Конвергентно возникающие созвучия зооморфным персонажам с декорированным туловищем: звериный стиль или свободная стилизация?
Автор: Дэвлет Е.Г.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Статья в выпуске: 248, 2017 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются примеры зооморфных изображений с декорированным корпусом, известные в декоративно-прикладном искусстве и в искусстве петроглифов различных территорий - Саяно-Алтая и Нижнего Амура. Такие изображения называли выполненными в орнаментальном, сквозном, прозрачном, ажурном, рентгеновском стиле. Сходство стилистических решений в искусстве удаленных территорий рассматривается как проявление конвергентного сходства, имеющего фундаментальную основу в архаической картине мира. Подчеркивается, что формирование изобразительных преференций в наскальном искусстве складывается на основе визуальных предпочтений, определявшихся долговременными традициями работы с материалами, легко позволявшими изготавливать ажурные изображения, - как на Алтае, таки на Нижнем Амуре ярко представлено искусство аппликации. Историко-культурная и художественная среда активно воздействовала на востребованность изобразительных приемов и выбор центральных образов на протяжении различных эпох.
Скифо-сибирский мир, наскальное искусство
Короткий адрес: https://sciup.org/143163942
IDR: 143163942
Список литературы Конвергентно возникающие созвучия зооморфным персонажам с декорированным туловищем: звериный стиль или свободная стилизация?
- Баркова Л. Л., 1990. Образ оленя в искусстве древнего Алтая (по материалам Больших Алтайских курганов)//Археологический сб. Гос. Эрмитажа. Вып. 30. л.: Искусство. С. 55-66.
- Василевич Г. М., 1957. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков//Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. XVII. Л.: Изд-во ан СССр. С. 151-185.
- Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А., 2005. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.: Алетейа. 472 с.
- Дэвлет М. А., 1982. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука. 128 с.
- Ермолова Н. В., 1993. Олень в традиционных представлениях эвенков//Традиционные верования в современной культуре этносов. Спб.: РЭМ. С. 152-167.
- Иванов С. В., 1954. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX -начала XX в. М.; л.: изд-во ан СССр. 838 с. (Труды Института этнографии. Нов. сер.; Т. XXII.)
- Король Г. Г., 2017а. Истоки зооморфного кода в средневековом искусстве Саяно-Алтая//КСИА. Вып. 247. С. 104-118.
- Король Г. Г., 2017б. Реалистичные образы-«личины» в средневековой центральной азии: портрет или символ//Вестник ТомГУ. История. № 49. С. 70-75.
- Королькова Е. Ф., 2017. О происхождении некоторых особенностей сибирского звериного стиля//КСИА. Вып. 247. С. 49-59.
- Кочешков Н. В., 1979. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX -середины XX века. М.: Наука. 205 с.
- Окладников А. П., 1971. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука 334 с.
- Окладников А. П., 1981. Петроглифы Монголии. Л.: Наука. 228 с.
- Попов А. А., 1984. Нганасаны: социальное устройство и верования. л.: наука. 150 с.
- Руденко С. И., 1960. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 360 с.
- Советова О. С., 2017. Декорированные изображения и «алтайский» стиль в наскальном искусстве Минусинской котловины в скифскую эпоху//КСИА. Вып. 247. С. 131-148.