Конституционный принцип - неприкосновенность частной жизни

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147148903

IDR: 147148903

Текст статьи Конституционный принцип - неприкосновенность частной жизни

Право на неприкосновенность частной жизни закреплено в многочисленных нормативных актах всего мирового сообщества. Среди них можно перечислить: Всеобщую Декларацию прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Конвенцию Содружества независимых государств о правах и основных свободах, Арабскую хартию прав человека, Конвенцию о правах ребенка и др.

Закрепление принципа неприкосновенности частной жизни в разных государствах различно. Так, например, в странах Восточной Европы данный принцип закрепляется конституционально, Конституции ФРГ, Италии, Китая, Франции вообще не упоминают о праве на неприкосновенность частной жизни1. США, не закрепляя на конституционном уровне принцип неприкосновенности частной жизни2, вместе с тем имеет самый длительный опыт регулирования прав человека. Американская юридическая наука говорит о праве на прайвеси3, имея ввиду право быть свободным от необоснованных арестов, задержаний, обысков и изъятий имущества, документов и тому подобное; право контролировать информацию о самом себе; право отдельных лиц, групп или ассоциаций самим решать когда, каким образом, в какой мере и какая информация о них может быть сообщена другим; право жить так, чтобы органы власти и посторонние лица не вмешивались без достаточного на то основания в личные дела»4. Россия, подобно государствам Восточной Европы, в 1993 г. закрепила данный принцип в Конституции: ст. 25 Конституции РФ право на неприкосновенность жилища закрепляет как самостоятельное право, ч. 1 ст. 23 объединяет неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, ч. 2 этой же статьи предусматривает право на тайну почтовой связи.

Таким образом, каждое государство вкладывает в понятие неприкосновенности частной жизни «свое» понимание, и это, на наш взгляд, является естественным, так как неприкосновенность частной жизни - достаточно широкое и ёмкое понятие. В него можно включить комплекс общественных отношений, характеризующих человека и гражданина, как субъекта, обладающего полной свободой. Одновременно определение места человека в совокупности ценностей, гарантируемых государством, происходит через реализацию правоотношений. Право на неприкосновенность частной жизни является также субъективным правом5.

Представляется, что, определив внутренние элементы права на неприкосновенность частной жизни: сущность, содержание и структуру, мы сможем выявить его конкретное место в иерархии ценностей, охраняемых законом.

Опираясь на работы таких известных философов, как Гегель, Кант, Вебер6 определим идею права как свободу, т.е. изначально существует первоначальное право свободы и равенства, которое составляет достоинство человека. Таким образом, одной из структурных единиц свободы человека является право на неприкосновенность частной жизни, что и определяет сущность данного права.

Рассуждая о содержании права на неприкосновенность частной жизни, то многие философы и ученые сходятся на том, что данное право надо рассматривать как естественное право, так как «оно не зависит от текстуального закрепления, принадлежит человеку в силу его сущности, в силу природы человека»7. Однако, как и любое другое субъективное право, право на неприкосновенность частной жизни, приобретает свою ценность только в государстве, с его принудительным аппаратом, так как человек, как биологический носитель, может существовать и без данного права. Только тогда, когда индивид перестает быть единичным, вступает во взаимоотношения с другими индивидами, «право быть оставленным в покое» может быть нарушено, следовательно, возникает необходимость говорить о праве на неприкосновенность частной жизни.

Ткачёва Н.В.

Причем «говорить» - значит закрепить данное субъективное право в действующем законодательстве, так как это приводит к его реальному осуществлению. А то же время надо заметить, что право на неприкосновенность частной жизни - это не просто одно из субъективных прав, закрепляемых в нормативном порядке, а определенная грань взаимоотношений человека, общества, государства. Данное право выступает признанием со стороны государства приоритета индивидуума как субъекта права, тем самым, соглашаясь, что у человека есть своя частная жизнь, принадлежащая только ему, и только человек является строителем соей жизни в рамках отношений с государством и обществом. Наличие закрепления права на неприкосновенность частной жизни, но отсутствие его практического соблюдения (например, чрезмерное давление на личность со стороны государства) выражается в замыкании человека в частной жизни и проведении яркой грани между общественными процессами и своим внутренним миром.

Исходя из анализа ст. 23 Конституции России, можно прийти к выводу, что неприкосновенность включает в себя три стороны -охрану, защиту, невмешательство, тем самым, определяя три составляющие структуры права на неприкосновенность частной жизни. Представляется, что охрана более связана с превенцией, и, следовательно, это деятельность, задачей которой является не допустить правонарушение, устранить преграды для реализации правомочия. В случае же конкретного правонарушения включается защита, которая направлена на восстановление нарушенного права. Невмешательство - это обязанность государства обеспечить позитивное регулирование данного права, а также закрепление определенной автономии человека от государства, общества, себе подобных.

Государство и право являются вторичными ценностями по отношению к человеку, так как стержнем природы человека является свобода и только сама свобода, «естественный закон», является абсолютной моральной ценностью8, поэтому одна из главных задач общественно-экономической формации -обеспечить личности определенную степень автономии в поступках, мыслях, общении, т.е. теоретически (законодательно) закрепить и практически соблюдать право на неприкосновенность частной жизни, где право на неприкосновенность частной жизни означает воз можность обособления частной жизни, самостоятельного решения всех вопросов личной жизни и запрет вмешательства третьих лиц кроме случаев, предусмотренных законом или согласованных с гражданином.

Принуждение представляет собой ограничение неприкосновенности личности. Государственное принуждение, наряду с убеждением, относится к традиционному методу осуществления государственной власти. Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Тем не менее, принуждение - необходимый элемент в механизме правового регулирования. Оно представляет собой психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Принуждение в уголовном процессе обладает как общими, характерными и для других отраслей права (государственного, административного, гражданско-процессуального, уголовного и др.) признаками (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфическими особенностями (способ правового обеспечения, основания, цели, насыщенность, субъекты применения и пр.).

Государственное принуждение, используемое при осуществлении уголовного судопроизводства и связанное с непосредственным ограничением прав участников процесса, по своей природе неоднородно. Фактически оно всегда связывается с процессуальной обязанностью того или иного участника уголовного процесса и выполняет определенные функции. Среди них можно выделить следующие: 1) обеспечение выполнения обязанности в дальнейшем (гл. 13, ст.ст. 114, 115, ч. 2, 5 ст. 196, 203 УПК РФ); 2) заставление к немедленному исполнению обязанности (гл. 12, СТ.СТ. 93, 113, 179, 184, 202, УПК РФ); 3) выяснение пригодности для исполнения обязанности (ч. 4 ст. 196); 4) ответственность за невыполнение обязанности (ст. 117 УПК РФ). Исключением является принуждение для обеспечения прав принуждаемого (ч. 4 ст. 196). Однако содержание принуждения может быть различным.

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс России устанавливает определенную систему мер принуждения. Она состоит из: задержания, мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения. Тем не менее, не все ученые процессуалисты считают правильной такую систему. Есть мнения, что следственные действия, обладая признаком принудительности, также должны быть включены в систему уголовно-процессуального принуждения.

В зависимости от воздействия на неприкосновенность личности меры уголовнопроцессуального принуждения можно разделить следующим образом. .

Во-первых, это меры, ограничивающие физическую (телесную) неприкосновенность лица. Сюда относятся: задержание, заключение под стражу, домашний арест, подписка о невыезде, наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетнего под надзор администрации закрытых детских учреждений, помещение обвиняемого в медицинское учреждение для проведения экспертизы, привод, личный обыск, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, изъятие вещественных доказательств из полостей тела.

Во-вторых, меры, ограничивающие психическую неприкосновенность личности: угроза применения более строгой меры пресечения в случае нарушения первоначально избранной, предупреждение свидетеля, потерпевшего об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, отобрание подписки о неразглашении данных предварительного следствия с предупреждением об уголовной ответственности, возможность применения принуждения в случае отказа подвергнуться личному обыску, освидетельствованию и др.

В-третьих, меры, ограничивающие нравственную неприкосновенность, т.е. действия, ущемляющие честь и достоинство личности при осуществлении мер уголовно-процессуального принуждения.

В-четвертых, меры, ограничивающие индивидуальную свободу - задержание, заключение под стражу, домашний арест, подписка о невыезде, наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетнего под надзор администрации закрытых детских учреждений, помещение обвиняемого в медицинское учреждение для проведения экспертизы, привод.

В-пятых, меры, ограничивающие общую свободу действий вследствие отсутствия конкретного перечня неформализованных прав и ценностей, касающихся психофизической целостности и автономии человека, могущих попасть под понятие общей свободы действия, потенциальную опасность ее ограничения несут все рассматриваемые меры.

В-шестых, задержание, заключение под стражу, освидетельствование, личный обыск, следственный эксперимент, получение образцов для сравнительного исследования, проведение экспертиз, связанных с исследованием человеческого организма и его функций (судебно-медицинской и судебно-психиатрической) в определенных случаях выступают и мерами, ограничивающими личную безопасность индивида.

  • 1    Тексты Конституций стран рассматривались по: Конституции зарубежных государств. - М., 1996; КНР: Конституция и законодательные акты. - М., 1984. - С.45.

  • 2    Конституция Соединенных Штагов Америки. Декларация независимости. - СПб., 1992.

  • 3    Некоторые американские юристы определяют прайве-си как право человека контролировать «свое жизненное пространство» и «свою личность». Ввели в обиход этот термин в 1890 году С. Уоррен и Л. Брандейз, понимая его как «право быть оставленным в покое».

  • 4    Николайчик В.М. США: полицейский контроль над обществом. - М., 1987. - С. 4; Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955. - С. 165.

  • 5    Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. - М., 2001. - С. 14—15;

  • 6    Например, Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. -С. 59, 79.

  • 7    Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. - М., 2001. - С. 16.

  • 8    Хеллер А. Свобода как высшая идея // Новое время. -1993,-№6.-С. 58.

Список литературы Конституционный принцип - неприкосновенность частной жизни

  • Тексты Конституций стран рассматривались по: Конституции зарубежных государств. -М., 1996;
  • КНР: Конституция и законодательные акты. -М, 1984. -С.45.
  • Конституция Соединенных Штатов Америки. Декларация независимости. -СПб., 1992.
  • Николайчик В.М. США: полицейский контроль над обществом. -М., 1987. -С. 4;
  • Монтескье Ш. О духе законов//Избранные произведения. -М., 1955. -С. 165.
  • Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. -М, 2001. -С. 14-15;
  • Гегель Г.В.Ф. Философия права. -М., 1990. -С. 59, 79.
  • Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. -М, 2001. -С. 16.
  • Хеллер А. Свобода как высшая идея//Новое время. -1993.-№6.-С. 58.
Статья