Контраст в музыке и его жанрообразующая функция в сонате барокко
Автор: Шитикова Раиса Григорьевна
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Мир художественной культуры
Статья в выпуске: 3 (24), 2012 года.
Бесплатный доступ
Теоретически обосновывается новый подход к феномену контраста в музыке. Данное явление представлено в виде сложно организованной многоуровневой системы, включающей в качестве составляющих компонентов как общелогические нормы художественного мышления, так и иерархически дифференцированный комплекс имманентных музыкальных закономерностей. На основании всестороннего анализа сущности, структуры и значения контраста для различных уровней композиции выдвинута гипотеза о его жанрообразующей функции в крупномасштабных построениях, подтвержденная на материале сонаты барокко.
Барокко, жанр, композиция, контраст музыкальный язык, соната, форма
Короткий адрес: https://sciup.org/14042737
IDR: 14042737
Список литературы Контраст в музыке и его жанрообразующая функция в сонате барокко
- Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке//Музыкальный современник. -М.: Сов. композитор, 1987, вып. 6. -С. 5-44.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. -Л.: Музыка, 1971. -376 с.
- Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. -М.: Музыка, 1978. -332 с.
- Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: В 2-х ч. -М.: Владос, 2003. -Ч. 1. -256с; Ч. 2. -208 с.
- Гегель Г. Сочинения: В 14-ти т. -М.; Л.: Гос. изд-во, 1930-1959.
- Дауноравичене Г. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки//Laudamus (к шестидесятилетию Ю.Н. Холопова). -М.: Композитор, 1992. -С. 99-106.
- Задерацкий В.В. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 1995, вып. 1. -541 с.
- Лебедева Е.В. Контраст в музыке как музыкальная категория (в аспекте музыки первой половины ХХ века)/Автореф. дис. … канд. искусствоведения. -Киев: АН УССР, 1980. -25 с.
- Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. -М.: Музыка, 1994. -317 с.
- Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. -752 с.
- Медушевский В.В. О динамическом контрасте в музыке//Эстетические очерки. -1967, вып. 2. -С. 212-244.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. -254 с.
- Назайкинский Е.В. Принцип единовременного контраста//Русская книга о Бахе. -М.: Музыка, 1985. -С. 265-294.
- Неф К. История западноевропейской музыки. -М.: Музгиз, 1938. -304 с.
- Петров А.Н. Выражение конфликта в инструментальной музыке: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1985. -24 с.
- Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. 2-е изд. -М.: Музгиз, 1954. -384 с.
- Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. -СПб.: Композитор, 1998. -267 с.
- Словарь иностранных слов/17-е изд., испр. -М.: Русский язык, 1988. -608 с.
- Словарь русского языка. В 4-х тт. Т. 2. -М.: Русский язык, 1982. -736 с.
- Смирнова Т. М. Проблема теории музыкального жанра/Автореф. дис. … канд. искусствоведения. -Киев, 1988. -14 с.
- Соколов О.В. Морфология музыки и ее художественные жанры. -Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1994. -220 с.
- Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке//Сохор А.Н. Вопросы социологии музыки. Т. 2. -Л.: Сов. композитор, 1981.-С. 231-293.
- Способин И.В. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 2002. -400 с.
- Тараканов М.Е. О выражении конфликтов в инструментальной музыке//Вопросы музыкознания. -М., 1956.
- Тюлин Ю.Н. и др. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 1974. -359 с.
- Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальных форм//Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971.-С. 65-94.
- Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. -СПб.: Лань, 2001. -496 с.
- Царева Е.М. Жанр музыкальный//Музыкальная энциклопедия. Т. 2. -М.: Сов. энциклопедия, 1974. -Стб. 383-388.
- Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. -159 с.
- Шитикова Р.Г. Контраст в музыке: сущность, структура, функции (к проблеме постижения содержания музыкального произведения)//Современное музыкальное образование -2004: Материалы международной научно-практической конференции (26-29 октября 2004). Ч. 1. -СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. -С. 30-34.
- Шитикова Р.Г. Соната как художественный код музыкального мышления Нового и Новейшего времени//Проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. -С. 42-54.
- Шубина Л.И. Проблемы жанрообразования в советской массовой песне: Автореф. дис… канд. искусствоведения. М., ВНИИ искусствознания, 1987. -22 с.
- Besseler H. Aufsatze zur Musikasthetik und Musikgechichte. -Leipzig: Reclam, 1978. -469 s.
- Cassirer E. An Essay On Man. -New Haven; London: Yale University Press, 1944. -236 p.
- Медушевский В.В. О динамическом контрасте в музыке//Эстетические очерки. -1967, вып. 2. -С. 212-244.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. -254 с.
- Назайкинский Е.В. Принцип единовременного контраста//Русская книга о Бахе. -М.: Музыка, 1985. -С. 265-294.
- Неф К. История западноевропейской музыки. -М.: Музгиз, 1938. -304 с.
- Петров А.Н. Выражение конфликта в инструментальной музыке: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1985. -24 с.
- Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. 2-е изд. -М.: Музгиз, 1954. -384 с.
- Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. -СПб.: Композитор, 1998. -267 с.
- Словарь иностранных слов/17-е изд., испр. -М.: Русский язык, 1988. -608 с.
- Словарь русского языка. В 4-х тт. Т. 2. -М.: Русский язык, 1982. -736 с.
- Смирнова Т. М. Проблема теории музыкального жанра/Автореф. дис. … канд. искусствоведения. -Киев, 1988. -14 с.
- Соколов О.В. Морфология музыки и ее художественные жанры. -Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1994. -220 с.
- Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке//Сохор А.Н. Вопросы социологии музыки. Т. 2. -Л.: Сов. композитор, 1981.-С. 231-293.
- Способин И.В. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 2002. -400 с.
- Тараканов М.Е. О выражении конфликтов в инструментальной музыке//Вопросы музыкознания. -М., 1956.
- Тюлин Ю.Н. и др. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 1974. -359 с.
- Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальных форм//Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971.-С. 65-94.
- Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. -СПб.: Лань, 2001. -496 с.
- Царева Е.М. Жанр музыкальный//Музыкальная энциклопедия. Т. 2. -М.: Сов. энциклопедия, 1974. -Стб. 383-388.
- Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. -159 с.
- Шитикова Р.Г. Контраст в музыке: сущность, структура, функции (к проблеме постижения содержания музыкального произведения)//Современное музыкальное образование -2004: Материалы международной научно-практической конференции (26-29 октября 2004). Ч. 1. -СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. -С. 30-34.
- Шитикова Р.Г. Соната как художественный код музыкального мышления Нового и Новейшего времени//Проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. -С. 42-54.
- Шубина Л.И. Проблемы жанрообразования в советской массовой песне: Автореф. дис… канд. искусствоведения. М., ВНИИ искусствознания, 1987. -22 с.
- Besseler H. Aufsatze zur Musikasthetik und Musikgechichte. -Leipzig: Reclam, 1978. -469 s.
- Cassirer E. An Essay On Man. -New Haven; London: Yale University Press, 1944. -236 p.