Крепость "Све" на вершине горы Туран на правобережье Енисея

Автор: Скобелев Сергей Григорьевич, Рюмшин Михаил Александрович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Археология и антропология Евразии

Статья в выпуске: 7 т.14, 2015 года.

Бесплатный доступ

В ходе наших исследований 2014 г. в Краснотуранском районе Красноярского края на правом берегу Енисея на вершине горы Туран осмотрено сооружение фортификационного назначения, сведения о котором в научной литературе до настоящего времени отсутствовали. Сооружение в плане представляет собой неправильный прямоугольник, где в качестве западной стороны использован крутой обрыв с вершины горы, являющейся здесь господствующим элементом рельефа. По трем остальным (пологим) склонам горы проходят каменные стены, сложенные из обломков плит девонского песчаника различного размера, без использования скрепляющего материала. Расположены в местах перехода от несколько уплощенной вершины к более крутым скатам горы. В южной стене, со стороны наименее крутого склона, имеется промежуток (проем) без стены. Вероятно, здесь осуществлялся вход внутрь сооружения, которое имеет все признаки горной крепости, называемой хакасами «све». С ее площади можно наблюдать еще несколько таких же объектов на правом и левом берегах Енисея. Не исключено, что это элементы единой оборонительной системы, в центре которой мог находиться средневековый укрепленный район в горном массиве Оглах-тах на левобережье Енисея.

Еще

Средний енисей, минусинская котловина, гора туран, крепость, средневековье, укрепленный район

Короткий адрес: https://sciup.org/147219391

IDR: 147219391

Текст научной статьи Крепость "Све" на вершине горы Туран на правобережье Енисея

На территории юга Приенисейского края горные крепости, называемые хакасами «све», являются важной частью историкокультурных и природных ландшафтов. Проведенные на ряде из них археологические раскопки показали высокую ценность этих объектов в качестве исторических источников. В последние годы они наиболее активно изучались на левобережье Енисея, в основном в пределах Республики Хакасия. Всего к настоящему времени там выявлен 41 такой объект, 8 из которых в той или иной степени подвергались раскопочному изучению либо с их площади получен подъемный материал. Во многих случаях, особенно на севере Хакасии, где обычно не- большие по размерам крепости «све» составляют особый укрепленный район (т. е. расположены по особой системе), с площади одной из них можно наблюдать несколько других. В частности, у места слияния Белого и Черного Июсов система горных крепостей привязана к урочищу Албаны, которое хорошо защищено как горными хребтами и болотистой поймой Белого Июса, так и специальным искусственным сооружением в виде рва и вала с наиболее доступного южного направления. Для правобережья же в пределах Красноярского края до настоящего времени в научном обороте имелись сведения лишь о пяти таких крепостях по Енисею ниже Тагарского острова.

Исследование проведено при поддержке РГНФ (проект № 13-01-00049).

Скобелев С. Г. , Рюмшин М. А. Крепость «све» на вершине горы Туран на правобережье Енисея // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 7: Археология и этнография. С. 203–209.

ISSN 1818-7919

Вестник НГ”. Серия: История, филология. 2015. Том 14, выпуск 7: Археология и этнография

Три из них кратко описаны А. И. Готлибом и М. Л. Подольским в сводном труде, посвященном «све» Минусинской котловины: расположены на горе Шишка (у дер. Быстрая Минусинского района), далее к северу на горах Тепсей (у дер. Листвягово Красноту-ранского района) и Унюк (у с. Красноту-ранск одноименного района) [2008. С. 18]. Кроме того, Н. И. Поповым упоминалась крепость у с. Городок (современный Минусинский район) на левом берегу р. Тубы в 10 верстах от места ее впадения в Енисей [1873. С. 47]. Известна также крепость на восточных склонах горы Синей на северном берегу Сыдинского залива, на территории Краснотуранского района – на ней Я. И. Сун-чугашевым проводились частичные раскопки, позволившие выявить в составе земляных валов следы деревянной оборонительной конструкции типа заплота (по сообщению начальника Отдела управления строительством, архитектуры, коммунального и дорожного хозяйства, энергетики, связи, транспорта Краснотуранского района Н. А. Рябова). Таким образом, степень изученности фортификационных памятников правобережья – как выявление их на местности, так и проведение раскопочных ра-бот– существенно уступает таковой на противоположном берегу Енисея.

Крепости на горах Шишка и Тепсей, а также Унюк и Синяя (все эти горы являются наиболее заметными объектами местного ландшафта), попарно находятся близко друг от друга, но лишь последние две размещены в пределах прямой видимости между собой. Так, с крепости Унюк, расположенной на южном берегу Сыдинского залива, крепость на горе Тепсей (т. е. в южном направлении) не просматривается. Расстояние между ними составляет 44 км по прямой линии. На этом значительном протяжении правого берега Енисея имеется еще несколько высоких и крутых гор с достаточно уплощенными вершинами, пригодными для сооружения на них каменных крепостей. Однако в научной литературе, в том числе в указанном труде А. И. Готлиба и М. Л. Подольского, отсутствуют описания каких-либо оборонительных объектов на данном участке берега.

С целью выявления вероятности расположения здесь горных крепостей нами в полевом сезоне 2014 г. в ходе пеших маршрутов был проведен осмотр поверхности нескольких гор на территории Краснотуран-ского района выше по течению Енисея от устья р. Биря, т. е. южнее горы Унюк. Один из наиболее крупных и заметных природных объектов здесь – гора Туран высотой 627 м над уровнем моря (рис. 1). Находится в 26 км от горы Унюк, т. е. приблизительно посередине между ней и горой Тепсей – ближайшей с юга, где на вершине известна крепость. Визуальный осмотр вершины горы Туран позволил зафиксировать располагающиеся на ней остатки весьма протяженных каменных стен (рис. 2–4), аналогичных таковым в уже изученных крепостях «све». В связи с указанными обстоятельствами важно ввести полученные материалы в научный оборот, что может быть также использовано в работе по организации охраны данного крупного объекта историко-культурного наследия региона. Таким образом, целью нашей публикации является общая характеристика отмеченного сооружения как возможного объекта древней фортификации.

Гора Туран на всем протяжении своей западной стороны круто обрывается в сторону Енисея (ныне Красноярского водохранилища), и доступ на вершину с этой стороны практические невозможен без специального снаряжения. Однако северный склон лишь частично представлен каменными уступами высотой до 2 м, а восточный и южный склоны достаточно пологие – доступ на вершину с последних двух сторон вполне возможен как для пеших воинов, так и для всадников. По этой причине, несомненно, с целью обороны вершина горы с трех наиболее опасных направлений была ограждена каменной стеной, в настоящее время сильно оплывшей, особенно по восточному склону. По всей протяженности она выполнена из обломков плит девонского песчаника среднего и крупного размера, уложенных плашмя друг на друга без скрепляющих материалов. Особенно крупные плиты (1 м в поперечнике и более) использовались на северном участке восточной стены (см. рис. 2). Следов рвов, либо снятия грунта снаружи и изнутри, каких-либо современных следов повреждений стен или поверхности не отмечено. Площадь двора и ближайшие склоны горы покрыты густой степной растительностью и интенсивно задернованы. Древесная растительность отмечается лишь полосой снаружи от северной стены, ниже

Рис. 1 (фото). Вид на гору Туран с площади крепости на горе Унюк (снято с С; без масштаба)

Рис. 2 (фото). Участок восточной стены (снято с Ю)

и восточнее каменного уступа, а также эпизодически по западному обрывистому склону горы.

В плане сооружение имеет форму неправильного вытянутого прямоугольника со срезанным северо-западным углом и закругленным юго-восточным.

Северная стена – почти прямая и самая короткая (около 30 м). Ее сохранившаяся высота – около 0,5 м. В средней части сооружена поверх края каменного уступа, отделяющего с этой стороны вершину горы от ее северного склона. Непосредственно у обрыва западной стороны горы стена на протяжении нескольких метров отсутствует, видимо, потому, что здесь имеются уже несколько чередующихся сверху вниз крутых естественных каменных уступов глубиной более 2 м каждый, отделяющих вершину от ее северного склона. Но в своей восточной части северная стена проходит уже по пологому склону горы (координаты северо-восточного угла крепости: 54° 07' 18.67" с. ш., 91° 34' 45.47" в. д.).

Восточная сторона сооружения самая длинная (более 580 м по прямой линии).

Рис. 3 (фото). Восточная стена (снято с Ю)

Рис. 4 (фото). Южная стена (снято с Ю)

Она следует по краю хорошо выраженного перехода от несколько пологого к более крутому скату восточной стороны горы, в связи с чем линия стены повторяет контуры этого перехода, т. е. не является прямой (см. рис. 3). Высота остатков стены колеблется от 0,5 до 1 м. Составляющие ее плиты заметно оползли вниз по склону.

Южная стена почти прямая и средняя по длине; протяженность – около 125 м. Высота остатков конструкции – около 0,5 м. Вблизи от ее западного окончания имеется участок (проем) без камней (см. рис. 4). Вероятно, здесь мог находиться вход внутрь сооружения, оформленный какими-то де- ревянными элементами (например, воротами).

К сожалению, какого-либо подъемного материала на площади сооружения не отмечено, а шурфовка в полевом сезоне не производилась. Поэтому предварительная датировка и определения этнокультурной принадлежности памятника затруднены. Однако в целом место расположения (достаточно уплощенная вершина крутой горы, господствующей в данном микрорайоне) и конструктивные особенности сооружения (каменные стены из уложенных плашмя друг на друга без применения раствора плит девонского песчаника, использование в ка- честве элемента фортификации крутого обрыва и уступов горы, наличие прохода в линии стены) соответствуют ряду подобных объектов, изученных на территории Минусинской котловины и уверенно охарактеризованных ранее как горные крепости «све».

Отдельные раскопки на их площади, а также сведения письменных источников показали длительную историю существования и факты использования таких сооружений от эпохи ранней бронзы до Нового времени. Вероятно, в Средние века перечисленные выше крепости правобережья Енисея вместе с крепостью у с. Городок, а также, возможно, еще не выявленными иными такими объектами входили в единый укрепленный (оборонительный) район. Его левобережную часть составляли крепость в горном массиве Куня (Усть-Абаканский район), наблюдательный (возможно, укрепленный) пункт на Караульной горе и равнинные крепости у сел Троицкое и Знаменка, а также крепость в устье р. Ерба (все – Боградский район Хакасии); центром укрепленного района являлась крупная крепость в горном массиве Оглах-тах (Боградский район) на левом берегу Енисея, датируемая Средневековьем и представляющая собой единую систему бастионов, рвов и валов общей длиной до 25 км [Кызласов, 1960. C. 167–168; 1963. С. 163–164; 1969; 1997]. Относительно возможности использования окружающих Оглахтинскую крепость оборонительных объектов в Средние века и начале Нового времени важно указать на упомянутый Г. Ф. Миллером факт того, что на Караульной горе (левобережье Енисея, в 24 км к северу от Оглахтинского укрепленного района и в 18 км к северо-западу от крепости на горе Туран) «кыргызы постоянно содержали караул против русских» [Сибирь…, 1996. С. 161]. Следует также отметить, что с площади крепости на горе Туран (кроме укрепленного района Оглах-тах) можно одновременно наблюдать как минимум крепость на горе Унюк и вершину горы Караульной.

Поскольку вершина горы Туран не является абсолютно уплощенной, а сооружение по своим размерам относится к числу крупных, то не везде с его площади можно одновременно наблюдать все участки стен. Вероятно, это обстоятельство в случае использования данной конструкции в качестве крепости требовало для ее обороны наличия довольно значительного гарнизона.

Таким образом, данный объект, возможно, как часть оборонительной системы, расположенной по обоим берегам Енисея и функционировавшей в Средние века и позднее, является ценным археологическим памятником. Приведенное нами описание будет способствовать работе по дальнейшему изучению, а также организации его учета и охраны.

Список литературы Крепость "Све" на вершине горы Туран на правобережье Енисея

  • Готлиб А. И., Подольский М. Л. Све - горные сооружения Минусинской котловины. СПб., 2008. 222 с.
  • Кызласов И. Л. Изучение Оглахтинской крепости // АО 1996 г. М.: Наука, 1997. С. 334-336.
  • Кызласов Л. Р. Хакасская археологическая экспедиция 1958 г. (Предварительное сообщение) // Учен. зап. ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1960. Вып. 8. С. 163-168.
  • Кызласов Л. Р. Хакасская археологическая экспедиция 1959 года (Предварительное сообщение) // Учен. зап. ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1963. Вып. 9. С. 156-164.
  • Кызласов Л. Р. Древние крепости Хакасии // АО 1968 г. М.: Наука, 1969. С. 244-246.
  • Попов Н. И. О чудских городках и чудских копях в Минусинском крае (Читано в заседании Сибирского отдела Императорского русского географического общества 6 ноября 1872 г.) // ИВСОИРГО. 1873. Т. 4, № 1. С. 42-49.
  • Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 310 с. (Сер. «История Сибири. Первоисточники»; вып. 6).
Статья научная