Конституционно-правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Казахстан

Автор: Тасыбаева Жибек Зийнилхабиденовна

Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua

Рубрика: Трибуна молодого ученого

Статья в выпуске: 1 т.16, 2019 года.

Бесплатный доступ

Автор рассматривает элементы конституционно-правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления. В статье анализируется научная и научно-исследовательская литература по данному вопросу. Актуальность предлагаемой темы определяется отсутствием научных работ, исследующих данную проблему, с 2008 г. За это время законодательство Республики Казахстан и Российской Федерации претерпело значительные изменения. Используя сравнительно-правовой метод, автор исследует элементы конституционно-правового статуса (возраст, гражданство, образование, срок полномочий, ответственность, формы деятельности и т. д.) депутатов представительных органов местного самоуправления на примере депутатского корпуса Омского городского Совета и Маслихата города Астаны. Предлагаются пути дальнейшего совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Казахстан.

Еще

Депутат, представительный орган местного самоуправления, российская федерация, республика казахстан, статус депутата

Короткий адрес: https://sciup.org/143166959

IDR: 143166959   |   DOI: 10.19073/2306-1340-2019-16-1-110-113

Текст научной статьи Конституционно-правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Казахстан

Элементы конституционно-правового стату- самоуправления неоднократно являлись предме-са депутата представительного органа местного том исследования в работах таких ученых, как

И. А. Алексеев и И. В. Мухачев [2], М. В. Баглай [3], Л. Н. Нудненко [10] и др. Данные работы написаны на материалах за 1994–2005 гг. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что сравнительная характеристика конституционноправового статуса депутатов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Казахстан с 2008 г. не проводилась.

Конституционно-правовой статус депутата представительного органа определяет фундамент его деятельности и является основой для осуществления народовластия на местах. Данная категория непосредственно затрагивает интересы населения, поскольку речь идет о правовом положении его представителей в органах муниципальной власти, призванных в максимальной степени выражать волю граждан. Мы провели сравнительный анализ некоторых элементов конституционно-правового статуса (возраст, гражданство, образование, выборность, срок полномочий, ответственность, отзыв депутата и т. д.) депутатов представительных органов местного самоуправления на примере депутатского корпуса Омского городского Совета и Маслихата города Астаны.

Проблемы конституционно-правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления исследовались многими конституционалистами. Л. В. Мацупа в своих научных работах подробно рассматривает вопросы деятельности местных представительных органов (маслихатов) на территории Республики Казахстан, раскрывает содержание элементов конституционно-правового статуса депутатов, вопросы рациональной организации деятельности мас-лихатов, комплексно рассматривает теоретическую основу данного статуса [8]. Особенности реализации идеи народного представительства, вопросы статуса, компетенции, организации работы представительных органов служили предметом исследования в работах С. А. Авакьяна [1], Н. С. Бондаря [9], О. Е. Кутафина [7].

В юридической литературе «конституционноправовой статус депутата представительного органа местного самоуправления», система и структура статуса депутата определяется по-разному. По мнению А. В. Зиновьева, система статуса депутата состоит из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характе- ризующей социально-политическую сущность данного статуса, включает в себя: 1) характер депутатского мандата; 2) функции депутатов; 3) права и обязанности депутатов и формы их деятельности; 4) гарантии депутатской деятельности [6, с. 109]. Под статусом депутата А. В. Зиновьев понимает обусловленное социально-политической сущностью общества фактическое положение депутата, определяемое правовыми и иными социальными нормами, обеспечиваемое соответствующими гарантиями [6, с. 74]. А. А. Безуглов, взяв за основу ролевой (функциональный) критерий, расчленяет правовой статус депутата на следующие элементы: 1) политико-правовая природа депутатского мандата; 2) возникновение, прекращение и срок депутатского мандата; 3) полномочия депутатов; 4) гарантии депутатской деятельности; 5) отчетность, ответственность, поощрение депутатов [5, с. 3].

Обобщив различные взгляды на структуру конституционно-правового статуса депутата, мы можем сделать вывод, что, несмотря на различный подход к данному вопросу, все ученые прямо или косвенно выделяют следующие его элементы: место в обществе и в государстве; условия возникновения депутатских полномочий; права и обязанности депутатов и формы их деятельности; гарантии депутатской деятельности и конституционно-правовая ответственность депутата.

Рассмотрим на основе выделенных структурных элементов конституционно-правовой статус депутата маслихата. Место депутата в обществе и государстве определяются его положением как члена представительного органа государственной власти, призванного осуществлять функцию народного представительства, выражать интересы населения. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» регулирует правовой статус депутатов масли-хата1. В юридической литературе высказывают мнение о необходимости разработать и принять специальный закон «О статусе депутата местного представительного органа (маслиха-та) в Республике Казахстан». В связи с отсутствием такого закона в Республике Казахстан избранники народа, работающие в Парламенте и в территориальных маслихатах, находятся в неодинаковых условиях. По мнению депутатов маслихата, необходимо уравнять положение народных избранников, приняв данный закон. Ряд ученых в области конституционного и муниципального права предлагают дополнить Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» главой, подробно регулирующей конституционно-правовой статус депутата. Правовая регламентация компетенции маслихатов тесно связана с задачей повышения эффективности государственного руководства на местах, поскольку для осуществления местными органами своих функций особое значение имеет четкость закрепления их прав и обязанностей. Однако часто компетенция местных представительных и исполнительных органов по решению различных вопросов не разграничивается, что создает определенные трудности при реализации полномочий на местах.

Образование маслихатов регламентируется Конституцией Республики Казахстан2, Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»3 и некоторыми нормами Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Конституция Республики Казахстан содержит несколько норм, посвященных образованию маслихатов. В них указывается, что «маслиха-ты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого, избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет». Представительные органы местного самоуправления Российской Федерации могут формироваться как на прямых муниципальных выборах, так и косвенным образом (например, в муниципальных районах).

Анализ действующего законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан позволяет утверждать, что депутаты представительных органов избираются сроком от 2 до 5 лет. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 20 лет. Гражданин может быть депутатом только одного маслихата. Депутатом представительного органа местного самоуправления в России может стать гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста.

Число депутатов маслихата определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан: в областном маслихате (города Астаны и Алматы) – до 50; городском маслиха-те – до 30; в районном маслихате – до 25. Численный состав представительных органов местного самоуправления Российской Федерации определяется ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4 и устанавливается уставом муниципального самоуправления.

Маслихаты не реже одного раза в год отчитываются перед населением о проделанной работе, деятельности его постоянных комиссий. Депутаты маслихата несут ответственность перед населением в соответствии с законами Республики Казахстан. Согласно законодательству Российской Федерации депутаты представительного органа местного самоуправления несут ответственность перед населением в соответствии с уставами муниципальных образований. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основной формой деятельности маслихата является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к его ведению законами. Деятельность представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации также реализуется посредством работы на сессии.

Полномочия депутата маслихата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией и прекращаются с момента прекращения полномочий маслихата. Депутат выражает волю населения соответствующих административно-территориальных единиц с учетом общегосударственных интересов.

Представительные органы местного самоуправления Российской Федерации и Республики Казахстана формируются по партийному цензу. Анализ депутатского корпуса Омского городского Совета показывает, что наибольшая часть депутатов является представителями политической партии «Единая Россия» – 65 % от общего числа депутатов (26 депутатов из 40)5. В маслихате города Астаны все 25 депутатов являются представителями политической партии «Нур Отау»6.

Необходимо отметить имеющиеся недостатки в правовом регулировании статуса депутата представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике

Казахстан и как следствие – проблемы при осуществлении им своей деятельности. Таким образом, необходимо дополнить Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г. № 148-II положениями, регулирующими правовой статус депутата маслихата.

Список литературы Конституционно-правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Казахстан

  • Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность. М.: Политиздат, 1991. 87 с.
  • Алексеев И. А., Мухачев И. В. Ответственность населения муниципального образования за реализацию своих полномочий в области местного самоуправления//Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. № 39. С. 173-181.
  • Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
  • Выдрин И. В., Захаров P. В. Правовое регулирование статуса депутата представительного органа местного самоуправления//Юридический вестник. 1997. № 11. С. 17-20.
  • Депутат парламента в зарубежных государствах/Н. М. Касаткина ; отв. ред. Д. А. Ковачев. М.: Юрид. лит., 1995. 112 с.
  • Зиновьев А. В. Статус народного депутата в СССР (проблемы теории и практики). Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 159 с.
  • Кутафин О. Е. Права и обязанности депутата местного Совета. М.: Знание, 1971. 46 с.
  • Мацупа Л. В. Конституционно-правовые основы деятельности маслихатов -местных представительных органов Республики Казахстан: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. 20 с.
  • Муниципальное право Российской Федерации: учеб. для вузов/Н. С. Бондарь ; под ред. проф. Н. С. Бондаря. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2003. 559 с.
  • Нудненко Л. Н. Понятие субъекта непосредственной демократии в системе местного самоуправления//Известия Алтайского государственного университета. 2000. № 2 (16). С. 58-61.
Еще
Статья научная