличии ряда условий, в том числе, при наличии конституционного деликта и доказанности вины должностного лица.

Однако, на практике привлечение должностных лиц к ответственности затруднительно. Все дело в том, что в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», так как не определен состав такого правонарушения, который может повлечь отрешение должностного лица от должности. Обосновывается это тем, что законом и практикой не выработаны механизмы конституционно-правовой ответственности и, как следствие, данные механизмы применяются исходя из внутренних убеждений более сильного властного субъекта. Следовательно, при этом невозможно определить за какие правонарушения наступает ответственность, так как складывающиеся отношения приобретают неформальный характер.

Основания отрешения от должности высшего должностного лица, а именно: утрата доверия, ненадлежащее исполнение обязанностей на законодательном уровне точно не определены. Более того, не раскрытым остается вопрос идет ли речь об одном явлении в юриспруденции или о двойственном.

Ряд ученых-конституционалистов приходят к выводу о том, что конституционная ответственность высшего должностного лица имеет черты, носящие политический характер и в целом является разновидностью политической ответственности.

Н.В. Витрук считает, что отрешение от должности высшего должностного лица осуществляется в рамках партийно-политической деятельности, а значит справедливость и соразмерность, принимаемой меры отходят на второй план3.

За 2017 и начало 2018 года в Российской Федерации одиннадцать губернаторов были освобождены от своей должности.

В том числе свои посты оставили главы Псковской, Ивановской, Самарской, Орловской, Омской, Новосибирской, Нижегородской областей, республики Дагестан, Приморского и Красноярского краев, а также Ненецкого автономного округа.

Основная причина отрешения высшего должностного лица субъекта – утрата доверия в связи с возбуждением уголовного дела по статье «получение взятки». Однако, есть и другие причины: например, еще весной 2014 года Президент РФ отправил в отставку главу Новосибирской области Василия Юрченко в связи с утратой доверия. Нескольким позже, в отношении него было возбуждено дело о халатности, которая в последствии не нашла подтверждения. Тем не менее правоохранительные органы усмотрели в действиях бывшего главу другой состав - о превышении полномочий. 27 ноября 2015 года следствие по статье "превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность" было завершено и передано в суд. Однако, можно ли назвать данное явление проявлением конституционно-правовой ответственности? Отстранение от должности в связи с нарушением предписанного правовой нормой поведение – это правовая санкция, принятая на правовом основании. Отстранение от должности в связи                с утратой доверия – это политическая санкция, принятая на политическом основании.

Список литературы Конституционная ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: теория и практика

  • Воротилина Т.В., Першина Е.А. О конституционной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации/ Статья/Журнал Общество и право, № 3-2012.- с.83;Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // "Законодательство", N 10, октябрь 2002 г.
  • Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А, Конституционное право Российской Федерации, 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата, Гриф УМО ВО, 2018, с.137;
  • По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея: Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П (Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука)// - URL: http://www.consultant.ru
Статья научная