Космическая философия как идейная основа этики жизни

Бесплатный доступ

Целью данного исследования выступает анализ идей философии космизма и их обоснование в качестве основы этики жизни и жизнесохранения. Методологический каркас исследования составили метод диалектики; метод исторической лингвистики; принципы всесторонности, целостности и гуманизма. В результате проведённого исследования были обоснованы ключевые идейные позиции представителей всех течений философии русского комизма, на основании чего был сделан вывод о том, что центральной идеей русского космизма является идея жизнесохранения, а ключевой установкой космической философии является осознание жизни как фундаментальной ценности. Элементом научной новизны является попытка автора обосновать идейное единство всех направлений космической философии.

Еще

Космизм, русский космизм, этика, этика жизни, природа, единство, жизнесохранение, макрокосм, микрокосм

Короткий адрес: https://sciup.org/14131161

IDR: 14131161

Текст статьи Космическая философия как идейная основа этики жизни

                                                                  вып. 1 (37), 2024

На сегодняшний день, как это ни странно (а может и вполне закономерно), термин “космизм” не имеет точного определения и чёткого разграничения. Как указывает Л.М. Гиндилис, космизм – это “мировоззрение, мироощущение, образ мысли, согласно которому человек есть частица Космоса, неразрывно связанная с ним многими нитями” [Гиндилис Л.М., 1994]. Очевидно, что в рамках подобного подхода космизм можно рассматривать, прежде всего, как феномен человеческой культуры, при этом он будет носить интернациональный характер, учитывая, что сходные идеи были широко известны и распространены в различных культурных и религиозных традициях (например, идеи буддизма и ведических религий).

Первоначальное значение слова “космос” определяется как порядок, гармония, красота и лишь значительно позже это слово обрело новое значение, в котором используется и по сей день – это Вселенная или мир. Прослеживая эволюцию понятия в философской мысли, начиная с Античной философии и вплоть до философии Нового времени, значение слова “космос” изменялось от понятия разумного мироустройства у древних греков до современного понимания астрономической вселенной у А. Гумбольдта. Базис русского космизма как мировоззрения составляют именно эти два значения космоса: древнегреческое представление космоса как гармоничного мироустройства и современное представление о космосе как о внеземном пространстве, обосновывая тем самым философско-религиозное и естественнонаучное течения русского космизма.

Так что же есть русский космизм? Какова его идея?

Говоря о русском космизме, необходимо выделить его основные идейные течения:

  • 1.    религиозно-мистическое – Н.К. Рерих.

  • 2.    философское – Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев;

  • 3.    естественнонаучное – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский,

  • 4.    художественно-эстетическое – В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Ф.И.

Н.А. Умов;

Тютчев) [Измайлова Д.И., 2023].

Как указывает Яблонский Э.Г., чаще всего исследователями русский космизм рассматривается как многоплановое философское направление, в основе которого лежит синтетическое понимание природы, идейным ядром которого является представление о научном, духовном и нравственном развитии человечества, где сущность человека концептуально связана с космосом посредством вовлечённости во многообразие отношений в мире [Яблонский Э.Г., 1999]. Исследователь Громов И.Г. понимает русский космизм как мировоззренческую традицию, которая основана на идеях всечеловеческого стремления к высшему нравственному единению и характерна именно для русского народа [Громов И.Г., 1989]. Известная исследовательница русского космизма Анастасия Георгиевна Гачева указывает, что основная идея космистов заключена в утверждении взаимосвязи человека и космоса как микро- и макрокосма в проективном и активно-творческом смысле, диалог науки и религии, христианства и эволюционизма, выдвигая при этом императив восхождения бытия и человека к состоянию совершенства [Гачева А.Г., 2019]. Об этом же говорит и выдающийся русский философ, наш современник А.И. Субетто в своей работе “Микрокосм и Макрокосм”, обращая внимание на многоликий и противоречивый характер русского космизма [Субетто А.И., 1997]. Здесь же А.И. Субетто выделяет основные характерные черты русского космизма:

  • 1.    высокий гуманизм и оптимизм;

  • 2.    убеждённость в особом космическом предназначении человека;

  • 3.    глубокая преемственность идей космизма с культурными традициями востока и

  • запада;
  • 4.    высокий уровень прогнозирования будущего, обусловленный применением

  • 5.     связь космоса с творчеством.

глобальных (космических) масштабов времени;

Таким образом, из идеи единства микро- и макрокосма произрастает новая этика – этика ценности жизни, осознания этического долга ответственности за мироздание, заботы и попечении о всё живом на Земле, – поскольку при разрушении микрокосма (человека) неизбежно наступят разрушительные изменения и в макрокосме. По мнению Э.В. Барковой в исторических процессах освоения связей микрокосма и космоса открывается не только вся многомерность духовно-культурных измерений бытия, но вся общая целостность мироздания, этапы развития универсальной эволюции, идеи “о-своения – но не присвоения – космоса” [Баркова Э.В., 2021]. Очевидно, что одной из центральных идей русского космизма является идея Жизнесохранения, определение смысла и цели человеческого существования. Космисты были уверены, что человек, являясь вселенской сущностью, обладает потенциалом для разностороннего развития и продвижения в стремлении к обретению бессмертия. В этом смысле жизнесохранение становится не только индивидуальной задачей, но и призванием всего человечества [Измайлова Д.И., 2023].

Родоначальником русского космизма принято считать Николая Фёдорова, выдвинувшего идеи регуляции природы и освоения космического пространства, совершенствования межчеловеческих связей, базирующихся на принципах родства и любви, экстраполируя эти связи на всё бытие. Фёдоров резко отрицательно относился к общепринятому восприятию Человека и Природы как отдельных (противостоящих) друг другу частей мироздания, в подобной трактовке, по его мнению, природа обречена на разрушение, а люди – на подчинение злу [Фёдоров Н.Ф., 1995]. В своих трудах Н.Ф. Фёдоров выдвигал и обосновывал идею единства человека и природы, связи человеческой души и космоса. Так, Н.Ф. Фёдоров указывает на всю глубину трагизма современной бездуховной действительности, которая выражается, в первую очередь, в разобщённости людей, потребительском отношении и разорении природы, что неизбежно приближает мир к концу его существования [Фёдоров Н.Ф., 1997]. Идея включённости человека в общий порядок природы и целостность мира впервые была озвучена Бенедиктом Спинозой в его “Этике” и затем нашла своё продолжение и развитие в трудах Н.Ф. Фёдорова и В.С. Соловьёва, оформившись в культурологическую категорию всеединства. Осмысляя отношение человека к природе, В.С. Соловьёв указывал на то, что целью труда человека по отношению к природе должно стать совершенствование её самой “оживление в ней мёртвого, одухотворение вещественного” [Соловьёв В.С., 1913].

Философией всеединства пронизаны и работы П. Флоренского. Он писал: “Вся природа одушевлена, вся жива – в целом и частностях, всё связано тайными узами между собой, всё дышит вместе друг с другом, всюду изнутри действует симпатическое сродство. Энергия вещей втекает в другие вещи, каждая живёт во всех и все – в каждом” [Андроник иеромонах, Никитин В.А, 1983].

Идеи всеединства созвучны и Живой Этике – синтетическому учению, объемлющему не только философию, религию и науку, но и этику, эстетику и практики духовного совершенствования. Учение Н.К Рериха можно определить как учение о Мироздании, его генезисе, устройстве и эволюции, о месте и роли человека во Вселенной, о путях духовного совершенствования как главных факторах Эволюции. Согласно идеям учения, субстанция духа пронизывает все уровни бытия космоса, поэтому дух человека роднит его со всем космосом. Содержательно идеи Н.К. Рериха очень близки и созвучны идеям буддизма. Как пишет А.П. Огурцов: “этика Н. Рериха была этикой взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанной на религиозных и философских ценностях буддизма” [Огурцов А.П., 1994].

Представитель естественнонаучного течения русского космизма Н. Умов утверждал, что “величественная задача гения человечества – охранение, утверждение жизни на земле” [Умов Н.А., 1915]. В попытке выработать свою версию жизнесохраняющей этики

П. Кропоткин, находясь под большим влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, выдвинул идею этики альтруизма, согласно которой эволюция происходит не столько за счёт борьбы за существование и естественного отбора, сколько за счёт взаимной помощи. В своей работе “Взаимная помощь как фактор эволюции” он писал: “помимо закона Взаимной Борьбы в природе существует закон Взаимной помощи, который для прогрессивной эволюции видов играет более важную роль” [Кропоткин П.М., 1907].

Основатель русской космонавтики и один из представителей естественнонаучной ветви русского космизма К.Э. Циолковский также связывал свою “космическую этику” с буддизмом, а ведущим её принципом определил требование “чтобы всё живое благоденствовало, ведь жизнь непрерывна, смерти нет” [Циолковский К.Э.,  1986].

Последователь и ученик К.Э Циолковского Чижевский А.Л., равно как и его учитель, в своих исследованиях не касался тем духовно-нравственного преображения человека, однако в их работах можно обнаружить множество моментов, касающихся этих вопросов. Овладение космосом оба исследователя считали задачей не только и не столько технологической, сколько нравственной, подчёркивая важность приобретения человеком духовной целостности, поскольку деятельность человека может носить лишь созидательный, а не разрушительный характер, при этом, по их мнению, созидательная деятельность должна носить оттенок моральной обязанности перед грядущими поколениями.

Невзирая на кажущуюся диаметральность течений русского космизма – от естественнонаучного до художественно-эстетического – ключевую позицию во всех концепциях занимает этический вопрос, касающийся прежде всего, идей гармонизации взаимодействия человека и природы, идей жизнесохранения в глобальном смысле. В первую очередь всех представителей объединяет понимание всеединства мира и гуманистическое мировоззрение, связанное с этой этической концепцией; отличие же, по нашему мнению, заключается в том, что если религиозно-философский и художественно-эстетический космизм опирается лишь на умозрительные и чувственно-образные рассуждения и идеи, то естественнонаучная ветвь обосновывает взаимосвязь человека и космоса, осмысляя новые достижения науки.

Заключение. Таким образом, русский космизм, основанный на идеях жизнесохранения, предлагает своеобразный путь к преобразованию человека и общества. Он наполняет жизнь не только наукой и технологией, но и духовностью и этикой, помогая нам обрести самопознание и связь с более высокими реалиями. Русский космизм вносит вклад не только в философскую мысль, но и в практическую деятельность людей, направленную на поиск и осуществление новых форм жизни и созидания. Жизнесохранение становится не только абстрактной концепцией, но и смысловой основой нашей повседневности и стремления к гармонии с космосом. Ключевой установкой космической философии является осознание жизни как фундаментальной ценности в её нынешних и грядущих формах и всём богатстве многообразия и взаимосвязей.

Список литературы Космическая философия как идейная основа этики жизни

  • Макрокосм и микрокосм [библ. 30] / примеч.: Андроник (Трубачев), иеромонах, Никитин В.А. // Богословские труды. М., 1983. – №24. – С. 233—241.
  • Баркова, Э.В. Космизация человеческой деятельности в освоении нового эволюционного уровня бытия // Введение в экофилософию [Текст]: избр. тр. / Э.В. Баркова; АНО “НИИ истории, экономики и права” (г. Москва). – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2021. – 407 с – С.222
  • Будков, В. А. Философские аспекты экологии человека в свете воззрений русского космизма. Труды Московского филиала СибНИЦАЯ, вып. 1, М., 1994.
  • Гачева, А.Г. Русский космизм в идеях и лицах. – М.: Академический проект, 2019. – 431 с. – С.8
  • Гиндилис, Л.М. Живая Этика и наука // Дельфис. 1994. № 1.- С.5
  • Русский космизм и Ноосфера: [В 2 ч. / Ред.-сост. О. Д. Куракина]. – Ч. 1. - Москва: Б. и., 1989. - 232 с. – С.113
  • Измайлова, Д. И. Жизнесохраняющие идеи в философской традиции русского космизма / Д. И. Измайлова // Философская осень: от возрождения традиций - к возрождению России. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. – С. 107-114.
  • Кропоткин, П.М. Взаимопомощь как фактор эволюции. – СПб.: Товарищество “Знание”, 1907. – С.1
  • Огурцов, А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы / А.П. Огурцов. – Вопросы философии. – 1994. – №3. – С.49
  • Огурцов, А. П. Русский космизм. Философский журнал Vox, вып. 4, май 2008.
  • Соловьёв, В.С. Сочинения. СПб., 1913. Т.8. С. 384-385.
  • Субетто, А.И. Русский космизм и ноосферное учение // Стратегии выживания. Космизм и экология. М., 1997.
  • Умов, Н.А. Собрание сочинений. М., 1916. Т.3. С.162.
  • Федоров, Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Издательская группа “Прогресс”, 1995. С. 202.
  • Федоров, Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т., T.l. / Н. Ф. Федоров; сост., подгот. текста и коммент. А.Г. Гачевой, С.Г. Семеновой. М.: Издат. группа “Прогресс”, 1997. - 400 с. – С.100.
  • Циолковский, К.Э. Грёзы о земле и небе. Тула, 1986. С. 365.
  • Яблонский, Э.Г. Философско-мировоззренческие основания русского космизма: автореферат дис.... кандидата философских наук: 09.00.11 / Балтийский гос. технич. ун-т. - Санкт-Петербург, 1999. - 21 с. – С.6
  • Hagemeister M. Russian cosmism in the 1920s and today. / Rosenthal B. G. (ed.) The occult in Russian and Soviet culture. – Cornell University Press, 1997. – 468 p. – p.185-202.
Еще
Статья