Костяные варганы и их заготовки гунно-сарматского времени на территории Северного Алтая
Автор: Бородовский Андрей Павлович
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: т.XXIII, 2017 года.
Бесплатный доступ
Древнейшие образцы костяных варганов встречаются на территории Южной Сибири и Центральной Азии начиная с гунно-сарматского времени. Целью исследований являлись поиски варганов и их заготовок среди предметов косторезного производства поселенческих комплексов (городище Черемшанка, поселение Чултуков Лог-9) Северного Алтая начала I тыс. н.э. По данным структурно-морфологического анализа, все варганы гунно-сарматского времени были изготовлены из пластинчатой кости, полученной из ребер крупных копытных животных. С помощью трасологических исследований выявлены основные приемы обработки: строгание, резание, сверление металлическим инструментом (ножом). Вводимые в научный оборот костяные варганы и их заготовки являются древнейшими находками такого типа музыкальных инструментов на территории Алтая.
Костяные пластинчатые варганы, гунно-сарматское время, алтай, косторезное производство
Короткий адрес: https://sciup.org/145144886
IDR: 145144886
Текст научной статьи Костяные варганы и их заготовки гунно-сарматского времени на территории Северного Алтая
Древние музыкальные инструменты являются одной из наиболее интересных и информативных категорий предметов, в которых в полной мере отражаются основные особенности и закономерности развития культуры определенной исторической реальности. В этой связи гунно-сарматское время имеет особое значение, поскольку оно напрямую связано как с началом культурогенеза целого ряда этносов на территории Южной Сибири и Центральной Азии, так и их существенным влиянием на сопредельные и достаточно удаленные регионы Евразии. Северный Алтай, включая горную долину нижней Катуни, занимает особое место в этом контексте, поскольку географически и исторически представляет собой транзитно-буферную зону юга Западной Сибири. Именно здесь, начиная с рубежа эр, локализуется группа населения майминской культурной традиции, имеющая органические связи как с северными (Верхнее Приобье), так и южными (Центральная Азия) территориями. Для май-минской культуры Северного Алтая по материалам поселения Чултуков Лог-9, расположенного в непосредственной близости от городища Черемшан-ка (рис. 1, 1, 2), получена серия дат (рис. 1, 3) [Borodovskiy, Oleszczak, 2012; Бородовский, Оле-щак, 2014]. Общий хронологиче ский «массив»

Рис. 1. Костяные варганы гунно-сарматского времени Северного Алтая.
1 – план городища Черемшанка; 2 – объемная планиграфия поселения Чултуков Лог-9; 3 – радиоуглеродные даты поселения Чултуков Лог-9; 4 – реконструкция использования костяного варгана (по материалам раскопок городища Дубровинский Борок-3 в Верхнем При-обье); 5 – фактура губчатого вещества внутренней части ребра; 6 – технология расщепления ребер на пластины для изготовления варганов.
этих датировок после калибровки* укладывается в период с III в. до н.э. по VI в. н.э. Одной из отличительных особенностей предметного комплекса упомянутых археологических памятников (Черемшанка, Чултуков Лог-9) гунно-сарматского времени является наличие достаточного количества артефактов, связанных с интенсивной косторезной обработкой. В прошедшем полевом сезоне было обнаружено несколько костяных варганов и их заготовок.
В частности, на поселении Чултуков Лог-9 (рис. 2, 1–3 ) выявлено три костяных заготовки различной степени готовности. Одна из них представлена фрагментом полуфабриката со следами разметки (рис. 2, 3 ). Сохранившаяся длина предмета составляет 7,2 см, ширина 1,5 см, сечение 0,1 см.
Другая заготовка сохранилась практически полностью. На одном из ее краев отчетливо видны две зарубки для первоначального отсечения от исходного материала необходимого участка кости для последующей обработки. Длина изделия составляет 12,9 см, ширина 1,5–0,8 см, сечение 0,2–0,3 см (рис. 2, 1 ). Предмет имеет естественную изогнуто сть, при этом компактное костное вещество располагается на вогнутой поверхности, а губчатое (пористое) вещество – на выгнутой наружу.
Еще один полуфабрикат представлен костяной пластиной с более тщательной обработкой краев и намеченными округлыми окончаниями. Длина предмета составляет 12 см, ширина 0,8 см, сечение 0,1–0,2 см (рис. 2, 2 ). Изделие имеет естественную изогнутость, ко-

Рис. 2. Костяные варганы и их заготовки из Чултукова Лога-9 и Черемшанки.
1 , 2 – заготовки варганов из Чултукова Лога-9; 3 – фрагмент заготовки варгана с разметкой из Чултукова Лога-9; 4 , 5 – варганы с городища Черемшанка.
торая имеет отличие от описанного выше предмета: компактное костное вещество располагается на выгнутой поверхности, а губчатое вещество – соответственно на вогнутой.
Два готовых варгана различной степени целостности были обнаружены в ходе археологического мониторинга сохранившихся участков синхронного культурного слоя на городище Черемшанка (см. рис. 1, 1 ; 2, 4, 5 ).
Один из этих предметов представляет собой практически полно стью сохранившееся изделие с незначительным разрушением края, противоположного внутреннему язычку музыкального инструмента и овальному окончанию с отверстием для поводка, необходимого для игры на варгане (см. рис. 1, 4; 2, 4). Длина сохранившейся части изделия составляет 11 см, ширина 1,5 см, сечение 0,2 см. Костяная пластина, на которой изготовлен варган, имеет естественную изогнутость, при которой компактное вещество расположено на выгнутой стороне, а губчатое – на вогнутой. Ширина внешней рамки составляет от 0,5 до 0,7 см. Ширина внутреннего язычка – 0,4–0,5 см. Сохранившийся целый край варгана имеет овальные очертания и отверстие диаметром 0,1 см.
Другой варган с городища Черемшанка представлен фрагментом внешней рамки изделия. Длина сохранившейся части варгана составляет 8,5 см, ширина 0,4 см, сечение 0,1–0,2 см (см. рис. 2, 5 ). Часть рамки варгана имеет е сте ственную изогнуто сть первоначальной косторезной заготовки. При этом компактное вещество расположено на вогнутой части, а губчатое – на выгнутой стороне предмета. Сохранившаяся часть окончания варгана представлена овально-округлыми очертаниями с рельефным выступом у внешнего края рамки.
По данным структурно-морфологического анализа, все предметы были изготовлены из одинарных пластинчатых заготовок, полученных при расщеплении пло ских ко стей (ребер крупных копытных животных) (см. рис. 1, 5, 6 ). Производственный алгоритм такого использования ребер в качестве специализированных косторезных заготовок следующий. Удаляются естественные окончания ребра; остается его средняя часть. Затем участок ребра делится на две пластинчатые заготовки путем срезания компактного вещества на его боковых краях и расщепления по внутреннему губчатому веще ству. В результате получаются две одинарные костяные пластины, сохраняющие естественную искривленность. При этом анатомически верхняя пластина имеет внешнюю выгнутость, а нижняя – соответственно внутреннюю выгнутость исходного строения ребра. Судя по такой естественной изогнутости заготовок варганов (Чултуков Лог-9) и их готовых экземпляров (Черемшанка), все эти предметы были изготовлены из одинарной костяной пластины, полученной с внешней и внутренней поверхности ребер. Отличие этих заготовок заключается в особенностях анатомической топографии компактного и губчатого вещества относительно различной направленности естественного изгиба ребер. Поскольку с одной уплощенной стороны компактное костное вещество выгнуто у ребра наружу, а с другой – вовнутрь. Соответственно, после разделения ребра на две одинарные пластинчатые заготовки соотношение расположения компактного и губчатого ко стного вещества относительно естественной изогнутости позволяет идентифицировать наружную и внутреннюю стороны плоской поверхности ребра как исходной косторезной заготовки.
Такая подчеркнутая избирательно сть сырья и его определенных участков из плоской кости отличает данные варганы от других костяных варганов хуннского времени из Тувы (Аймырлыг XXXI, мог. 72) [Кочевники…, 2012, с. 130, рис. 338] и Монголии (Морин Толгой, мог. 2) [Treasures…, 2011, р. 271, fig. 401]. Упомянутые предметы, судя по рудиментам естественного строения исходных заготовок, изготавливались из длинных ко стей, а не из их ребер. Пластинчатый варган с территории Верхнего Приобья (Дубровинский Борок-3) был изготовлен из одинарной роговой пластины [Бородовский, 1995]. На основании этих данных можно говорить об определенном сырьевом своеобразии ко стяных варганов гунно-сарматского времени Северного Алтая. Все это лишний раз свидетельствует о развитости и мастерстве косторезного производства у но сителей майминской культурной традиции в гунно-сарматскую эпоху. Серия заготовок и варганов в различной степени сохранности из поселенческих комплексов (городище Черемшанка и поселение Чултуков Лог-9) горной долины нижней Катуни позволяет до ста-точно детально представить технологию их изготовления. Внутренние пластины, полученные из ребер копытных, в дальнейшем могли обрабатываться различными способами. Один из них заключался в последовательном обламывании длинных краев заготовки, если она была естественно тонкой (Чултуков Лог-9) (рис. 2, 3), вплоть до разметки будущего внутреннего подвижного язычка инструмента. Затем следовала окончательная подрезка и выравнивание внешних краев рамки и прорезание внутренних деталей музыкального инструмента (язычка и бокового отверстия для поводка). Другой алгоритм производства был явно связан с обработкой более толстых в сечении пластинчатых заготовок и заключался в тщательном прострагивании внешних краев перед разметкой язычка варгана в центральной части костяной пластины (Чултуков Лог-9) (рис. 2, 1, 2).
Кроме особенностей сырья для изготовления пластинчатых варганов гунно-сарматского времени, предварительно можно говорить и об определенных особенностях их внешнего рельефного оформления. Если на территории Верхнего Приобья (Дубровинский Борок-3) и Северного Алтая (городище Черемшанка) в основном представлены варганы с гладким овальным краем (рис. 2, 4, 5 ), то в Туве и Монголии встречаются такие музыкальные инструменты с рельефно-фестончатым оформлением функционально аналогичного края изделия [Кочевники…, 2012, с. 130, рис. 338; Treasures..., 2011, р. 271, fig. 401]. Эти декоративные особенности вполне могли быть связаны с региональной самобытностью традиционных музыкальных инструментов. Наряду с этим подчеркнем, что в гунно-сарматское время на территории Южной Сибири и Центральной Азии сложились уже определенные стандарты размеров пластинчатых варганов из ко сти. Их длина составляла 10,3–12,5 см, ширина 1,4–1,7 см, сечение 0,1–0,2 см.
Следует подчеркнуть, что факты находок варганов и их заготовок на Черемшанке и Чултуковом Логу-9 являются древнейшими образцами такого типа музыкальных инструментов на Алтае. На основании археологических данных, истоки такой традиции, очевидно, следует возводить к гунносарматскому времени, когда в рамках косторезного производства формировалась основная предметная среда центральноазиатского типа.
Список литературы Костяные варганы и их заготовки гунно-сарматского времени на территории Северного Алтая
- Бородовский А.П. Изобразительные и вещественные свидетельства древней музыкальной культуры Верхней Оби // Традиции и инновации в истории культуры. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 1995. - C. 33-43.
- Бородовский А.П., Олещак Л. Естественно-научное датирование археологических памятников эпохи раннего железа в горной долине нижней Катуни // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. - Т. ХХ. - С. 131-133.
- Кочевники Евразии на пути к империи. Из собрания государственного Эрмитажа. Каталог выставки. - СПб.: Славиа, 2012. - 272 с.
- Borodovskiy A.P., Oleszczak L. Intermountain valley of the lower Katun at the hunno-sarmation time // Recherches Archéologiques Nouvelle Serie. - Krakow: Instytut Archeologii Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2012. - Vol. 4. - Pp. 97-112.
- Treasures of the Xiongnu. Culture of Xiongnu, the first Nomadic Empire in Mongilia. - Ulaanbaatar, 2011. - 296 p.
- Borodovskiy A.P. Izobrazitel'nye i veshchestvennye svidetel'stva drevnei muzykal'noi kul'tury Verkhnei Obi. In Traditsii i innovatsii v istorii kul'tury. Novosibirsk: Novosib. State Ped. Univ. Press, 1995, pp. 33-43 (in Russ.).
- Borodovskiy A.P., Oleszczak L. Intermountain valley of the lower Katun at the hunno-sarmation time In: Recherches Archéologiques Nouvelle Serie. Krakow: Instytut Archeologii Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2012, vol. 4, pp. 97-112.
- Borodovskiy A.P., Oleshchak L. Estestvenno-nauchnoe datirovanie arkheologicheskikh pamyatnikov epokhi rannego zheleza v gornoi doline nizhnei Katuni. In Problems of Archaeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Neighboring Territories. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2014, vol. XX, pp. 131-133 (in Russ.).
- Kochevniki Evrazii na puti k imperii. Iz sobraniya gosudarstvennogo Ermitazha. Katalog vystavki. St. Petersburg: Slavia, 2012, 272 p. (in Russ.).
- Treasures of the xiongnu. Culture of Xiongnu, the first Nomadic Empire in Mongilia. Ulaanbaatar, 2011, 296 p.