Контаминация антибиотиками животноводческой и птицеводческой продукции

Автор: Сулайманова Г.В., Донкова Н.В.

Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau

Рубрика: Ветеринария и зоотехния

Статья в выпуске: 6, 2020 года.

Бесплатный доступ

Изучена контаминация животноводческой и птицеводческой продукции, реализуемой на территории Красноярского края, остаточными количествами антимикробных препаратов за период с 2016 до 2019 год. Учитывали содержание остаточного количества антимикробных препаратов в животноводческой продукции: мясе (говядине, свинине, баранине, конине), субпродуктах (печени), молоке и молочных продуктах (сливочном масле, сметане) и в продукции птицеводства (мясе птицы и яйцах), а также в меде. Установлено, что в животноводческой и птицеводческой продукции, реализуемой на территории Красноярского края, обнаруживаются остатки различных антимикробных препаратов. За период с января 2016 г. по декабрь 2019 г. в пищевых продуктах были выявлены остаточные количества таких антибиотиков, как тетрациклины, хлорамфеникол, нитрофураны и их метаболиты, стрептомицины и пенициллины. В продуктах преобладают остатки антимикробного препарата хлорамфеникола (левомицитина), на его долю приходится 40,74 %, на долю нитрофурановых препаратов и их метаболитов - 29,63 %, препаратов тетрациклиновой группы - 22,22 %. Встречаются единичные случаи контаминации молока остатками стрептомицина и пенициллина. Из всех контаминированных продуктов чаще остаточные количества антимикробных препаратов выявляли в молочной продукции - 40,74 %, в мясе и мясопродуктах - 33,33, реже в меде - 14,81 и в яйце -11,11 %. В 0,63 % исследованных проб говядины выявлены остаточные количестванитрофуранов и их метаболитов, в 0,61 % проб - левомицетин. В пробах молока обнаружены остаточные количества антибиотиков тетрациклиновой группы (0,53 %), левомицетина (0,1 5%), нитрофуранов и их метаболитов (0,26 %). Остатками левомицитина контаминировано 0,61 % говядины, 0,15 % молока, 1,01 % яиц; нитрофуранами и их метаболитми загрязнено 0,63 % говядины и 0,26 % молока. Антибиотики тетрациклиновой группы регистрировались в 0,53 % исследованных образцов молока. В меде выявляли остаточные количества антибиотиков тетрациклинового ряда и нитрофуранов. Встречались единичные случаи контаминации молока стрептомицином и пенициллином. В конине и баранине остаточных количеств антимикробных препаратов не обнаружено.

Еще

Антибиотики, контаминация, продукция животноводства и птицеводства

Короткий адрес: https://sciup.org/140250648

IDR: 140250648   |   DOI: 10.36718/1819-4036-2020-6-188-193

Текст научной статьи Контаминация антибиотиками животноводческой и птицеводческой продукции

Введение . Перечень лекарственных препаратов, применяемых в ветеринарной медицине для лечения инфекционных и незаразных заболеваний у животных и птиц, с каждым годом неуклонно увеличивается [1]. Наиболее широкое распространение получили антибиотики, которые начиная с 40-х годов прошлого столетия используют с я в медицине в качестве лечебных препаратов, а в ветеринарии в качестве лечебно-профилактических средств [2–4].

Использование фармакологических препаратов в условиях промышленной технологии позволяет не только обеспечить сохранность поголовья животных и птицы, но и привести и к негативным последствиям [5]. В частности, лекарственные препараты, являющиеся по своей природе ксенобиотиками, могут снижать функциональные возможности органов продуктивных животных, оказывать влияние на биотрансформацию и выведение чужеродных веществ [6] и приводить к их накоплению в органах и тканях сельскохозяйственных животных и птиц, вызывая загрязнение пищевых продуктов [1, 4]. Длительное потребление таких продуктов оказывает негативное влияние на здоровье человека, в частности способствует развитию антибиотико-резистентности [7]. Устойчивость к антимикробным препаратам имеет огромное социальноэкономическое значение и рассматривается как угроза национальной безопасности [8]. Поэтому изучение загрязнения животноводческой и птицеводческой продукции антимикробными препаратами является актуальной задачей.

Цель исследования . Изучение контаминации антибиотиками продукции животноводства и птицеводства, реализуемой на территории Красноярского края.

Объекты и методы исследования. Анализ контаминации антибиотиками животноводческой и птицеводческой продукции, реализуемой на территории Красноярского края за период с января 2016 года по декабрь 2019 года, проведен в Институте прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины на основе данных Референтного центра территориального управления Россельхознадзора по Красноярскому краю. Учитывали содержание остаточного количества антимикробных препаратов в животноводческой продукции: мясе (говядине, свинине, баранине, конине), субпродуктах (печени), молоке и молочных продуктах (сливочном масле, сметане) и в продукции птицеводства (мясе птицы и яйцах), а также в меде.

Результаты исследования и их обсуждение . В Российской Федерации остатки антимикробных и антипротозойных лекарственных препаратов, инсектицидов, содержащихся в продуктах животноводства и птицеводства, регламентируются законодательно посредством технических регламентов Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 0.21 /2011), «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) и «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013).

С целью контроля остаточных количеств антибактериальных препаратов в продукции животноводства и птицеводства применяются скрининг и подтверждающие методы. К скри- нинг-методам относят микробиологический, основанный на ингибировании роста тест-культур микроорганизмов для определения остаточного содержания антибиотиков; радиоиммунный (РИА) и иммунофермерментный (ИФА) анализы для определения тетрациклинов, хлорамфеникола (левомицитина) в тканях, органах и физиологических жидкостях; высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ) для выявления аминогликозидов, нитрофуранов в мясе и субпродуктах.

В животноводческой и птицеводческой продукции, реализуемой на территории Красноярского края, обнаруживаются остатки различных антимикробных препаратов. За период с января 2016 года по декабрь 2019 года в пищевых продуктах были выявлены остаточные количества таких антибиотиков, как тетрациклины, хлорамфеникол, нитрофураны и их метаболиты, стрептомицины и пенициллины (табл.).

Количество проб пищевых продуктов, в которых выявлены антибиотики

Антибиотик

Год

За все годы

2016

2017

2018

2019

Хлорамфеникол

11

11

Нитрофураны

8

8

Тетрациклины

4

2

6

Стрептомицин

1

1

Пенициллин

1

1

Итого

12

4

11

0

27

Наиболее часто в животноводческой продукции выявляют остаточные количества хлорамфеникола, на его долю приходится 40,74 % от общего количества антимикробных контаминан-тов. Загрязнение нитрофурановыми препаратами и их метаболитами составляет 29,63 %, а препаратами тетрациклиновой группы – 22,22 % от всех выявляемых в продуктах антимикробных препаратов. Отмечены также единичные случаи загрязнения продукции остаточными количествами стрептомицина и пенициллина, причем оба антимикробных препарата были выявлены в молоке (рис.1).

Обнаруживаемые в животноводческой и птицеводческой продукции антимикробные препараты широко применяются в ветеринарной медицине для лечения сальмонеллеза, колибакте-риоза, микоплазмоза, бронхопневмонии, гнойно- воспалительных заболеваний кожи и слизистых оболочек, маститов и других заболеваний животных, их попадание в исследуемые пробы может быть связано с фактором невыдержива-ния сроков каренции.

Наибольшее количество проб продукции, в которых обнаружены остатки антибиотиков, зарегистрировано в 2016 году – 12, причем из всех проб контаминация хлорамфениколом составила 91,7 %. В 2017 году в 4 образцах продукции выявляли остаточные количества антибиотиков тетрациклинового ряда. В 2018 году было обнаружено 11 положительных проб, в которых преобладали нитрофурановые препараты (в 8 исследованных образцах продукции). В 2019 году загрязнения продукции остатками антибактериальных препаратов не установлено (рис. 2).

  •    левомицетин

в нитрофураны

  •    тетрациклины

  •    стрептомицин

  •    пенициллин

Рис. 1. Антимикробные препараты, обнаруженные в продукции

Рис. 2. Динамика выявления продуктов, содержащих антибиотики, по годам

Остаточное содержание антимикробных препаратов обнаружено в мясе и субпродуктах (в говядине, говяжьей печени, свинине, мясе птицы), молоке и молочных продуктах (сметане, сливочном масле), яйцах и меде.

Чаще всего остаточное количество антимикробных препаратов обнаруживали в животноводческой продукции – 70,38 %, реже в птицеводческой – 14,81 %. По видам продукции наиболее часто остаточные количества антимикробных препаратов выявляли: в молочной продукции – 40,74 %, в мясе и мясопродуктах – 33,33; меде – 14,81 и в яйцах – 11,11 %.

Согласно гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, принятым в Российской Федерации и странах Таможенного союза в соответствии с ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», содержание хлорамфеникола в яйцах, мясе и других продуктах должно быть менее 0,01 мг/кг. Такие же нормы установлены для молочных продуктов ТР ТС 033/2013

«О безопасности молока и молочной продукции». С 1 июля 2015 года, согласно ТР ТС 033/2013, максимально допустимое содержание левомицетина в молоке не должно превышать 3·10-4 мг/кг. Согласно требованиям регламента, в продукции не допускается содержание нитрофуранов и их метаболитов, стрептомицина (не более 0,2 мг/кг) и пенициллина (не более 0,004 мг/кг), антибиотиков тетрациклиновой группы (не более 0,01 мг/кг).

Всего за указанный период на содержание хлорамфеникола (левомицетина) – антибиотика из группы амфениколов было исследовано 327 проб говядины, 375 – свинины, 373 – мяса птицы, 647 – коровьего молока, 297 – яиц.

В 2016 году было выявлено превышение допустимой нормы остаточных количеств хлорамфеникола в животноводческой продукции: в двух пробах замороженной говядины – в пробе говядины бескостной рубленной – 0,010 мг/кг и пробе говядины в полутушках и четвертинках – 0,016 мг/кг, в печени говяжьей замороженной –

0,014 мг/кг, в одном образце сливочного масла – 0,005 мг/кг. В продукции птицеводства в 2016 году обнаружили остаточные количества хлорамфеникола в трех образцах яйца столового – 0,04 мг/кг, 0,03 и 0,01 мг/кг и одной тушке цыпленка-бройлера – 0,13 мг/кг.

В 2018 году остаточные количества хлорамфеникола были обнаружены в одной пробе молока – 0,010 мг/кг и одной пробе сметаны – 0,0006 мг/кг.

Наиболее часто остаточные количества хлорамфеникола обнаруживали в яйцах кур – 1,01 %. Остатки хлорамфеникола были выявлены в 0,61 % исследованных образцов говядины и в 0,15 % исследованных образцов молока.

На содержание в продукции остатков антибиотиков тетрациклиновой группы было исследовано 158 проб говядины, 10 – говяжьей печени, 226 – мяса птицы, 566 – коровьего молока, 199 – яиц. Остатки антибиотиков тетрациклиновой группы были выявлены в 2017 году в следующих продуктах: в одном образце говяжьей замороженной печени – 0,04 мг/кг; одной пробе молока – 0,017 мг/кг и в двух пробах меда 0,017 и 0,034 мг/кг. В 2018 году в лабораториях были обнаружены остаточные количества тетрациклина в одной пробе молока в количестве 0,031 мг/кг.

Контаминация тетрациклиновыми препаратами молока составила 0,53 %, отмечали также единичные случаи загрязнения говяжьей печени. Было исследовано 9 проб меда на наличие остаточных количеств антибиотиков тетрациклинового ряда, из которых две пробы были положительные. В говядине, мясе птицы и яйцах остатков тетрациклинов не обнаружили.

На наличие остаточных количеств нитрофурановых препаратов и их метаболитов за данный период было исследовано 320 проб говядины, 566 – свинины, 438 – мяса птицы, 772 – молока, 308 – яиц и 47 – меда. Остаточные количества нитрофурановых препаратов и их метаболитов были выявлены в продукции в семи пробах продуктов: в трех пробах замороженной говядины в количестве – 0,00016 мг/кг, 0,00016, 0,00017 мг/кг; в одной пробе замороженной свинины – 0,00014 мг/кг; в двух пробах молока – 0,00031 и 0,00073 мг/кг и в натуральном меде – 0,00025 мг/кг.

Остаточные количества нитрофуранов и их метаболитов выявили в 0,63 % исследованных проб говядины и 0,26 % проб молока. В свинине и в меде были зарегистрированы единичные случаи контаминации препаратами данной группы. В мясе птицы, яйцах остатков нитрофурановых препаратов и их метаболитов не обнаружено.

За указанные период на выявление остатков стрептомицина было исследовано 35 проб говядины, 116 проб свинины, 5 образцов баранины и 2 конины и 107 проб молока. В мясе остатков стрептомицина не обнаружили, в молоке выявили одну пробу, в которой содержалось препарата 0,023 мг/кг.

На наличие остатков пенициллина было исследовано 83 пробы говядины, 98 проб свинины, 2 пробы конины, 4 пробы баранины и 92 пробы мяса птицы. В образцах мяса и мясопродуктов не было обнаружено контаминации остатками пенициллина. На наличие пенициллина было исследовано 566 проб молока, из которых одна проба была положительной.

Выводы. Наиболее часто в продукции птицеводства и животноводства выявляется лево-мицитин, на его долю приходится 40,74 % всех выявляемых в продукции антимикробных препаратов. Левомицетином контаминировано 0,61 % исследованных проб говядины, 0,15 % проб молока, 1,01 % проб яиц. Нитрофуранами и их метаболитами загрязнено 0,63 % говядины и 0,26 % молока; антибиотиками тетрациклиновой группы – 0,53 % молока. В меде выявлены остаточные количества антибиотиков тетрациклинового ряда и нитрофуранов. Стрептомицин и пенициллин обнаружен в единичных пробах молока.

Список литературы Контаминация антибиотиками животноводческой и птицеводческой продукции

  • Донкова Н.В. Контаминация мяса птицы остатками лекарственных препаратов / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2018. 162 с.
  • Забровская А.В. Чувствительность к антимикробным препаратам микроорганизмов, выделенных у сельскохозяйственных животных и из продукции животноводства // Vetpharma. 2012. № 5. С. 20-24.
  • Общая Клиническая фармакология, фармакокинетика, фармакодинамика и побочное действие лекарственных средств / В.Д. Соколов, Н.А. Андреева, Г.А. Ноздрин [и др.] // Клиническая фармакология / под ред. В.Д. Соколова. М.: Колос, 2002. 464 с.
  • Почицкая И.М., Лобазова И.Е., Верещак С.Н. Контроль содержания антибиотиков в мясной продукции // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В.М. Горбатова. 2014. № 1. С. 176-179.
  • Сулайманова Г.В., Донкова Н.В. Влияние повышенных доз тилозина на биохимические показатели крови и содержание малонового диальдегида в печени цыплят // Вестник ИрГСХА. 2018. № 85. С. 149-154.
  • Донкова Н.В. Контаминация антибиотиками птицепродукции в условиях эксперимента // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2012. № 4 (8). С. 74-78.
  • Алимарданов А.Ш. Антибиотикочувствительность и антибиотикорезистентность штаммов эшерихий, циркулирующих на птицефабриках // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2007. № 7 (33). С. 41-44.
  • Белкина М.М. Безрецептурный прием антибиотиков: особенности применения антибиотиков студентами 4-6 курсов Гомельского государственного медицинского университета // Научные стремления, 2014. № 4. С.10-14.
Еще
Статья научная