Криминологичекие особенности личности серийного преступника

Бесплатный доступ

В статье определены подходы к формированию личности насильственного преступника. Рассмотрены криминологические аспекты личности серийных убийц. Исследованы психологические особенности насильственных преступников. Обозначено влияние внутрисемейных отношений на социализацию ребенка. Автор приходит к выводу, что выявлять серийных убийц до совершения преступления весьма сложная задача, практически невыполнимая, и чтобы хоть как-то приблизиться к этому необходимо проводить раннюю диагностику детей и подростков с целью определения каких-либо отклонений в развитии.

Серийные насильственные преступления, серийные убийства, теория паттернов, криминальная агрессия, причины и условия насильственной преступности, формирование личности, личность преступника

Короткий адрес: https://sciup.org/170203250

IDR: 170203250   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-1-4-32-35

Текст научной статьи Криминологичекие особенности личности серийного преступника

Целью данного исследования является анализ личностных особенностей серийных убийц и совокупность факторов, которые являются триггерами делинквентного поведения.

Данная тема достаточно актуальна в наше время, так как подобные исследования могут в значительной мере поспособствовать развитию науки криминологии, что в последующем найдет применение в практической деятельности органов внутренних дел.

Опираясь на неопозитивистские концепции, авторами которых являются итальянские криминологи Энрике Ферри, Рафаэль Гарофало, можно сделать вывод о том, что нет устойчивой взаимосвязи между элементами механизма преступного поведения. Поставив это утверждение в роль предположения, его можно опровергнуть, наглядно показав наличие корреляции между психологическими, социальнодемографическими и поведенческими особенностями преступников, являющиеся, в какой-то степени, предпосылками их асоциального поведения.

Было проведено многоступенчатое исследование, проанализировано множество материалов из уголовных дел по всему миру и получены данные о серийных убийствах, совершенных 4687 субъектами в достаточно объемный по времени период с 1811 по 2016 г. [3].

Благодаря проведенной работе были получены результаты, позволяющие с уверенностью судить о наличии устойчивых связей между социальными, психологическими и биографическими показателями.

Следует отметить, что у многих преступников еще в детском возрасте наблюдалось повреждение лобных долей головного мозга, что впоследствии вызывало расстройство поведения, потерю контроля над эмоциональным фоном и открытых проявлений агрессии к окружающим. Данная ситуация довольно сильно усугублялась социальными факторами, такими как эмоциональная депривация со стороны родителей. Психика ребенка и подростка наиболее подвержена влиянию окружающего мира, поэтому большинство признаков становления серийным убийцей подростки перенимают именно в период школьного образования, в процессе формирования произвольной регуляции психики. Многие из них в раннем возрасте проявляют себя как зоосадисты.

Не редким является факт наличия детских психологических травм, сформировавшихся на фоне наблюдения и периодического испытания на себе случаев насилия в родительской семье, а также в целом асоциального образа жизни родителей, что в дальнейшем повлияло на отсутствие доверительных отношений с людьми, неумением выстраивания адекватной коммуникации и издевательствам в школе.

В ситуации, выражающейся в наличии обостренных семейных отношений, ребенок, подросток не сможет нормально пройти все этапы процесса социализации, что приведет к негативному исходу. Но следует подчеркнуть, что негативных исходов может быть два. В одном случае у человека сформируется больная психика и он будет воспринимать насилие как вполне себе допустимое явление. Такой человек сможет с легкостью принять роль злостного преступника, насильника и убийцы, который будет искать жертв для удовлетворения собственных нездоровых потребностей. В другом случае произойдет обратная ситуация, при которой человек будет обладать повышенной виктимностью и считать проявление насилия по отношению к себе от окружающих людей довольно привычным и нормальным действом. Формирование личности насильственного преступника и личности жертвы насильственного преступления во многом схожи и на различных стадиях социализации проходят практически одинаково. Определенные типы насильственных преступников испытывали насилие в детстве, то есть были жертвами на ранних этапах своей жизни.

Так, известный серийный маньяк Андрей Чикатило рос в сложное военное время, периодически наблюдал, как жестоко расправляются с другими людьми, постепенно привыкая к такому зрелищу и со временем проявляя к нему нездоровый интерес. В детские, наиболее восприимчивые годы видел много покойников, и смерть стала для него чем-то близким и понятным. Или Сергей Головкин, серийный убийца педофил по кличке Фишер, орудовавший в одно время с Чикатило, не имел с родителями теплых взаимоотноше- ний, подвергался жестоким и бесцеремонным методам в воспитании с малых лет, иногда даже с битьем и издевательствами.

Совершение ими насильственных преступных действий носит компенсационный характер. Термин «виктимность насильственного преступника» ярко выражает агрессивный тип жертвы и смену ролей в схеме «жертва - преступник» [1, с. 115].

Необходимо выделить еще одну значимую особенность психического восприятия окружающей действительности у преступника, а именно наличие компульсивных навязчивых фантазий садистического характера и стремление их воплощения в жизни. У субъекта преступления имеется сложившийся устойчивый паттерн поведения при совершении деяния. То есть своеобразный алгоритм действий, направленный на получение полного контроля над своей жертвой. Находясь под влиянием обсессий, преступник впадает в аффективное застревание в результате чего сосредотачивает все свое внимание на четко выработанном выполнении определенной последовательности действий насильственного характера, стараясь в полной мере прочувствовать процесс насилия над жертвой и осознать свой контроль над ней [2, с. 265]. Серийные убийцы имеют внутреннее навязчивое ощущение своей никчемности, ненужности и чтобы хоть как-то почувствовать свою значимость они стремятся к больному доминированию над другим субъектом. Это и является необходимым фактором, позволяющим претворить в жизнь навязчивые образы, созданные собственным больным воображением.

Серийный убийца выбирает узкий круг людей в качестве своих жертв, причем все эти лица будут схожи по каким-либо видимым признакам. Жертва рассматривается преступником не как самостоятельная личность, а всего лишь как определенный символ, вызывающий агрессию и желание уничтожить этот раздражающий фактор. Стоит подчеркнуть, что у серийных убийц мотивация к совершению преступления в меньшей мере будет зависеть от поведенческих особенностей жертвы, так как преступный мотив сформировался задолго до совершения преступного деяния и в первую очередь связан с личностными психическими особенностями самого преступника.

Почерк преступлений индивидуален и имеет своеобразное развитие. То есть, первое убийство, как правило, происходит спонтанно, носит импульсивных характер, иногда даже является неожиданностью для самого преступника. Это случается в результате стечения определенных обстоятельств, которые подтолкнули человека к совершению данного деяния. На этом первом этапе преступления, убийца не боится быть замеченным, он даже не представляет конечного исхода событий своих действий. В последующих актах убийств, преступник старается тщательно продумать все до мелочей, то есть он сознательно планирует совершение противоправного деяния. Целенаправленно ведет поиск жертвы, сознательно выбирает место совершения преступления и даже продумывает способ установления первоначального контакта с будущей жертвой.

Следует также упомянуть о таком интересном аспекте в особенностях личности серийного преступника, как прикрытие своей подлинной сущности так называемой маской совершенно адекватного, нормального человека ничем непримечательного в своем поведении.

Такую особенность можно рассмотреть на примере личности Колина Питчфорка. Будучи пекарем-кондитером, имея жену и ребенка, прекрасное образование в сфере искусства, Питчфорк изнасиловал и убил двух молодых девушек. В 1986 году после расправы с школьницей Дон Эшворт, он вернулся домой к семье и как ни в чем не бывало испек торт. Также в качестве при- мера можно рассмотреть личность Михаила Попкова. Его образ милиционера, добропорядочного семьянина сложно сопоставить с серийным убийцей, загубившем более 80 женщин. Никто и подумать не мог, что жестоким преступником является помощник оперативного дежурного, которого за широкую улыбку все называли «Миша-улыбка». Коллеги любили его за доброжелательность и покладистый характер [3].

Тема данной статьи более углубленно раскрывается в сравнительных научных исследованиях, так как и по сей день проблематика данной темы сохраняет свою актуальность. Множество различных факторов в совокупности влияет на формирование личности преступника. Бесспорно, биологическое начало человека, генетиче- ская предрасположенность в силу каких-либо дефектов организма также играет роль, но по большей части все-таки именно социальные факторы производят изменения, толкающие человека на преступный путь. Серийными убийцами не рождаются, а становятся. Потребность убивать для серийного убийцы выступает в виде условного рефлекса, соответственно, при выплеске агрессии он на какой-то временной период становится обычным человеком.

Подводя итог, можно сделать вывод, что выявлять серийных убийц до совершения преступления весьма сложная задача, практически невыполнимая и чтобы хоть как-то приблизиться к этому необходимо проводить раннюю диагностику детей и подростков с целью определения каких-либо отклонений в развитии. По крайней мере это поможет в разработке методов профилирования и предупреждения серии преступлений.

Список литературы Криминологичекие особенности личности серийного преступника

  • Рашидов Ш.М. Насилие и виктимность в криминологическом анализе преступности // Юридический вестник ДГУ. - 2014. - № 2. - С. 115-118. EDN: SHRQRT
  • Сулим А.А. Безлюдное место. Как ловят маньяков в России. - М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2020. - 265 с.
  • Consolidated Serial Homicide Offender Database / M. Aamodt [et al.]. Harvard Dataverse. 2016.
Статья научная