Криминалистическая защита прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Постановка проблемы
Автор: Зайнуллин Руслан Ильдарович
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Правовые аспекты защиты прав несовершеннолетних
Статья в выпуске: 2 (64), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье указывается роль криминалистики в обеспечении уголовного судопроизводства познавательными средствами, позволяющими решать одну из ключевых задач правосудия - осуществление защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и прежде всего несовершеннолетних, а также позволяющими проводить расследование, учитывая психические и физические особенности участников уголовного судопроизводства. Цель статьи - выявить и обосновать актуальность проблемы криминалистического обеспечения участия несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Для этого использовались следующие методы: эмпирические методы сравнения и описания, теоретические методы формальной и диалектической логики. Результаты: выявлен целый ряд проблем, связанных с участием несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве. В этой связи дано теоретическое обоснование необходимости дальнейшего исследования указанной проблематики и создания на этой основе частного криминалистического учения.
Личность несовершеннолетнего потерпевшего, личность несовершеннолетнего свидетеля, криминалистическое обеспечение участия несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, криминалистика, криминалистическое учение, криминалистическое изучение личности несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля
Короткий адрес: https://sciup.org/142234097
IDR: 142234097
Текст научной статьи Криминалистическая защита прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Постановка проблемы
Разрабатывая технический, тактический и методический инструментарий для участников уголовного судопроизводства, ориентированных на достижение истины по уголовным делам, криминалистическая наука стремится тем самым обеспечить их познавательными средствами, позволяющими повысить эффективность работы по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Решая главные задачи правосудия, отвечающие его назначению, криминалистическая наука помогает с максимальной полнотой и пользой выполнять и возложенные на них законом функции. Среди таких задач первой в УПК РФ названа «защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений» (п. 1 ч. 1 ст. 6).
Вместе с тем, как выясняется, в особой защите нуждаются те группы участников уголовного процесса, возможности которых самостоятельно осуществлять такую защиту, используя предоставленные законом права, существенно ограничены. Такие ограничения могут быть вызваны особенностями психического и физического развития, возрастом участника судопроизводства и иными причинами, преодоление которых без научного обеспечения реализации предоставленных законом прав зачастую оказывается невозможным. К этой группе нуждающихся в помощи, прежде всего, должны быть отнесены несовершеннолетние, ставшие жертвами преступлений, и несовершеннолетние свидетели.
Если сравнивать уровень внимания, с которым на протяжении долгих лет велись в нашей стране научные исследования, имеющие целью обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса, то нетрудно заметить, что подавляющее большинство таких исследований отечественные ученые посвящали преимущественно защите прав несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений, обвиняемых и подсудимых [1; 2; 3; 4]. Не только уголовно-процессуальные и криминалистические исследования, но и исследования криминологов и специалистов в области уголовного права были в большинстве своем ориентированы на исследование преступности несовершеннолетних, а не на защиту потерпевших от престу- плений [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. Лишь очень немногочисленные работы были направлены на разработку мер защиты потерпевших от преступлений, причем защиты любых категорий жертв, независимо от возраста и интеллектуально-психического развития, к тому же часто без концентрации внимания и без выделения в особую группу несовершеннолетних участников уголовного процесса, что было особо важно с учетом специфики работы с ними. Криминалистика, во многом зависящая от развития уголовно-процессуальной науки, тоже особо не стремилась уделять внимание научным разработкам, ориентированным на обеспечение деятельности правоохранительных органов соответствующими рекомендациями, в которой так или иначе оказываются задействованы несовершеннолетние потерпевшие или свидетели. И только с принятием УПК РФ 2001 г., а с ним и с провозглашением защиты прав потерпевших в качестве приоритетного направления отечественной уголовнопроцессуальной политики ориентация научных исследований на эту сферу деятельности заметно изменилась. Однако число ориентированных на исследование проблем потерпевших рекомендаций, которые касались бы криминалистического обеспечения их участия в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел, и сегодня остается весьма незначительным. Еще меньше криминалистических работ, посвященных участию в расследовании и судебном разбирательстве несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.
Вместе с тем нельзя не заметить, что даже среди тех научных и методических разработок, которые проводились, преобладали исследования уголовно-процессуальных аспектов участия потерпевших и свидетелей в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Из наиболее известных работ по данной проблематике можно назвать лишь уголовно-процессуальные, и то весьма немногочисленные, исследования [12; 13; 14; 15; 16]. Поэтому мы вынуждены признать, что в исследовании данной проблемы криминалистика заметно отстает и от криминологии, и от уголовного права, и от уголовного процесса. И это несмотря на то, что, по мнению некоторых криминологов, исследование, например, проблем виктимологии начинали именно криминалисты. «До середины ХХ века, – пишут Д.В. Ривман и Д.В. Устинов, – основным предметом научных исследований в области предупреждения преступлений являлось само преступление, преступность как социальное явление и преступник, что вполне закономерно. Но для практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений этого оказалось недостаточно. Именно потребности практики заставили специа- листов сыска обратиться к фигуре потерпевшего (жертвы) как к источнику информации о преступлении и необходимому элементу реконструкции события преступления. А это уже область криминалистики, и именно эта наука первой серьезно заинтересовалась феноменом жертвы» [17, с. 4].
Однако до сих пор освещение криминалистических вопросов участия потерпевших и свидетелей в уголовном процессе ограничивается в основном рамками опубликованных учебников по криминалистике [18; 19; 20; 21]. Очевидно, назрела необходимость, осознав актуальность и важность решения данной проблемы, приложить максимум усилий, чтобы криминалистические разработки стали не только привлекательными для ученых, не только активизировались, но и принесли свои плоды как средства научно-криминалистического обеспечения деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры, суда и правосудия в целом, вынужденного привлекать несовершеннолетних потерпевших и свидетелей к реализации своих функций и решению собственных задач, имея в виду, что их информированность об обстоятельствах имевшего место преступного события может оказаться уникальной, если не единственно доступной для правоохранительных органов, призванных бороться с преступностью.
Как уже отмечалось, основная масса исследований проблем участия несовершеннолетних в отправлении правосудия была сосредоточена вокруг несовершеннолетних преступников, обвиняемых и подсудимых. Однако не только проблема несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, но и вообще проблема потерпевших (жертв преступлений) в течение многих лет оставалась нерешенной, и прежде всего в практическом плане. «До недавнего времени, – замечает В.Н. Новиков, – в уголовно-процессуальном законодательстве и тем более в правоприменительной деятельности должного внимания обеспечению прав и законных интересов потерпевших не уделялось» [22, с. 177].
Впрочем, этот недостаток научных разработок не был присущ исключительно российской и советской юридической науке и правоохранительной практике. В ряде государств Европы, например в Германии и Франции, также можно было наблюдать «противоестественное отношение к потерпевшему», которое оказалось распространено во многих частях уголовного судопроизводства, где «потерпевший был забытым элементом» [23, с. 157]. И это при том, что количество жертв, только физически пострадавших от посягательств преступников, исчислялось десятками и сотнями тысяч [24, с. 12].
Те же издержки в исследовании феномена потерпевших констатировали и многие практические работники. «Долгое время, – пишет, в частности, известный адвокат В.Ю. Резник, – единственной фигурой на предварительном следствии являлся следователь, и в основном именно на регламентацию его деятельности было направлено уголовно-процессуальное законодательство. В последние годы наметилась тенденция к расширению прав иных участников уголовно-процессуальной деятельности. Происходит расширение, с одной стороны, прав подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а с другой стороны – потерпевших» [25, с. 81]. И если «большая часть научных работ, – пишет далее автор, – касающихся предварительного следствия», была посвящена следователю, подозреваемому, обвиняемому, а деятельность адвоката ограничивалась рассмотрением проблем защиты их прав, то естественно, что малоисследованной оставалась при этом «такая функция адвоката, как представление потерпевшего в ходе предварительного следствия» [25, с. 81].
Прошло совсем немного времени, и малоисследованная проблема адвокатской защиты потерпевшего приобрела характер дискуссионной, сохранив на многие годы свою привлекательность для научного анализа. «Проблема участия адвоката в качестве представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве, – справедливо отмечает, в частности, В.В. Горский, – остается остро дискуссионной уже многие годы» [26, с. 100].
В итоге и эта проблема, казавшаяся на первый взгляд сугубо уголовно-процессуальной, постепенно стала привлекать внимание криминалистов. По крайней мере, к проблеме правового регулирования взаимоотношений следователя с несовершеннолетним потерпевшим добавилась не менее серьезная проблема тактики общения с адвокатом, представляющим его интересы при производстве различных следственных действий. В частности, многие следователи вскоре убедились, что трудностей с установлением психологического контакта с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями при появлении фигуры адвоката не стало меньше. Более того, эти трудности приобрели новые оттенки, и не только при производстве допросов несовершеннолетних с участием адвоката, но и иных следственных действий, к которым следователь был вынужден привлекать несовершеннолетнего вместе с его представителем. А это и очная ставка, и следственный эксперимент, и проверка показаний на месте, и предъявление для опознания. Все они неизбежно требовали не только внимательного изучения личности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, но и грамотного использования полученных данных о личности при определении тактики производства соответствующих процессуальных действий и выборе соответствующих тактических приемов, включая тактику наиболее эффективного применения технико-криминалистических средств, приемов и методов. Криминалистические разработки и решение этих новых проблем, вне всякого сомнения, могли бы создать условия для появления и новых возможностей для следователя, стремящегося с максимальной эффективностью реализовать свои функции и в конечном счете решить общие задачи правосудия. Поэтому такие исследования в криминалистической науке должны стать наиболее важными и перспективными, способными обеспечить решение многих проблем современного уголовного судопроизводства.
Список литературы Криминалистическая защита прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Постановка проблемы
- Галимханов А.Б. Проблемы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии // Проблемы предупреждения и пресечения преступности и иных правонарушений молодежи, защиты их прав : матер. республиканск. науч.-практ. конф. Уфа, 2000. С. 99-102.
- Рыбальская В.А. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Иркутск, 1972. 119 с.
- Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск : Изд-во Красноярск. ун-та, 1991. 111 с.
- Макаренко И.А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. М. : Юрлитинформ, 2006. 347 с.
- Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М. : Юрид. лит., 1981. 159 с.
- Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних преступников // Вопросы борьбы с преступностью. М. : Юрид. лит., 1976. Вып. 24. С. 12-27.
- Дремова Н.А. Вопросы мотивации преступлений несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. М. : Юрид. лит., 1971. Вып. 14. С. 106-114.
- Миньковский Г.М. Основные направления и этапы борьбы с преступностью несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. М. : Юрид. лит., 1974. Вып. 20. С. 33-48.
- Тихонов Ю.С. Особенности возбуждения уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. М. : Юрид. лит., 1978. Вып. 29. С. 92-100.
- Панкратов В.В. Преступность несовершеннолетних: изучение и профилактика // Вопросы борьбы с преступностью. М. : Юрид. лит., 1983. Вып. 38. С. 17-23.
- Литвинов В.И. Причины и условия формирования групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной мотивацией // Вопросы борьбы с преступностью. М. : Юрид. лит., 1987. Вып. 45. С.118-126.
- Кокорев Л.Д. Потерпевший от преступления. Воронеж : Изд-во Воронежск. ун-та, 1964. 138 с.
- Савицкий В.М., Потеружа И.И. Потерпевший в советском уголовном процессе. М. : Госюриздат, 1963. 171 с.
- Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших (оценка показаний свидетелей и потерпевших на предварительном следствии и в суде первой инстанции). М. : Изд-во Московск. ун-та, 1969. 128 с.
- Танцерев М.В., Стойко Н.Г. Потерпевший и его функции в уголовном процессе Российской Федерации. Красноярск, 2003. 101 с.
- Новиков В.Н. Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном праве // Воронежские криминалистические чтения. 2004. Вып. 5. С. 177-190.
- Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2000. 332 с.
- Порубов Н.И. Особенности допроса несовершеннолетних // Криминалистика / под ред. Р.С. Белкина и Г.Г. Зуйкова. М. : Юрид. лит., 1968. С.413-415.
- Особенности тактики допроса несовершеннолетних // Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. 3-е изд. перераб. и доп. М. : Норма, 2008. С. 593-594.
- Крылов И.Ф., Гуняев В.А. Тактика допроса несовершеннолетних // Криминалистика / под ред. проф. И.Ф. Крылова. Л. : ЛГУ, 1976. С. 377-379.
- Тактика допроса несовершеннолетних // Криминалистика : учебник / под ред. Т.А. Седовой и А.А. Эксархопуло. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургск. гос. ун-та, 1995. С. 313-323.
- Новиков В.Н. Потерпевший в российском уголовно-процессуальном праве // Воронежские криминалистические чтения. 2004. Вып. 5. С. 177.
- Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000. 232 с.
- Сидоренко Э.Л. Отрицательное поведение потерпевшего и уголовный закон. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2000. 308 с.
- Резник В.Ю. Актуальные проблемы участия адвоката, представляющего потерпевшего, в предварительном следствии // Тактика, методика и стратегия профессиональной защиты : сб. ст. / сост.: В.Н. Карагодин, Л.А. Зашляпин. Екатеринбург : Чароид, 2002. С. 81-84.
- Горский В.В. Адвокат - представитель потерпевшего: обвинитель или защитник? // Воронежские криминалистические чтения. 2008. Вып. 9. С. 100-108.