Контуры философской методологии
Автор: Абрамов В.А.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Философия образования
Статья в выпуске: 3 (19), 2000 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147135364
IDR: 147135364
Текст статьи Контуры философской методологии
Формирование философского мышления, философского мировоззрения без методологии (методов, принципов, установок) не может быть эффективным. «Идеологическая» (или классовая) методология по своей сути оказалась малопригодной, хотя по-своему и решала мировоззренческие проблемы. Партийная методология мало внимания уделяла развитию индивидуальных способностей конкретного индивида. Она была акцентирована на классовые, общечеловеческие ценности, абсолютизировала некоторые «необходимые» способы понимания и осмысления явлений действительности. Утверждалось, что для постижения объекта должен быть метод и в принципе любое мышление способно к такому постижению, если оно использует метод. В определенном аспекте в данной позиции есть позитивное зерно, бывает и эффект от такого методологического «настроя», но в любом случае этот тип методологии нарушает преемственность, отходит от исторических традиций формирования философского мышления, допуская ошибку методологизации всего содержания дисциплинарного курса философии.
Европейский методологизм в сфере философии основывается на иных принципах и подходах, и прежде всего на том, что философия - не предмет, а инструмент исследования. Иначе говоря, надо давать (формировать) способ философского мышления, учить философствовать. Эта древняя европейская (и не только европейская) традиция содержит главный рефлексивный методологический принцип: познай себя, т.е. учись саморефлексии. самокритике, учись мыслить. Принцип означает, что единственный опыт, который имеет значение - опыт индивидуальный. Более двух тысяч лет апробировался данный принцип и принес положительный результат - все европейские философские системы зиждутся на саморефлексии. Например, основоположник европейской философии нового времени Р.Декарт непосредственно базируется на саморефлексивном очевидном: я мыслю, следовательно, я существую. Мощные системы И.Канта, Э.Гуссерля и многих других подтверждают незыблемость древнего принципа.
Давно уже стал очевидным тот факт, что каждое поколение учится заново ходить, писать, читать и мыслить, что требует индивидуального опыта, опыта восприятия, движения, мысли. Опыт индивидуальной рефлексии (саморефлексия) - вот то главное, что необходимо в формировании философского мышления.
В преподавании философии, с нашей точки зрения, следует выделять три группы методологических приемов. Первая -способы формирования философского мышления, способностей, приемов, навыков обобщенного мышления. Вторая - способы (принципы) конструирования набора тем и принципы конструирования содержания тем и проблем курса. Третья - приемы, способы коррекции мышления студентов в плане содержания тем курса.
Следует учитывать и обстоятельства, при которых происходит изучение курса, влияющие на качество формирования философского мышления. Это экономические и социальные условия студентов и преподавателей, а также учебно-методические условия: количество студентов в группах, неимоверно раздутое в наших вузах, наличие учебных пособий и др. По отношению к условиям обучения действительно необходима реформа. Вряд ли можно убедить кого-либо, что количество студентов по 35 -40 чел. в группе способствует повышению качества процесса дисциплинарного обучения. Наоборот, в этом случае мы
имеем факт деградации качества этого процесса и его результатов.
Фундаментальным условием, базисом в преподавании гуманитарных дисциплин, а в особенности философии, является умение пользоваться устным и письменным языком, ориентироваться в языковой коммуникации. Язык отражает и фиксирует стадии прогресса уровней ментальности личности, типы значений и обобщений. Языковая культура, степень ее развития у личности имеет первостепенное значение в формировании обобщенного мышления. Устная и письменная речь предоставляет возможность фиксировать опыт в различных аспектах - в виде причинно-следственных связей, памяти, действий с ними в пространстве и времени. Вербальное конструирование должно быть элементарно развито.
Особое значение имеет индивидуальный опыт конструирования художественных образов и манипуляций с ними. В этом плане сфера искусства - богатейший источник для формирования эмоциональной и вербальной гибкости личности. Современное гуманитарное образование опирается на возможности художественных образов, а поэтому становится намного эффективнее и основательнее. Художественные и музыкальные образы представляют собой очень мощный канал воздействия на мышление и его развитие, что должно быть обязательно учтено всей системой образования.
Принципы и методики преподавания дисциплинарной философии (которых существует множество) нуждаются в развитии и апробации не только на теоретическом уровне, но и в создании различных дисциплинарных (педагогических) технологий. Что существенно в такой технологии? Ответ прост: развитие способностей, навыков мышления конкретной личности. В изучении, например, фундаментальных наук -математики, физики — в соответствующих разделах приводятся задачи, вопросы, проблемы. Здесь же содержатся способы, приемы, правила, принципы и средства их решения. Выпускаются и используются специальные пособия по решению задач; где есть задачи, решение и ответы. Цель очевидна - формирование способностей, навы

ков решения дисциплинарных проблем" математических, физических. Так закладывается способ понимания и объяснения объектов и процессов.
Философия - иная сфера, но дисциплинарная методология содержит ту же принципиальную задачу - формирование способа мышления, но способа философского, обобщенного, включающего и рефлексию самой методологии. Понимание конкретного с точки зрения всеобщего возможно тогда, когда сформированы:
-
а) способность выделять, фиксировать, осознавать единичность предмета, свойства, отношения. Если мышление не способно осуществлять процедуры абстрагирования, идеализации, то формирование и осмысление какой бы то ни было философской системы - пустая затея;
-
б) способность «связывать» вещи. Связанность есть сущность всех вещей. Отдельные, абсолютно изолированные факты в природе отсутствуют. Отдельный изолированный факт есть миф нашего мышления, условное допущение. Следовательно, существенным принципом всякой философской методологии является принцип всеобщей связи, или принцип единства. Принципы отражения, причинности, развития вне принципа связи есть бессвязные и пустые установки;
-
в) навыки обобщения, теоретического смыслового «сжатия» знания, умение конструировать понятия или постулаты большой степени общности. Способы обобщения слабо заложены в дисциплинарной методологии философии. В этом отношении вся методология, если она желает быть эффективной, должна быть реконструирована;
-
г) четкое представление того, что не является истинным, что ложно или противоположно. Эта грань часто упускается из виду в преподавании курса философии, между тем ее осмысление и есть залог полного гносеологического представления рассматриваемого объекта;
-
д) любовь к знанию. Знание должно быть «прожито», оно должно стать «моим», быть для меня внутренне убедительным. Любовь к знанию есть узре-ние его тайны, ощущение внутреннего родства с приобретенным знанием. Лю-
$■■ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ж
бшь знание - значит стремиться к его поиску, к порождению. На это обязательно должен быть нацелен каждый педагог.
И последний «контур» методологии степень ее объективной точности. Все дисциплинарные методологии отличаются именно степенью точности обнаружения, описания сущности вещей. Важное методологическое разграничение в этом вопросе было предложено К.Р.Поппером (см.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 63 -65). Поппер выделяет два разных типа методологии: методологический эссенциализм и методологический номинализм. Методологический эссенциализм - раскрытие сущности при помощи интеллектуальной интуиции, сущность при этом имеет соответствующее ей имя. Описание сущности здесь называется определением. Сущность науки, таким образом, состоит в раскрытии и описании посредством определений сущности вещей.
Такой способ используется главным образом в общественных науках. Методологический номинализм стремится не к пости- жению сущности вещей при помощи описания и определения их подлинной природы, а к описанию того, как вещь ведет себя при различных обстоятельствах, к выяснению закономерностей ее поведения. Такой способ широко распространен в естественных науках.
Действительно, в сфере научного знания очень важен способ раскрытия сущности. В теоретической философии эта проблема так же актуальна. На наш взгляд, степень точности в раскрытии сущности предметов заключена в философских системах и может быть определена в их критическом сравнении или сопоставлении. А это требует основательного знания историко-философских систем. Отсюда изучение философских учений - необходимое условие понимания их объективности.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.М.Голубчик, зав. кафедрой 'экономической географии
МГУ им. Н. П. Огарева, профессор,
С.П.Евдокимов, профессор кафедры физической географии
МГУ им. Н.П.Огарева,
Философско-методологические проблемы географического образования могут быть рассмотрены со стороны объекта -план содержания науки, теории - план отражения, языка науки - план выражения. Поскольку эта проблематика неисчерпаема и охватить ее всю невозможно, мы остановимся только на некоторых вопросах объекта и отражения.
Длительный процесс становления и развития географии был буквально пронизан “сквозными” темами, имеющими, как правило, непреходящий характер (они продолжают обсуждаться и в наши дни). К таким темам относятся представления об объекте и предмете науки, об основных способах научного географического познания, о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза, идеи географического детерминизма и индетерминизма, и целый ряд других.
Сложность определения объекта географической науки во многом обусловлена особенностями ее структурной организации и положением на стыке естественных, социальных и технических наук. С позиций системного анализа объектом изучения географической науки являются географические (пространственные) системы природного и общественного характера, которые объединяются сетью географических отношений. Отсюда географию можно определить как науку о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно-временных природно-об-