Криминологический анализ алкоголизма и наркотизма

Бесплатный доступ

Автор выделяет три аспекта криминогенной мотивации лица, страдающего алкоголизмом и наркотизмом (вседозволенность ввиду искусственной среды и ощущения «вне системы», получение денежных средств на «потребность», проявление ситуативного или случайного преступника ввиду воздействия опьянения на психическое состояние). Автор раскрывает недооцененный и непроработанный элемент в предупреждении фоновых криминогенных явлений: работа с сознанием нарушителей.

Алкоголизм, наркотизм, предупреждение, криминогенная мотивация, правоохранительные органы

Короткий адрес: https://sciup.org/170205166

IDR: 170205166   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-5-3-10-12

Текст научной статьи Криминологический анализ алкоголизма и наркотизма

Склонность лица к алкоголизму, наркотизму, бродяжничеству, проституции становится серьезной предпосылкой к совершению преступления или его следствием (усиливается деградация личности; сложно построить социальные связи и обеспечить себя). Такие явления справедливо характеризуются как криминальнокриминогенные феномены [1, с. 58]. Представляется значимым изучить вопросы их предупреждения.

К причинам алкоголизма и наркотизма относится трудная жизненная ситуация, привычка к употреблению в кругу общения, создание искусственной среды для систематического получения «кайфа» и (или) снятия общего напряжения. Процессы формирования влечения относятся к предмету медицины, криминологическое исследование таких явлений требует формулирования их роли в совершении преступления. В дальнейшем человек теряет неповторимую ценность и уникальность своего бытия [2, с. 339], не способен к социальной жизни без алкоголя и наркотиков (подобно тому, как некоторые рецидивисты дезадаптируются, находясь на свободе).

Создавая искусственную среду, лицо чувствует себя «вне системы», как ни странно, свобода смешивается с вседозволенностью, что определяет совершение преступления. Криминогенная мотивация лица, страдающего алкоголизмом и наркотизмом, также обусловлена стремлением получить денежные средства для удовлетворения потребности (на определенной стадии ведущей). Если под воздействием спиртных напитков или психоактивных веществ лицо сильнее проявляет агрессию, становится более возбудимым и обидчивым, то это серьезная предпосылка для проявления ситуативного или случайного преступника (в состоянии алкогольного опьянения появилось желание убить конкретного человека и т.п.).

Как ни странно, прослеживается сильная связь алкоголизма и наркотизма с бродяжничеством: есть бродяги, которые получают денежные средства путем правонарушений (например, шоплифтинга) и тратят их на алкоголь и наркотики. Ю.М. Антонян указывает, что имеет место и стремление некоторых лиц не пребывать долго в социальной группе, компенсировать отчуждение от семьи [3, с. 339]. Проституция демонстрирует материальную необеспеченность и неверие в собственные силы, снижение уровня нравственности и выбор в пользу «легких» для человека путей: «хочу жить, а не выживать».

Лица с алкоголизмом или наркотизмом попустительски относятся к урону физическому и особенно психическому здоровью: тревожно-депрессивное расстройство, синдром «HPPD», когда у лица после вывода галлюциногена из организма проявляется дереализация, деперсонализация и так далее. Это связано с незнанием, непониманием масштабов возможных проблем, аутоагрессией, мышлением по типу: «меня это обойдет», «зависит от качества алкоголя и стаффа», «умру в молодости, но проживу жизнь насыщенно». Кроме того, молодежь равняется на богатых и знаменитых личностей, которым алкоголизм и наркотизм помогли «реализовать творческий потенциал» и «ускорить» понимание различных общественных процессов (хотя «осознается» очевидное). Такой лозунг на деле превращается в оправдание бездумного употребления «таблицы Менделеева», игнорирования труда и гибкости мышления в трезвом состоянии и паразитическое существование.

Когда у молодых людей в действительности возникают психические проблемы, они (люди) либо продолжают употребление, либо совершают самоубийство, либо пытаются вылечить «сломанный мозг», находясь при этом в ужасном состоянии и жалея об упущенной реальности.

Для борьбы с такими явлениями необходима совокупность мер (по отдельности неэффективны): препятствование соответ- ствующему поведению (требуется снижение у правоохранителей интереса к коррупции), повышение уровня жизни граждан и работа с сознанием нарушителей. Первые две меры регламентированы, работа же с сознанием нарушителей недооценена и ограничивается общими словами по типу «курить – здоровью вредить».

На наш взгляд, в учебных заведениях (со средней школы) необходимо серьезно, простыми словами и подробно освещать описанные последствия алкоголизма и наркотизма, максимально удерживая вни- мание аудитории и показывая, что можно «отдохнуть» или «добиться успеха» иначе. В юридической литературе удачно описана достаточно очевидная формула позитивной направленности предупредительной работы: не «что убрать», а «что добавить», не «почему плохо употреблять», а «как хорошо жить без этого» [4, с. 47]. Представляется возможным включить этот блок в школьный предмет «Разговоры о важном» и в повестку встречи со студентами 1 сентября, кураторских часов.

Список литературы Криминологический анализ алкоголизма и наркотизма

  • Малыхина Т.А. Органы внутренних дел как специальный субъект индивидуальной профилактики преступлений // ГлаголЪ правосудия. - 2024. - № 1 (35). - С. 57-60. EDN: AGVICM
  • Шайкова М.В. Аддитивное поведение несовершеннолетних правонарушителей: критерии и профилактика // Российская девиантологическая панорама: теория и практика. Материалы МНПК/ Сост.: А.А. Жаворонкова, О.С. Кравченко. Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. - С. 337-342.
  • Антонян Ю. М. Криминология: учебник для вузов 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 388 с.
  • Методические рекомендации по профилактике потребления психоактивных веществ в молодежной среде: Учебное электронное издание / А.Б. Серых, Н.В. Крылова. - Калининград: БФУ им. Иммануила Канта, 2023. - 51 с.
Статья научная