Кручение упругого полупространства с многослойным покрытием периодической структуры
Автор: Васильев Андрей Сергеевич, Садырин Евгений Валерьевич, Васильева Марина Евгеньевна
Журнал: Вестник Донского государственного технического университета @vestnik-donstu
Рубрика: Физико-математические науки
Статья в выпуске: 5-6 (74) т.13, 2013 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрена осесимметричная задача теории упругости о кручении недеформируемым круглым штампом упругого полупространства с неоднородным по глубине покрытием периодической структуры. Покрытие представляет собой многослойный пакет с чередующимися мягкими и жёсткими слоями, при этом границы слоёв могут быть как чёткими (кусочно-постоянное изменение модуля сдвига), так и сглаженными (непрерывно-неоднородные покрытия). Построено приближённое аналитическое решение задачи высокой точности, эффективное для любых толщин покрытий. Изучено влияние числа слоёв и характера неоднородности покрытия на трансформанту ядра интегрального уравнения и на распределение контактных напряжений под штампом. Показано, что при определённых параметрах задачи достигается существенное различие между результатами для непрерывного и скачкообразного характера изменения модуля сдвига по глубине.
Кручение, многослойные покрытия, слоистые композиты
Короткий адрес: https://sciup.org/14250009
IDR: 14250009 | DOI: 10.12737/1275
Текст научной статьи Кручение упругого полупространства с многослойным покрытием периодической структуры
Введение. Многослойные покрытия активно используются для создания современных жаропрочных, абразиво- и эрозионностойких покрытий на поверхности элементов газовых и паровых турбин, деталей машин. Разработан ряд технологий, позволяющих создавать слоистые композиции из чередующихся слоёв различных материалов, в которых толщина слоя может составлять менее 100 нм при общем их количестве до нескольких тысяч [1]. Это газотермическое напыление (в частности, вакуумно-плазменное) и различные способы эпитаксиального нанесения (осаждения из газовой или водной среды). В качестве компонентов покрытия могут быть использованы различные металлы и сплавы, а в случае эпитаксии — полимерные материалы.
В работе [2] рассмотрены многослойные покрытия периодической структуры (чередующиеся слои из алюминия и палладия) со сглаженными границами между слоями. На основании экспериментальных результатов показана перспективность использования подобных покрытий для защиты от разрушения при механическом воздействии.
В настоящей работе анализируются механические характеристики контактного взаимодействия непрерывно-неоднородных и многослойных покрытий периодической структуры, возникающие при кручении упругого однородного полупространства с покрытием недеформируемым круглым штампом.
Задача о кручении однородного упругого полупространства круглым штампом впервые была сформулирована и решена в динамической постановке Рейснером и Сагочи [3]. Снеддон [4], с использованием техники интегральных преобразований, свёл данную задачу к решению интегрального уравнения.
В. Д. Грилицкий [5] построил решение задачи о кручении круглым штампом изотропной двухслойной среды и ортотропного упругого слоя в виде степенного ряда от отношения толщины первого слоя к радиусу штампа.
В работе [6] построено решение задачи о кручении для упругого трансверсальноизотропного полупространства с неоднородным по глубине трансверсально-изотропным покрытием. Решение эффективно для всего набора физических и геометрических параметров задачи. Постановка задачи и построение решения. Недеформируемый круглый штамп с плоским основанием жёстко сцеплен с верхней гранью Γ упругого неоднородного полупространства Ω, состоящего из неоднородного по глубине покрытия толщины H и однородного полупространства (подложки). С полупространством связана цилиндрическая система координат r, φ, z; ось z нормальна плоскости Г и проходит через центр штампа, координата r отнесена к радиусу штампа а. Штамп контактирует с полупространством по поверхности z = 0, r < 1. К штампу приложен крутящий момент M , ось которого совпадает с осью z . Под действием этого момента штамп повернётся относительно оси z на угол ε , вызвав деформацию кручения полупространства Ω .
Модуль сдвига полупространства изменяется с глубиной по закону
G ( z )
Gf ( z ) , - H < z < 0
G = const ,
.Gs, -да< z <-H где f(z) — непрерывно-дифференцируемая или кусочно-постоянная функция.
Учитывая, что слой подвержен лишь деформации скручивания, ненулевым является лишь смещение вдоль оси φ:
u z = ur = 0, и ф = и ф ( г , z ) .
Вне штампа плоскость Γ имеют вид:
не нагружена. При сделанных предположениях граничные условия z = 0 :
O z = Т rz = 0 ,
Т ф z = 0, u ф = r E ,
r > 1, r < 1.
При r ^ да и z ^ -да напряжения исчезают.
Считаем, что перемещения и напряжения сопрягаются на границе между покрытием (верхний индекс (1)) и подложкой (верхний индекс (2)):
7 • т( 1 ) - т< 2 ) //(1 ) - //(2 )
z = - H : Тф z = Тф Z , U ф = U ф .
Требуется определить закон распределения контактных касательных напряжений под штампом
Т ф z l z = 0 = Т ( r ) , r < 1.
Используя технику интегральных преобразований, поставленную задачу можно свести к решению следующего интегрального уравнения:
1 да jт(p)pjL(u) J1 (urX-1) J1 (upX-1)dudp = AG(0)re, r < 1, (1)
где A = H/a — безразмерный геометрический параметр задачи, характеризующий относительную толщину покрытия; J1 (x) — функция Бесселя 1-го рода; L(u) — трансформанта ядра интегрального уравнения, которая строится численно [6].
С использованием двухстороннего асимптотического метода решения парных интегральных уравнений [7] можно построить приближённое решение задачи в аналитическом виде [6]:
Т ( r ) = 4e g ( 0 )b w 1 ( 0 ) -= L= п I V1 - r
N
+ Z C i
i = 1
[ sh t ^ i x ;* ) - ^ l j cht A A - ^ t ) tdt )
r V 1 - r 2 A r r V t2 - r 2
где постоянные C i определяются из системы линейных алгебраических уравнений:
N
Z Ci X i=1
A i ch ( A i X 1 ) + B k sh ( A i X 1 )
B k 2 - A i 2
1 + B X 1
+ ~—7 = 0, k = 1,2, ^ , N ;
L. ( 0 ) B^ 2.....
L N ( U ) — аппроксимация трансформанты ядра интегрального уравнения (1) выражением:
, . JL1J 2 + A 2
L N (U ) = П ц 2 д2 , Ai , B i G C .
i = 1 U + B i
Решение (2) является асимптотически точным при λ → 0 или λ → ∞ [7]. Точность решения для произвольного значения λ зависит от точности аппроксимации трансформанты ядра функцией (3). Алгоритм построения аппроксимаций высокой точности и связь между погрешностями решения и аппроксимации описаны в работе [8].
Далее будем полагать, что функцию f(z) определяющую изменение модуля сдвига в по- крытии, описывает один из следующих законов:
1) f1 ( z ) = f 0 + 1 - f y1 cos ( 2n kz ) , 2) f l ( z ) = ff + ff cos ( 2n kz ) ,
, s f , Z е Z 3) f 3 ( z ) = { 1, z e[- H ,0 ]/ Z 1 , |
, х 1 1/ f 0 , z е Z
Z = н , н 1 У L 4 k 4 k _ |
В покрытиях 1—4 мягкие «слои» чередуются с жёсткими (рис. 1). Упругие свойства в покрытиях 1 и 2 меняются непрерывно, в покрытиях 3 и 4 слои имеют чёткую границу. Параметр k соответствует количеству периодов отрезка синусоиды, описывающей покрытия 1 и 2. Покрытия 3 и 4 представляют собой пакет из (2 k + 1) слоя. В покрытиях 1 и 3 (2 и 4) модуль сдвига больше (меньше) либо равен модулю сдвига подложки на всём интервале z е [- H ,0 ] .
01 3.5 0 1/3.5 1

покрытия 1, 3 G(z) покрытия 2, 4
Рис. 1. Графики изменения модуля сдвига по глубине. Сплошные линии соответствуют покрытиям 1 и 2, пунктирные — покрытиям 3 и 4
Показатель неоднородности f 0 = const > 1 характеризует отношение модуля сдвига на поверхности Г к модулю сдвига подложки. Ограничимся рассмотрением случая f 0 = 7/2, что соответствует, например, сочетанию мягкого (алюминий, серебро, медь, свинец и т. д.) и жёсткого (железо, сталь, палладий, молибден и т. д.) металлов.
Анализ трансформант ядер интегрального уравнения. На рис. 2 изображены трансформанты ядер для законов 1—4 при k = 1, 10, 50. Из графика видна динамика изменения трансформанты ядра при увеличении числа слоёв.

Рис. 2. Трансформанты ядер для законов 1—4 при k = 1, 10, 50. Сплошные линии соответствуют законам 1 и 2, пунктирные — законам 3 и 4
Отметим свойства, общие для слоистых и непрерывно-неоднородных (функциональноградиентных, ФГ) покрытий:
-
1) трансформанты ядер при всех значениях k имеют одну точку экстремума, обозначим её u 0 . Для законов 2 и 4 — это точка максимума, для законов 1 и 3 — минимума;
-
2) при увеличении числа слоёв (параметр k ) точка экстремума u 0 сдвигается вправо по оси u ;
-
3) значение экстремума трансформанты ядра L ( u 0 ) удаляется от 1 (для законов 2 и 4 увеличивается, для законов 1 и 3 — уменьшается) при увеличении k . При этом значения экстремума при k = 10 и k = 50 близки, т. е. можно предположить, что они сходятся к некоторому пределу;
-
4) при увеличении k расширяется диапазон значений u , в которых значение трансформанты существенно отличается от 1.
Можно заметить ряд качественных отличий трансформант, соответствующих слоистым и ФГ покрытиям:
-
1) при u < 0,5 трансформанты для законов 1 и 2 практически не изменяются с увеличением параметра k , в то время как графики трансформант ядер для законов 3 и 4 сдвигаются вправо вдоль оси u , приближаясь к некоторому пределу;
-
2) экстремальные значения трансформант ( L ( u 0 )) для слоистых покрытий, больше, чем для ФГ;
-
3) для слоистых покрытий L ( u ) стремится к 1 при u → ∞ быстрее, чем для ФГ.
Анализ контактных напряжений. Таблица 1 содержит величины погрешности аппроксимации трансформант ядер выражениями (3) для законов 1—4, где погрешность определяется формулой:
Д L = max L N ( u )/ L ( u ) - 1| • 100 %.
Таблица 1
Погрешность аппроксимации трансформант ядер для законов 1—4
k = 1 |
k = 2 |
k = 4 |
k = 10 |
k = 50 |
|
закон 1 |
0,32 % |
0,26 % |
0,5 % |
0,19 % |
1,1 % |
закон 2 |
0,53 % |
0,58 % |
0,47 % |
0,19 % |
0,52 % |
закон 3 |
0,16 % |
0,20 % |
0,34 % |
||
закон 4 |
0,18 % |
0,33 % |
0,43 % |
Из значений таблицы видно, что построены аппроксимации высокой точности для всех рассматриваемых законов и значений параметра k , следовательно, погрешность построенных решений мала.
Введём величину: т re ( Л, r ) = т ( Л, r )/ т hom ( r ) , где т ( Л, r ) — контактные напряжения под штампом для покрытий 1—4; т hom ( r ) — контактные напряжения, возникающие в однородном полупространстве с модулем сдвига, равным значению модуля сдвига на поверхности покрытий 1—4, то есть G = G (0).
Величина т re, ( Л, r ) наглядно демонстрирует отличие контактных напряжений, возникающих на поверхности неоднородного и однородного полупространств, и, в отличие от т ( Л, r ) , не имеет особенности при r = 1. Из физического смысла поставленной задачи следует, что для покрытий 1—4 выполнено т re, ( Л, r ) ^ 1, при Л ^ 0 или Л ^ та.
На рис. 3 изображена зависимость величины т re, ( Л, r ) для покрытий 1, 2 при к = 1, 2, 10 и покрытий 3, 4 при k = 10 от параметра λ в точке r = 0,5. Численный эксперимент показал, что графики для любого фиксированного r е[ 0..0,99 ] качественно не отличаются от приведённых на рис. 3.

Рис. 3. Зависимость относительных контактных напряжений от параметра λ при r = 0,5
Отметим свойства контактных напряжений для покрытий 1—4, вытекающие из рис. 3:
-
1) величины т re, ( Л, r ) и т ( Л, r ) при фиксированном r имеет одну точку экстремума (обозначим её λ 0 );
-
2) при увеличении k точка экстремума λ 0 сдвигается вправо по оси λ. Это означает, что максимальное отличие контактных напряжений для неоднородных покрытий 1—4 и контактных напряжений, возникающих в однородном полупространстве, при увеличении k достигается для всё более толстых покрытий;
-
3) при увеличении к значение экстремума функции т re, ( Л0, r ) удаляется от 1 (для закона 2 увеличивается, для закона 1 — уменьшается);
-
4) при увеличении параметра к расширяется диапазон Л, в котором значение т re, ( Л, r ) существенно отличается от 1 (диапазон λ, где распределение контактных напряжений существенно
отличается от случая однородной среды). Другими словами, неоднородность оказывает существенное влияние на всё более толстые покрытия.
Свойства 1—4 являются общими для слоистых и ФГ покрытий, ниже приведены их основные отличия:
-
5) экстремальные значения контактных напряжений для слоистых покрытий меньше, чем для ФГ;
-
6) кривые зависимости контактных напряжений от параметра λ для слоистых и ФГ покрытий похожи, однако, численные значения при фиксированных λ могут существенно отличаться. Например, при k = 10 и λ = 18 отличие контактных напряжений для покрытий 1 и 3 достигает 25 %.
На рисунке 4 изображены графики зависимости величины т re ( Л, r ) от координаты r для покрытия 1, k = 1 при «малых» значениях параметра λ (тонкие покрытия), «средних» λ (покрытия сравнимые с размерами штампа) и «больших» λ (толстые покрытия).

Рис. 4. Относительные контактные напряжения для покрытия 1 при k = 1
Контактные напряжения, возникающие на поверхности покрытия 1 при k = 1, обладают свойствами:
-
7) контактные напряжения для «больших» значений параметра λ (λ > 1/2) монотонно убывают при r → 1 по сравнению со случаем однородного полупространства. Для λ > 8 разница между т ( Л, r ) и т hom ( Л, r ) менее 8 %, для Л > 25 — менее 1 %;
-
8) контактные напряжения для «малых» и «средних» значений параметра λ (λ ≤ 1/2) сначала возрастают, а затем убывают при r → 1 по сравнению со случаем однородного полупространства;
-
9) из рисунка 4 видно, что при уменьшении λ сужаются области возрастания и убывания относительных контактных напряжений по r (см. предыдущее свойство). Контактные напряжения для λ < 0,01 практически не отличаются от случая однородного полупространства везде, кроме окрестности точки r = 1, где наблюдается резкое возрастание, а затем убывание величины относительных контактных напряжений.
Следует отметить, что понятия «больших», «средних» и «малых» значений параметра λ условны, при изменении значения параметра k или рассмотрении покрытий отличных от 1—4 их числовые диапазоны могут существенно измениться.
Свойства, аналогичные 7—9, имеют место и для покрытий 2—4 и всех значений параметра k (изменятся только количественные значения).
В работе произведён анализ контактных напряжений, возникающих на поверхности покрытий. Эта величина представляет наибольший интерес для теоретического исследования, т. к. зная её, легко можно рассчитать всё напряжённо-деформированное состояние полупространства [9].
Список литературы Кручение упругого полупространства с многослойным покрытием периодической структуры
- Структура и свойства нанокомпозитных, гибридных и полимерных покрытий/А. Д. Погребняк [и др.] -Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. -344 с.
- Dayal, P. Characterisation of nanolayered aluminium/palladium thin films using nanoindentation/P. Dayal, N. Savvides, M. Hoffman//Thin Solid Films. -2009. -Vol. 517, iss. 13. -Pp. 3698-3703.
- Reissner, E. Forced torsional oscillations of an elastic half-space/E. Reissner, H. F. Sagoci//Journal of Applied Physics. -1944. -Vol. 15, № 9. -Pp. 652-654.
- Sneddon, I. N. The Reissner-Sagoci problem/I. N. Sneddon//Proceedings of the Glasgow Mathematical Association. -1966. -Vol. 7, № 3. -Pp. 136-144.
- Грилицкий, Д. В. Кручение двухслойной упругой среды/Д. В. Грилицкий//Прикладная механика. -1961. -Т. 7, № 1. -С. 89-94.
- Васильев, А. С. Контактная задача о кручении круглым штампом трансверсально-изотропного упругого полупространства с неоднородным трансверсально-изотропным покрытием/А. С. Васильев, Е. В. Садырин, И. А. Федотов//Вестник Дон. гос. техн. ун-та. -2013. -№ 1-2. -С. 25-34.
- Айзикович, С. М. Асимптотические решения контактных задач теории упругости для неоднородных по глубине сред/С. М. Айзикович//Прикладная математика и механика. -1982. -Т. 46, № 1. -С. 148-158.
- Айзикович, С. М. Двухсторонний асимптотический метод решения интегрального уравнения контактной задачи о кручении неоднородного по глубине упругого полупространства/С. М. Айзикович, А. С. Васильев//Прикладная математика и механика. -2013. -Т. 77, № 1. -С. 129-137.
- Айзикович, С. М. Деформирование полупространства при действии произвольной осесимметричной нагрузки/С. М. Айзикович, Л. И. Кренёв, И. С. Трубчик//Прикладная математика и механика. -2008. -Т. 72, № 4. -С. 644-651.