Корейские миссионеры в этнических общинах Красноярска и Новосибирска

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521262

IDR: 14521262

Текст статьи Корейские миссионеры в этнических общинах Красноярска и Новосибирска

Конфессиональное пространство сибирских городов характеризуется широким присутствием протестантских деноминаций. В условиях сосуществования многих национальностей в городских условиях, некоторые протестантские церкви формируются по этническому принципу. В данной статье рассматриваются основные стратегии корейских миссионеров в этнических общинах г. Красноярска.

Одна из основных миссиологических стратегий направлена на создание моноэтничных церквей, т.к. считается, что именно такая церковь будет иметь приоритетный рост. Данная миссиологическая стратегия пропагандируется в рамках всемирно-известного международного миссиологичес-кого института - семинарии Фуллера, в рамках которого многие корейские миссионеры получили образование. В данном случае речь идет об организации церкви либо для этнических корейцев (российских, китайских), либо для представителей тюркских народов. Работа среди представителей тюркских народов строится на подчеркивании общей азиатской идентичности и реализуется наиболее активно в Республиках Алтай, Тыва, Бурятия. Но и за пределами этих регионов, в городах корейские миссионеры работают с представителями данных национальностей. В частности в г. Новосибирске функционирует образованная корейским миссионер ом группа для молодых якутов, тувинцев и представителей других тюркских народов, приехавших в город на учебу.

Помимо ссылок на миссиологическую традицию, некоторые миссионеры говорят, что не имеют достаточного опыта работы в полиэтничных средах, не считают возможным проповедовать для широких слоев, в том числе и для русских, в силу своей культурной (языковой) ограниченности.

Те корейские миссионеры, которые были посланы в Россию не конкретной церковью или деноминацией, а внеденоминационным миссионерским союзом или приехали по собственной инициативе, примыкают к одной из российских протестантских церквей. В частности одним из примеров такого служения является деятельность миссионерской пары из Республики Корея, которая присоединилась к баптистской церкви в Академгородке г Новосибирска. Изначально, будучи консервативной, данная церковь состояла в основном из пожилых женщин. Однако с приходом корейских миссионеров в церкви шаг за шагом стало внедряться музыкальное, мо- лодежное служение, что повлекло либерализацию формы богослужения и привлекло университетскую молодежь, среди которой есть приезжие из Республики Алтай, Тыва, др.

По словам корейских миссионеров, работающих в Новосибирске, в целом их деятельность рассредоточена по нескольким направлениям: 1) организация церквей для российских корейцев, 2) церквей для тюркских народов, 3) христианских групп для диаспор других этнических групп, и 4) работа внутри российских церквей с ориентацией на полиэтничное сообщество.

Одной из приоритетных задач корейских миссионеров в Сибири остается работа с корейской диаспорой. Если на Дальнем Востоке эта задача была решена еще в 1990-е гг., то в Сибири это направление остается актуальным и сегодня. Во многом приоритет работы с дальневосточной диаспорой был связан с ее многочисленностью и экономическими интересами Республики Корея на Дальнем Востоке РФ. Если в Сахалинской обл. проживает около 30 тыс. корейцев, в Приморском крае около 20 тыс. корейцев, то в Сибири эти числа на порядок ниже: В Томской обл. – 1149, Омской обл. – 741, Новосибирской обл.– 2154, в Алтайский крае – 1309, в Красноярском крае –1166, в Иркутской обл. – 1545 человек (по переписи 2002 г.)*. Однако, учитывая деловую активность многих представителей корейской диаспоры, налаживание контактов с ней представляет интерес. В силу провозглашенной правительством Республики Корея курс на построение Глобального Корейского сообщества, где ставка делается на корейские диаспоры во всех странах мира, данная задача в частности может решаться с помощью ведущих культурообразующую деятельность церквей. Кроме этого, сами церковные институты заинтересованы в расширении сферы влияния, а реализация данных планов за счет этнических корейцев кажется логичным. Так важной стратегией корейских миссионеров стали усилия по консолидации корейской диаспоры через церковный институт. Показательной является ситуация в г. Красноярске.

В Красноярском крае по переписи населения 2002 г. проживает 1166 корейцев, по неофициальным данным их около 3000 человек. Несмотря на то, что попытки организовать корейскую диаспору в Красноярске имели место в прошлом, к 2006 г. официально корейской диаспоры не зарегистрировано. Однако летом 2006 г . попытка собрать вместе корейцев Красноярска была предпринята миссионеркой из Южной Кореи Сон Л.П., посланной миссионерской организацией GMS (Global Missionary Society), имеющей 17.000 миссионеров во всех странах. Миссионерка имела миссионерский опыт на Сахалине с 1996 г., в Красноярске проживает около года. В традиционное для евангелизаторской работы летнее время, Сон Л.П. пригласила студенческую миссионерскую команду из Южной Кореи для евангелизации в городах Красноярского края. К моменту евангелизации в Красноярске студенты из г. Ансана в количестве 9 человек уже дали выступления в г. Ужуре и Ачинске. В Красноярске они использовали в качестве плацдарма для евангелизации самую сильную протестантскую церковь города – русскую баптистскую церковь «Благодать» (ЕХБ) по договоренности миссионерки Сон Л.П. с руководством церкви. На службе студенты-миссионеры представили часть своей программы, которая, однако, прошла «цензуру» со стороны руководства церкви для восприятия консервативной аудиторией церкви. На общецерковной службе выступила миссионерка Сон Л.П. и объявила о своих целях нахождения в Красноярске, обратившись к прихожанам с просьбой о помощи в реализации ее планов. Первоначальной целью она заявила основание протестантской церкви для российских корейцев и корейцев из Китая, проживающих в Красноярске для организации и сплочения корейской диаспоры города. Второй целью стала организация студенческого миссионерского служения. Третьей целью было заявлено создание в Красноярске Христианского Культурного Центра, в рамках которого планируется вести консультационную работу по семейным вопросам для христианских семейных пар, собирать молодежные группы, собираться по другим поводам, в том числе и для изучения корейского языка для желающих.

Необходимо отметить, что баптистская церковь «Благодать», имеет в Красноярске собственный большой молельный дом, рассчитанный на 500 человек. Позиция руководства церкви в отношении акции Сон выразилась следующим образом: «Мы не можем собрать здесь ни китайцев, ни корейцев. Мы не говорим на их языке. Но мы можем дать им возможность собираться в нашей церкви» – сказал пресвитер. Раз в неделю в церкви собирается протестантская община китайцев – ее ядро составляет 30 человек, на службе бывает около 60. Пастор-китаец был взращен в этой же баптистской церкви и возглавил служение на китайском языке для китайцев. Руководство церкви заявило о своей готовности предоставить помещение и для сбора корейской общины, которую и планирует организовать миссионерка.

Церковь «Благодать» также предоставила помещение для вечера корейской культуры, который провели корейские миссионеры. На встречу были приглашены корейцы Красноярска (пришли в основном пожилые корейцы около 30 человек). Для них южнокорейские студенты-миссионеры и местные китайские корейцы приготовили ужин из блюд традиционной корейской кухни. Стену украшал большой плакат на корейском языке «Концерт корейской культуры для диаспоры». Культурная программа включала в себя выступление студенческой команды с барабанами, традиционные корейские песни и танцы, а также музыкально-танцевальные номера на христианскую тему, в частности спектакль-. пантомима о борьбе добра и зла.

Первая часть программы была посвящена актуализации этнического самоощущения пришедших – миссионеры и присутствующие исполнили корейскую народную песню ариранг в национальных костюмах, испол- нили традиционные мелодии на барабанах. Миссионерка Сон рассказала о важности консолидировать корейскую диаспору Красноярска: «Я никогда не думала, что в Красноярске живет столько корейцев. И мне стыдно, что мы забыли о Вас. Мы живем в разных станах, но мы все - корейцы». Далее с приветствиями выступили лидеры местной корейской диаспоры, они также исполнили несколько корейских песен.

Вторая часть программы была окрашена уже евангелизаторскими оттенками. Корейцы-прихожане баптистской церкви представили нехристианской аудитории свое творчество - исполнили христианские романсы и рассказали о евангелизаторской миссии студенческой команды. Здесь же было дано слово русскому пастору церкви «Благодать», который пригласил корейскую общину приходить на службы в церковь, подчеркнув высокий социальный статус членов корейской диаспоры Красноярска, он предложил им подумать и о Боге.

Миссионерка Сон, приглашая корейцев на христианское служение, особенно подчеркнула важность изучения корейского языка и объявила о начале занятий для корейцев.

Важно, что на встречу были приглашены корейцы представители бизнес элиты, в частности руководитель одного из красноярских телеканалов, на котором рекламировалось бегущей строкой в течение нескольких суток объявление о сборе корейской общины.

В целом, на данном собрании присутствовали пожилые представите -ли корейской диаспоры, многие из которых не знают или забыли корейский язык. В основном, это потомки беженцев из северных районов Кореи, искавших лучшей участи в Сибири в начале ХХ в. Большинство из них вернулись из Казахстана и Узбекистана после массовых депортаций в советское время. Несмотря на сложность исторической судьбы, эти люди считают себя россиянами, хотя их этническая идентичность как корейцев, безусловно, остается. Культурная разница российских корейцев и южнокорейских студентов оказалась не только разницей этнокультурной, языковой, но и разницей межпоколенной.

Попытки консолидации диаспоры через вовлечение в церковный институт являются одним из приемов миссионерской деятельности не только среди корейцев России, но и в других странах проживания корейской диаспоры. Частью евангелизаторских кампаний становится целенаправленная деятельность корейских миссионеров по актуализации этнического самосознания российских корейцев. Сегодня, когда миграционный поток в Российскую Федерацию увеличивается, и идут процессы укрепления диаспор, вопросы сохранения общероссийского культурного пространства приобретают все большую актуальность. В связи с чем, роль религиозных институтов (как христианских, так и мусульманских) в формировании и обслуживании интересов диаспоры, безусловно, требует дальнейшего изучения.