Критика всеобщего как разумного в философии франкфуртской школы
Автор: Белоусова Наталья Олеговна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 7, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется вопрос о критике всеобщности в культуре, под которой в философии Франкфуртской школы понимается тотальность социума и мышления, идентичность, фиксируемая понятием и подчиняющая себе «разнородное». Автор обращает внимание на то, что критика «всеобщего» М. Хоркхаймера и Т. Адорно перерастает в негацию по отношению к разуму как унифицирующему и инструментальному мышлению, представляющему собой, по мысли философов, деятельность, с одной стороны, связанную с утверждением единообразного, с другой - ориентированную на самосохранение. В статье, в ракурсе проблемы соотношения «уникального» и «всеобщего», раскрывается амбивалентность позиции франкфуртцев, сделан вывод о присутствии в их критицизме, приобретающем абсолютный характер, деструктивного и пессимистического потенциала. Методологическую базу исследования составил комплекс общелогических, когнитивных подходов и процедур, среди которых методы философской рефлексии, анализа и синтеза, системный, формально-логический и диалектический, метод совпадения исторического и логического, экстерналистский подход. Научная новизна исследования состоит в обращении к проблематике соотношения «уникального» и «всеобщего» в контексте духовной культуры ХХ в., а актуальность обусловлена социальной и культурной значимостью переосмысления в современном философском дискурсе контроверзы «тотальность социума» - «индивидуальный субъект», её влияния на самосознание и перспективы развития современного общества.
Всеобщее, критика, разум, духовная культура хх века, просвещение, понятие, тоталитаризм, фашизм
Короткий адрес: https://sciup.org/149145959
IDR: 149145959 | DOI: 10.24158/fik.2024.7.7
Список литературы Критика всеобщего как разумного в философии франкфуртской школы
- Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М., 2000. 239 с.
- Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003. 374 с.
- Баталов Э.Я. Философия бунта (Критика идеологии левого радикализма). М., 1973. 222 с.
- Белоусова Н.О. Абсурдистская драматургия в поисках смысла // Культура и искусство. 2016а. № 2. С. 190–194. https://doi.org/10.7256/2222-1956.2016.2.18085.
- Белоусова Н.О. Ж. Деррида: Критика всеобщности как логоцентризма // Лосевские чтения: труды Междунар. ежегод. науч. конф. Новочеркасск, 2015. С. 78–85.
- Белоусова Н.О. Проблема порабощения человека «всеобщим» в жанре антиутопии // Философия и культура. 2016б. № 3 (99). С. 337–340. https://doi.org/10.7256/1999-2793.2016.3.17996.
- Белоусова Н.О. Феминизм против всеобщности // Общество: философия, история, культура. 2016в. № 3. С. 20–23.
- Давыдов Ю.Н. От веберовской универсально-исторической социологии к психопатологии истории западной цивили-зации // История теоретической социологии: в 4 т. М., 2002. Т. 4. С. 25–46.
- Давыдов Ю.Н. Социоцентрическая диалектика неомарксизма // Идеалистическая диалектика в XX столетии (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики). М., 1987. С. 188–225.
- Кузнецов М.М. Теодор В. Адорно – философ неидентичности // История философии. 2003. № 10. С. 24–49.
- Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994. 368 с.
- Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума. М., 2011. 224 с.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. 312 с.