Криминалистически значимые признаки, характеризующие коррумпированность
Автор: Бойко Юрий Леонидович
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 1, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье дается понятие коррумпированности, проводится анализ криминалистически значимых ее признаков и предлагаются особые правила квалификации действий коррумпированных чиновников, совершивших преступления в сфере экономических отношений.
Коррумпированность, криминалистические признаки, квалификация преступлений, экономические преступления, противодействие коррупции
Короткий адрес: https://sciup.org/14931268
IDR: 14931268
Текст научной статьи Криминалистически значимые признаки, характеризующие коррумпированность
Очередной виток борьбы с коррупцией фактически начался в 2008 году с принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором сказано: «граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1].
Ни для кого не является секретом, что на протяжении последних 20 лет борьба с коррупцией не представляет особой опасности для власть имущих, поскольку является производной от поведения высших властей. На сегодняшний день коррупция «поразила» органы власти как на региональном, так и на федеральном уровнях. Общеизвестным фактом является то, что бездействуют те институты, которые заложены в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве и призваны обеспечивать борьбу с коррупцией.
Однако с сожалением следует отметить, что все попытки законодателя, правоприменителей и теоретиков направлены прежде всего на определение понятия коррупции и выделения ее основных видов в общественно-социальном, политическом, экономическом и криминологическом значении.
Так, участники круглого стола, который проводился в Совете Федерации еще в марте 2008 года, пришли к выводу, что в России главным препятствием для борьбы с коррупцией является несовершенство существующего законодательства либо его полное отсутствие [2]. В частности, отмечалось отсутствие дефиниции «коррупция», соответствующей статьи в УК РФ и другие пробелы в законодательстве.
Анализируя имеющиеся понятия коррупции, следует отметить, что среди таковых наиболее лаконичная и в то же время точная характеристика этого сложного социального явления дана в справочном документе ООН: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». При этом опасны не отдель- ные случаи данного явления, а существование коррупции как системы – системы, которая создает свои «правила игры», заменяющей конституцию, законы, мораль, религию и т. д.
Под коррупцией следует понимать использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы, как из личной заинтересованности, так и в интересах других лиц. А под коррупционными преступлениями понимают предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом которых являются служащие органов государственной власти, коммерческих и иных организаций и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения.
В УК РФ 1996 года можно выделить две главы Особенной части, в которых предусмотрены преступления, в полной мере отвечающие вышеуказанным критериям (гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах государственного управления»).
Выделяют следующие виды коррупционных преступлений: ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями); ст. 286 (превышение должностных полномочий); ст. 290 (получение взятки); ст. 292 (служебный подлог); ст. 201 (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации); ст.204 (коммерческий подкуп).
Анализируя российское законодательство, следует отметить, что оно не содержит исчерпывающего перечня коррупционных деяний, но в то же время закрепляет критерии, посредством которых можно выделить такие, как:
-
1) в процессе совершения деяний незаконно используются полномочия, представленные виновным лицам по службе. Обстоятельствами, характеризующими этот критерий, могут быть:
-
– лицо, совершающее коррупционное преступление, должно находиться при исполнении своих служебных функций, т. е. на службе;
– в процессе его совершения должны быть использованы права, представленные виновному по службе, либо не выполнены возложенные на него служебные обязанности;
– служебные полномочия используются виновным вопреки интересам службы, т. е. вопреки установленному конкретными нормативными актами порядку их реализации.
-
2) коррупционные деяния совершаются из корыстной заинтересованности [3, с. 11].
При этом на второй план искусственно отодвигается решение основной проблемы – каким образом и с использованием каких инструментов необходимо осуществлять борьбу с коррупцией, направленную именно на устранение этого пагубного для общества явления. Коррупционная деятельность в силу пробелов и издержек уголовного и уголовно-процессуального законодательства, сложности легализации оперативной информации часто бывает объективно не доказуемой, а значит, полученных данных недостаточно для предъявления обвинения.
Кроме того, нам представляется ошибочным мнение отдельных ученых, которые считают, что пресечение «смежных» правонарушений может повлечь за собой прекращение либо частичное ограничение коррупционных преступлений. К примеру, отстранение от должности чиновника, совершающего коррупционные преступления, обязательно будет влечь за собой их прекращение [4, с. 10].
Нам представляется, что имеющиеся в распоряжении правовых наук (уголовного права, уголовного процесса и криминалистики) средства и методы способны разрешить поставленную проблему, но при условии если законодатель проявит разумную инициативу в ее разработке и принятии.
Если посмотреть Уголовный кодекс РФ, то увидим, что путей разрешения ее довольно много. Так, ст. 209 УК РФ предусматривает ответственность за бандитизм; как самостоятельный состав он вменяется только при доказывании криминалистических критериев – организованности, устойчивости и вооруженности. Как правило, бандитизм выступает в качестве дополнительного состава, утяжеляющего ответственность за совершение ряда преступлений.
На наш взгляд, применяя метод аналогии, законодатель мог бы определить в УК России статью «Коррупционность», указав такие криминалистические критерии (признаки) коррупционности, которые характеризовали бы систему коррупции, а не отдельные ее проявления, незначительные в отдельных случаях по своей тяжести.
Таким определением коррупционности в УК РФ могло бы быть:
Коррупционность - это организованное, систематическое выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий, осуществляемые путем злоупотребления своим служебным положением или служебными полномочиями как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, а равно совершение аналогичных действий путем вымогательства либо оказания посредничества в подкупе.
При выявлении многочисленных фактов злоупотреблений, системы в получении взяток или организованного вымогательства должностным лицом – состав коррупционность шел бы в качестве дополнительного, ужесточал ответственность виновных, налагал бы определенные ограничения на это лицо в будущем после отбытия наказания.
При таком понятии коррумпированности и раскладе ее криминалистически значимых признаков лесник Орловской области, продавший елку оперативным работникам, представившимися ему коммерсантами, не стал бы по закону коррупционером, а стал бы обычным расхитителем и срок, назначенный ему, наверное, снизился бы в два раза. В свою очередь, руководитель Фонда медицинского страхования России, организовавшая поборы с руководителей таких же фондов в областях и краях за излишнее выделение денежных средств на нужды медицинского страхования в эти регионы и присвоившая 35 млн долларов (с ее слов), получила лишь девять лет лишения свободы – а по решению суда так и не стала коррупционером.
Вышеназванные криминалистически значимые признаки этого состава выходят из самого определения «коррупционность»:
– организованность;
– систематичность;
– должностное лицо;
-
– выполнение или невыполнение должностных обязанностей и полномочий, инструкций;
-
– получение вознаграждения в различной форме в интересах дающего.
От дискуссионных идей и законодательных решений пора переходить к действиям, которые обеспечат положительные результаты в интересах российских граждан и нашей страны. Сложно представить, что коррумпированное чиновничество станет добровольно предпринимать эффективные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Власть предпринимает определенные меры в плане ограничения масштабов коррупции, но медленно, ненастойчиво, с оглядкой. Наши законы пишутся далеко не «святыми» законодателями, а поэтому некоторых положений, которые касаются жесткой борьбы с этим злом, законодатели стараются избегать либо пытаются усложнить сам управленческий процесс, внося в нормы закона такие положения, как «вправе», «может», а не «обязан» и «должен» [5, с. 80].
Ссылки:
-
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
-
2. Крестовый поход против коррупции // Рос. газ. 2008. 25 марта.
-
3. Малиновский И.Б. Коррупция и уголовный закон // Рос. следователь. 2009. № 15.
-
4. Бакунин В., Савинский А. О межотраслевой методике пресечения коррупционных преступлений // Законность. 2009. № 7.
-
5. Акимова Н.В. Коррупция в России: история и современность // Юридический мир. 2008. № 12 (144).
Список литературы Криминалистически значимые признаки, характеризующие коррумпированность
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Крестовый поход против коррупции//Рос. газ. 2008. 25 марта.
- Малиновский И.Б. Коррупция и уголовный закон//Рос. следователь. 2009. № 15.
- Бакунин В., Савинский А. О межотраслевой методике пресечения коррупционных преступлений//Законность. 2009. № 7.
- Акимова Н.В. Коррупция в России: история и современность//Юридический мир. 2008. № 12 (144).