Крюк с изображением сцены кулачного поединка из дольмена майкопской культуры, станица Царская, Северо-Западный Кавказ

Автор: Трифонов В.А., Шишлина Н.И., Лобода А.Ю., Хвостиков В.А.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: От камня к бронзе. Новые открытия

Статья в выпуске: 251, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье приведены результаты всестороннего анализа уникального бронзового крюка с антропоморфными фигурками из дольмена эпохи ранней бронзы (прибл. 3200-2900 до н. э.) у ст. Царская (совр. Новосвободная) на Северо-Западном Кавказе. Установлено, что предмет отлит из мышьяковой бронзы по технологии утрачиваемой восковой модели, является крюком для вынимания мяса из котла и входит в набор церемониальной посуды для общественной трапезы. Изображения пары обнаженных мужчин, стоящих в боксерской стойке, представляют сцену ритуального поединка в присутствии или в честь божества, чьим атрибутом являются бычьи рога, на которых соперники стоят. Предмет в целом ассоциируется с темой погребального пира и погребальных игр. Вероятно, что сюжет и иконография изображений восходят к канонам храмового шумерского искусства раннединастического, а возможно, и более раннего времени. Адаптация этой темы в майкопской культурной среде объясняется ее принадлежностью к кругу культур самой северной периферии переднеазиатской цивилизации. Пара фигур, изображенная на крюке из Царской, является самым ранним образцом антропоморфной металлической мелкой пластики на Кавказе и, видимо, самым ранним в мире скульптурным изображением кулачного поединка

Еще

Майкопская культура, бронзовая антропоморфная пластика, эпоха ранней бронзы, кулачный поединок, погребальный пир, кавказ, древний восток

Короткий адрес: https://sciup.org/143164053

IDR: 143164053

Список литературы Крюк с изображением сцены кулачного поединка из дольмена майкопской культуры, станица Царская, Северо-Западный Кавказ

  • Бронзовый век. Европа без границ. Четвертое -первое тысячелетие до н. э.: каталог выставки/Ред. Ю. Ю. Пиотровский. СПб: Чистый лист, 2013. 648 с.
  • Иессен А. А., 1950. К хронологии «больших кубанских курганов»//СА. Т. XII. С. 157-201.
  • Кореневский С. Н., 2011. Древнейший металл Предкавказья. Типология. Историко-культурный аспект. М.: Таус. 336 с.
  • Куфтин Б. А., 1949. Материалы к археологии Колхиды. Т. I. Тбилиси: Техника да Шрома. 360 с.
  • Минасян Р. С., 2013. Древнейшие способы изготовления полых металлических бус//Шестая международная Кубанская археологическая конференция: материалы конф./Отв. ред. И. И. Марченко. Краснодар: Экоинвест. С. 283-287.
  • Мунчаев Р. М., 1975. Кавказ на заре бронзового века. М.: Наука. 1975. 416 с.
  • ОАК за 1898 г. СПб: ИАК, 1901. 197 с.
  • Попова Т. Б., 1963. Дольмены станицы Новосвободной. М.: ГИМ. 48 с. (Труды ГИМ; вып. 34.)
  • Резепкин А. Д., 1991. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры//Древние культуры Прикубанья/Отв. ред. В. М. Массон. Л.: Наука. С. 167-197.
  • Резепкин А. Д., 2012. Новосвободненская культура (на основе материалов могильника «Клады»). СПб: Нестор-История. 344 с. (Труды ИИМК; т. 37.)
  • Рындина Н. В., Равич И. Г., 2012. О металлопроизводстве майкопских племен Северного Кавказа (по данным химико-технологических исследований)//ВААЭ. № 2 (17). С. 4-20.
  • Трифонов В. А., 1987. Некоторые вопросы переднеазиатских связей майкопской культуры//КСИА. Вып. 192. С. 18-26.
  • Трифонов В. А., Шишлина Н. И., ван дер Плихт Й., Фернандес Р., Хоммель П., 2017. Радиоуглеродная хронология дольменов эпохи ранней бронзы у ст. Царская, С-З Кавказ, 1898 г.//V (XXI) Всероссийский археологический съезд : сб. науч. тр./Отв. ред.: А. П. Деревянко, А. А. Тишкин. Барнаул: Алтайский гос. ун-т. С.1042-1043.
  • Формозов А. А., 1970. Эпический сюжет в Причерноморском искусстве бронзового века//КСИА. Вып. 123. С. 48-50.
  • Art of the First Cities. The Third Millennium B.C. from the Mediterranean to the Indus/Eds.: J. Aruz, R. Wallenfels. New York: Metropolitan Museum of Art, 2003. 540 р.
  • Birrell S., 1981. Sport as ritual: interpretations from Durkheim to Goffman//Social Forces. Vol. 60, no. 2. Special Issue. P. 354-376.
  • Charles J. A., 1967. Early Arsenical Bronzes -A Metallurgical view//AJA. Vol. 71, iss. 1. P. 21-26.
  • Collon D., 2005. First Impressions. Cylinder Seals in the Ancient Near East. London: British Museum Press. 208 p.
  • Crowther N. B., 2007. Sport in Ancient Times. Westport: Praeger. 208 p.
  • Currie B., 2005. Pindar and the Cult of Heroes. Oxford: Oxford University Press. 504 p.
  • Davey C. J., 2009. The Early History of Lost-Wax Casting//Metallurgy and Civilization: Eurasia and Beyond/Eds.: J. Mei, Th. Rehren. London: Archetype. P. 147-154.
  • Frankfort H., 1943. More Sculpture from the Diyala Region. Chicago: University of Chicago Press. 260 p. (Oriental Institute Publications; vol. 60.)
  • Hansen D. P., 2003. Art of the Early City-States//Art of the First Cities. The Third Millennium B. C. from the Mediterranean to the Indus/Eds.: J. Aruz, R. Wallenfels. New York: Metropolitan Museum of Art. P. 21-37.
  • Hunt I., 1980. The Long History of Lost Wax Casting: Over Five Thousand Years of Art and Craftsmanship//Gold Bulletin. Vol. 13, iss. 2. P. 63-69.
  • Katz D., 2007. Sumerian funerary rituals in context//Performing death. Social analyses of funerary traditions in the Ancient Near East and Mediterranean/Ed. N. Lanery. Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago. P. 167-188. (Oriental Institute Seminars; no. 3.)
  • Kyle D. G., 2007. Sport and Spectacle in the Ancient World. Malden, MA: Blackwell. 389 p.
  • Moortgat A., 1969. The Art of Ancient Mesopotamia: The Classical Art of the Near East. London; New York: Phaidon. 378 p.
  • Murray S. R., 2010. Boxing Gloves of the Ancient World //Journal of Combative Sport: Electronic Journals of Martial Arts and Sciences. Access mode: http://ejmas.com/jcs/2010jcs/jcsart_murray_1007.html. Date of access: 31.05.2018.
  • Porada E., 1991. A Male Figure in the Style of the Uruk Period//Near Eastern Studies/Eds.: M. Mori, H. Ogawa, M. Yoshikawa. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.. P. 335-346.
  • Rezepkin A. D., 2000. Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. Rahden: M. Leidorf. 159 S. (Archaologie in Eurasien; vol.10.)
  • Sjöberg Å., 1985. «Trials of Strength»: Athletics in Mesopotamia//Expedition Magazine. Vol. 27, iss. 2. P. 7-9.
  • Strommenger E., Hirmer M., 1962. Fünf Jahrtausende Mesopotamien. Die Kunst von den Anfängen um 5000 v. Chr. bis zu Alexander der Grossen. München: Hirmer Verlag. 140 S.
  • Trifonov V., 2015. Représentation, par similitude, de l'art megalithique dans le Caucase occidental, en Crimee et en Europe occidentale//Actes du 3e Colloque International sur la statuaire mégalithique/Eds.: G. Rodriguez, H. Marchesi. Paris: Errance. Р. 81-88.
  • Van Buren E. D., 1945. Symbols of the Gods in Mesopotamian Art. Rome: Pontificum Institutum Biblicum. 191 р. (Analesta Orientalia; 23.)
  • Van Dijk R. M., 2011.The Motif of the Bull in the Ancient Near East: An Iconographic Study. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of Arts in the subject Ancient Near Eastern Studies at the University of South Africa . Access mode: http://uir.unisa.ac.za/handle/10500/5088. Date of access: 31.05.2018.
Еще
Статья научная