Коррекция токсических эффектов этанола у крыс при помощи перорального введения ацетилцистеина

Автор: Морковин Е.И., Осадченко Н.А., Куркин Д.В., Кнышова Л.П., Бакулин Д.А.

Журнал: Волгоградский научно-медицинский журнал @bulletin-volgmed

Рубрика: Обзорные статьи

Статья в выпуске: 4 (64), 2019 года.

Бесплатный доступ

В данной работе представлены результаты доклинического исследования эффектов ацетилцистеина в отношении биохимических показателей, характеризующих антиоксидантный статус и функциональную активность гепатоцитов у крыс, перенесших острую интоксикацию этанолом. Введение ацетилцистеина предотвращало развитие признаков окислительного стресса, препятствовало увеличению активности трансаминаз в плазме крови и росту содержания триглицеридов в гомогенатах печени (при оценке через 24 ч после алкогольной интоксикации), что позволяет рассматривать ацетилцистеин как перспективное средство коррекции постинтоксикационно-го состояния, вызванного употреблением высоких доз этанола.

Еще

Этанол, постинтоксикационное состояние, похмелье, ацетилцистеин, крысы, доклинические исследования

Короткий адрес: https://sciup.org/142224356

IDR: 142224356

Текст научной статьи Коррекция токсических эффектов этанола у крыс при помощи перорального введения ацетилцистеина

В силу увеличивающегося потребления алкогольных напитков проблема проведения эффективной фармакотерапии похмельного синдрома становится одной из приоритетных задач медико-социальных служб. Тяжесть похмельного синдрома определяется концентрацией и скоростью выведения ацетальдегида – продукта биотрансформации этанола, который может сохраняться в течение многих часов после употребления алкоголя. Одним из подходов в терапии похмельного синдрома заключается в попытке скорейшего восстановления метаболической активности гепатоцитов и интенсификации метаболизма и выведения ацетальдегида [9, 10]. Замедление метаболизма ацетальдегида может происходить из-за истощения запасов восстановленного глутатиона, поэтому применение веществ, способных повышать содержание последнего, может активизировать естественные процессы детоксикации и облегчать похмельный синдром. Перспективным может стать применение с данной целью ацетилцистеина, который представляет собой лекарственное средство, являющееся предшественником глутатиона, используемое, в частности, и при других токсических повреждениях печени, сопро- вождающихся развитием оксидативного стресса и снижением метаболизма в гепатоцитах [5].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучить влияние однократного перорального введения ацетилцистеина в отношении биохимических показателей крыс, перенесших острую алкогольную интоксикацию.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Работу выполнили на 30 самцах крыс линии Вистар (масса тела 300–450 г), случайным образом разделенных на 3 группы. Животным из 2 групп однократно внутрибрюшинно вводили 20%-й раствор этанола в дозе 3 г/кг, а после восстановления установочного рефлекса [3] однократно внутрижелудочно вводили водный раствор ацетилцистеина в дозе 1 г/кг или физиологический раствор в эквивалентном объеме. Крысам из контрольной группы вводили только физиологический раствор (сначала внутрибрюшинно, а через 3 ч – внутриже-лудочно). Через 24 ч после начала эксперимента [2] животных из всех групп умерщвляли, отбирая образцы крови и ткани печени для последующего анализа. Печень предварительно перфузировали раствором Рингера [1]. Активность аспартатаминотрансферазы (АСТ) и аланинаминотрансферазы (АЛТ) в плазме крови животных определяли при помощи соответствующих реагентов (производства ЗАО «Диа-кон-ДС», Россия). Содержание триглицеридов в гомогенатах ткани печени определяли после экстракции гептаном и изопропанолом с последующим фракционированием алкоголятом натрия фотометрически (после инкубации с 2,4-пентандионом при длине волны 410 нм) [4, 6]. Концентрацию малонового диальдегида (МДА) в гомогенатах определяли при помощи реакции с тиобарбитуровой кислотой [8, 12]; концентрацию восстановленного глутатиона – в реакции восстановления 5,5-дитиобис-(2-нитробензойной кислоты) [11]. Активность супероксиддисмутазы (СОД) определяли фотометрическим методом, основанным на оценке степени ингибирования реакции окисления эпинефрина [7, 12]. Все реакции проводили в трипликатах.

Статистическую обработку полученных результатов проводили методами описательной и аналитической статистики. Распределение количественных показателей оценивали, используя тесты Колмогорова – Смирнова и Шапиро – Уилка. При подтверждении гипотезы о нормальном распределении межгрупповые различия оценивали при помощи однофакторного дисперсионного анализа с пост-тестом Ньюмена – Кеулса, а цифровые значения представляли в виде среднего арифметического значения и стандартной ошибки среднего арифметического.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровни активности АСТ и АЛТ в плазме крови крыс, которым вводили только физиологический раствор, составляли (131,1 ± 4,78) Ед./л и (27,3 ± 1,49) Ед./л соответственно. У животных, которым вводили этанол и физиологический раствор, данные показатели повысились статистически значимо (p < 0,0001), достигнув (166,9 ± 7,56) Ед./л и (44,9 ± 3,09) Ед./л соответственно, что может отражать гепатотоксиче-ские эффекты высоких доз этанола. У крыс, которым после пробуждения вводили ацетилцистеин, уровни активности АСТ и АЛТ увеличивались несущественно (p > 0,05 при сравнении с показателями, зарегистрированными у животных из группы отрицательного контроля) и составили (143,7 ± 5,00) Ед./л и (33,6 ± 2,08) Ед./л соответственно, что было статистически значимо ниже показателей, отмеченных у крыс, которым после пробуждения вводили физиологический раствор (p < 0,05 и p < 0,01 соответственно).

У крыс, которым вводили этанол и физиологический раствор, активность СОД и содержание глутатиона в гомогенатах печени достигли, соответственно, (39,0 ± 2,65) Ед./мг белка [против (50,9 ± 2,48) Ед./мг белка у животных из группы отрицательного контроля; p < 0,05] и (96,5 ± 3,11) мг/г ткани [против (117,4 ± 2,95) Ед./мг ткани у животных из группы отрицательного контроля; p < 0,0001]. Содержание МДА в гомогенатах печени, напротив, повышалось до (32,2 ± 2,16) нмоль/г ткани [против (25,7 ± 1,49) нмоль/г ткани у животных из группы отрицательного контроля; p < 0,05]. У крыс, которым вводили ацетилцистеин, перечисленные показатели не отличались статистически значимо от зарегистрированных у животных, не получавших этанол (p > 0,05 в каждом из случаев): активность СОД, содержание глутатиона и МДА составили (46,1 ± 2,83) Ед./мг белка, (111,4 ± 3,52) мг/г ткани и (27,0 ± 1,11) нмоль/г ткани соответственно; при этом содержание глутатиона в гомогенатах печени животных из данной группы было статистически значимо выше, чем у крыс из группы положительного контроля (p < 0,05; см. рис.).

Таким образом, однократное введение ацетилцистеина препятствовало развитию у крыс признаков окислительного стресса, вызванного алкогольной интоксикацией.

Наряду с повышением активности трансаминаз в плазме крови признаки токсического поражения печени могут включать ее дистрофические изменения, проявляющиеся образованием жировых капель в гепатоцитах или увеличением содержания триглицеридов в ткани печени [6]. У крыс, которым вводили этанол и физиологический раствор, содержание триглицеридов в гомогенатах печени статистически значимо превышало показатель, зарегистрированный у животных из группы отрицательного контроля [(29,3 ± 0,80) мг/г против (23,9 ± 0,74) мг/г ткани; p < 0,0001]. У животных, которым после пробуждения вводили ацетилцистеин, содержание триглицеридов в гомогенатах печени достигло (24,9 ± 1,09) мг/г ткани, что не отличалось статистически значимо от показателя, полученного у крыс из группы отрицательного контроля (p > 0,05), но было статистически значимо меньше, чем у крыс из группы положительного контроля (p < 0,01; см. рис.). Описанные изменения в активности трансаминаз в плазме крови и содержании триглицеридов в гомогенатах печени позволяют заключить, что ацетилцистеин способен предотвращать развитие токсических повреждений печени, вызванных у крыс однократным внутрибрюшинным введением этанола.

Рис. Влияние однократного перорального введения ацетилцистеина в дозе 1 г/кг на активность супероксиддисмутазы и содержание глутатиона, малонового диальдегида и триглицеридов в гомогенатах печени самцов крыс, перенесших постинтоксикационное состояние, вызванное внутрибрюшинным введением этанола в дозе 3 г/кг

Примечание: Физ. р-р – физиологический раствор; Эт.+АЦЦ – этанол и ацетилцистеин; Эт. + Физ. р-р – этанол и физиологический раствор; данные представлены в виде усредненных индивидуальных значений (n = 3 в каждой из точек), среднего арифметического значения и стандартной ошибки среднего арифметического; СОД – супероксиддисмутаза; МДА – малоновый диальдегид; *, **, *** – p < 0,05, p < 0,01 и p < 0,0001 соответственно (однофакторный дисперсионный анализ с пост-тестом Ньюмена – Кеулса); сравниваемые группы обозначены горизонтальными линиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У крыс, перенесших алкогольную интоксикацию, вызванную однократным внутрибрюшинным введением этанола, ацетилцистеин препятствовал развитию окислительного стресса и предотвращал развитие токсических проявлений печени, что подтверждалось снижением выраженности изменений активности антиоксидантных систем печени и отсутствием существенного увеличения содержания триглицеридов в гепатоцитах. Таким образом, дальнейшая разработка препарата ацетилцистеина для коррекции постинтоксикационного состояния, вызванного употреблением высоких доз этанола, может быть признана перспективной.

СВЕДЕНИЯ О ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Данная работа была выполнена при грантовой поддержке Президента Российской Фе- дерации по Соглашению о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (внутренний номер МК-3454.2019.7) № 075-15-2019-176 от 23.05.2019 г.

Список литературы Коррекция токсических эффектов этанола у крыс при помощи перорального введения ацетилцистеина

  • Оптимизация метода выделения микросомальной фракции печени крыс / Е. И. Морковин [и др.] // Волгоградский Научно-Медицинский Журнал. - 2017. - № 1 (53). - C. 42-44.
  • Влияние ацетилцистеина на психоневрологические показатели крыс после острой интоксикации этанолом / Е. И. Морковин [и др.] // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2019. - № 3 (71). - C.110-115.
  • Морковин, Е. И. Оценка психоневрологического дефицита у грызунов: основные методы / Е. И. Морковин, Д. В. Куркин, И. Н. Тюренков // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2018. - № 1 (68). - C. 3-15.
  • Biggs, H. G. A manual colorimetric assay of triglycerides in serum / H. G. Biggs, J. M. Erikson, W. R. Moorehead // Clinical Chemistry. - 1975. -№ 3 (21). - C. 437-441.
  • Oral and intravenous acetylcysteine for treatment of acetaminophen toxicity: a systematic review and meta-analysis / J. L. Green [и др.] // The Western Journal of Emergency Medicine. - 2013. - № 3 (14). - Р. 218-226.
  • Effects of a preparation of combined glutathione-enriched yeast and rice embryo/soybean extracts on ethanol hangover / H.-S. Lee [и др.] // Journal of Medicinal Food. - 2009. - № 6 (12). - C. 13591367.
  • Misra, H. P. The role of superoxide anion in the autoxidation of epinephrine and a simple assay for superoxide dismutase / H. P. Misra, I. Fridovich // The Journal of Biological Chemistry. - 1972. - № 10 (247). - C. 3170-3175.
  • Ohkawa, H. Assay for lipid peroxides in animal tissues by thiobarbituric acid reaction / H. Ohkawa, N. Ohishi, K. Yagi // Analytical Biochemistry. -1979. - № 2 (95). - C. 351-358.
  • The pathology of alcohol hangover / R. Penning [и др.] // Current Drug Abuse Reviews. - 2010. -№ 2 (3). - C. 68-75.
  • Ohkawa, H. Alcohol hangover: a critical review of explanatory factors / H. Ohkawa, N. Ohishi, K. Yagi // Human Psychopharmacology. - 2009. - № 4 (24). - C. 259-267.
  • Shaik, I. H. Rapid determination of reduced and oxidized glutathione levels using a new thiol-masking reagent and the enzymatic recycling method: Application to the rat liver and bile samples / I. H. Shaik, R. Mehvar // Analytical and bioanalytical chemistry. - 2006. - № 1 (385). - C. 105-113.
  • Shanmugam, K. R. Effect of alcohol on blood glucose and antioxidant enzymes in the liver and kidney of diabetic rats / K. R. Shanmugam, K. Mallikarjuna, K. S. Reddy // Indian Journal of Pharmacology. - 2011. - № 3 (43). - C. 330-335.
Еще
Статья научная