Культ святого Николая в народных верованиях ижемских коми: актуализация и стратегии сохранения образа

Бесплатный доступ

Статья написана на основе полевых материалов автора, полученных у ижемских коми в Республике Коми и на Сибирском Севере (в ХМАО - Югра, ЯНАО) в 2000-х гг. Святой Николай у северных коми является одним из наиболее популярных святых. С его именем связаны легенды и былички, в которых святой Угодник предстает в образе полифункционального божества, не всегда связанного с православным культом. Народно-христианский образ Чудотворца совместил функции родового духа-покровителя и грозного лесного хозяина, способного управлять стихиями - ветром, огнем и водой. Вероятно, более позднее (чем у русских) принятие христианства стало причиной переноса языческих представлений на святого Николая и особенно яркого их воплощения в нем, обеспечив жизнеспособность его образа в традиционной культуре ижемских коми.

Еще

Народное христианство, николай угодник, чудотворец, коми-ижемцы, обские коми, родовой покровитель, лесной хозяин, нечистая сила

Короткий адрес: https://sciup.org/145144928

IDR: 145144928

Текст научной статьи Культ святого Николая в народных верованиях ижемских коми: актуализация и стратегии сохранения образа

Святой Николай (Никола или Микола-угодник, Чудотворец) – один из ключевых образов народного христианства и наиболее почитаемый святой в России. Подробное исследование культа святого Угодника в народно-христианских воззрениях русских, основанное на фольклорном, лингвистическом, этнографическом и иконографическом материалах, включающее реконструкции славянского язычества, было проведено Б.А. Успенским, который доказал, что культ святого Николая вобрал часть функций бога Волоса (Велеса) – противника громовержца, одного из ключевых персонажей исходного (грозового) 474

мифа, связанного с нижним миром, водной стихией, скотом, богатством, плодородием [1892, с. 3–186]. К народам коми культ святого Николая (включающий не только канонический образ, но и народнохристианские, восходящие к язычеству, мотивы) пришел вместе с православием от русских, и также является одним из самых популярных и любимых святых [Мифология..., 1999, с. 236–238].

Согласно полевым материалам (ПМА), записанным у северных коми в Ижемском р-не Республики Коми (с. Ижма, д. Бакур, с. Сизябск), а также в ХМАО – Югра (пос. Березово, с. Саранпауль, пос. Сосьва) и ЯНАО (с. Мужи, с. Шурышкары, пос. Овгорт), в начале XXI в. культ святого Николая не утратил свой актуальности. К этому святому принято обращаться как к «скорому помощнику» и покровителю дома, семьи, детей, охотников, оленеводов, путешественников. Считается, что он помогает в любых начинаниях и трудах. Когда я иду на тяжёлую работу, обязательно перекрещусь и попрошу святого Миколая: «Милостливый Микола, помоги мне то сделать». Тогда все получается (ПМА: Бакур, 2003). Он всегда помогает. Была в церкви, отстояла службу, ноги заболели, не могу идти. Помолилась святому Угоднику, и он довел меня из церкви домой. Как довел? Да ноги стали легкими, и не заметила, как дошла (ПМА: там же). Особенным покровительством святого Николая – патрона дорог и путников – пользовались люди, находящиеся в пути. Отправляясь в дорогу, нужно перекреститься и сказать: «Святой Мику-ла, хорошо меня води». Тогда удачная дорога будет (ПМА: Ижма, 2003). Перед дальней дорогой нужно молиться святому Николаю. Он помогает в пути, в тайге не даст заблудиться, к дому выведет (ПМА: Сосьва, 2011). Микола Угодник помогает рыбакам, охотникам, оленеводам с оленями, от диких зверей и от всякой нечисти бережет, нечистая сила его боится (ПМА: Шурышкары, 2011).

Святой Николай, по представлениям ижемских коми, обладает особым статусом защитника детей. Святой Николай самый добрый, он охраняет. Вот у нас мама в хате оставляла детей маленьких и всегда просила Николая-угодника о защите. И всё благополучно было, ничего не случалось (ПМА: Си-зябск, 2003). Одна женщина оставила маленьких детей одних дома. Пришла домой, а там пожар был, уже потушен. Дети ей говорят: «Пришёл дяденька с седыми волосами, помахал на огонь и всё потушил». Это был Николай Чудотворец, эта женщина всегда ему молилась, его икона в доме была (ПМА: Бакур, 2003). Когда ребенка одного оставляешь, обязательно нужно у него в ногах положить нож или ножницы. Их ( младенцев. - О. Г.) могут подменить лесные люди, это нечистая сила здесь живет. У нас родственница оставила ребеночка и пошла по хозяйству хлопотать, а ничего железного рядом не положила. Вдруг видит, черная тень у дома мелькнула. У нее сердце обмерло, всё бросила и бегом в дом. А там над ребенком незнакомый старик стоит, седой, весь в белом, кроватку качает, а ребенок спит. От старика этого будто свет исходит. Погрозил ей пальцем и исчез. Она узнала, что это сам Микула Чудотворец, в комнате его икона висела. Он из иконы как-то вышел и защитил ребенка от нечистой силы, не дал им подменить (ПМА: Овгорт, 2004).

Известны сюжеты, в которых святой Николай спасает тонущих людей. Муж и жена с маленьким ребенком поплыли в лодке. И у них выпал в воду ребёнок. Жена говорит: «Надо в церковь идти, молиться Николаю Чудотворцу, чтобы ребёнка нашего спас». Повернули обратно к берегу, заходят в церковь, а в церкви их ребёнок сидит (ПМА: Ба-кур, 2003). В одной из быличек обских коми рассказывается об оленеводе, который пошел на охоту, провалился под лед и стал тонуть. Вдруг откуда-то появился седой старик, протянул ему свой посох и вытащил из воды. Охотник, желая потом отблагодарить своего спасителя, спросил у него, где тот живет. Старик ответил, что на земле его можно увидеть только в большой каменной церкви Миколы-угодника в городе Салехарде. Когда охотник появился в церкви, то он узнал спасшего его старика на иконе [Мифология..., 1999, с. 238].

Святой Николай также выступает в роли огнеборца, способного управлять природными стихиями: ветром, грозой. Иконы с изображением Николы Угодника выносили во время пожара, используя их как магическое средство борьбы с огненной стихией. Святой Микула самый популярный у нас бог. Во всём помогает, спасает людей, от пожара защитник. Когда пожар, вынесут образ Миколы лицом к ветру, ветер тогда повернёт в нужном направлении и огонь затушит. Лицом надо образ повернуть и ветер тогда в другую сторону подует (ПМА: Бакур, 2003). Был у нас пожар, дом горел. Вынесли образ святого батюшки Микулы. Ветер в другую сторону повернул и задул огонь (ПМА: там же). Больше всего обращаются к святому Миколе. Даже когда гроза, не Илью просят защитить, а Микулу Милостливого. Он от грозы и от огня оберегает. Нужно каждый день молитву читать: «Микула Милостливый, сохрани меня. Аминь» (ПМА: Ижма, 2003).

Иконы Николая-угодника у народов коми относились к особо чтимым, правда с одной оговоркой, касающейся коми-пермяков: «если на вновь приобретенной иконе обнаруживалась надпись «Николай Чудотворец», она немедленно удалялась из дома, ввиду ассоциаций из-за созвучия слов «чудотворец» и чудь, которым коми-пермяки называли всевозможных духов и нечистую силу вообще» [Мифология..., 1999, с. 238]. У ижемских коми таких ассоциаций не обнаружено, несмотря на то, что сохранились верования о чудах – злобных духах нижнего мира [Максимов, 1984, с. 421; Рочев, 1985, с. 7–21; Несанелис, 2006, с. 52; Лиме-ров, 2009, с. 88–90]. Более того, встретилось высказывание о том, что наименование «Чудотворец» означает присутствие божественного начала, защищающего от нечистой силы. В доме должны быть иконы, без икон нечистая сила проникает. Самые главные святые – боженька Иисус Христос, Дева Мария Богородица и Микола Чудотворец. Чудотворец – это значит, что он чудеса творит, большая сила в нем божественная. Миколу Чудотворца нечистая сила ой как боится, это уже точно проверено (ПМА: Березово, 2006).

У обских коми в с. Мужи была записана легенда, повествующая о святом Николае, который предстает в образе лесного хозяина. Жила в селе одна богатая женщина. Пришла она к подружке и говорит: «Пошли в лес по ягоды». А у той подружки было пятеро детей, она жила очень бедно, достатка не было. Она и говорит: «Чё в лес-то ходить? Грех это, сегодня ведь праздник». А богатая подружка: «Праздник и праздник. Ягоды собирать ведь не тяжёлая работа». И пошли они в лес. Ягоды собирают, и богатая женщина куда-то потерялась. Бедная подружка бегает, кричит, весь день её искала, нигде нет, пропала подружка. Идёт бедная женщина, плачет. Ягоды, которые собрала, несёт. А тут сидит на пеньке старичок седой, это был Николай Чудотворец. Он показывается только безгрешному человеку, молитвенному. А грешному не покажется. Спрашивает у неё: «Ты где была?» А она: «Да вот, мы с подружкой ходили по ягоды, и она затерялась. Или может, она уже домой пришла?» Он говорит: «Нет, её нету дома. Она в лесу осталась, не придёт. А ты домой идёшь, несёшь своим детям ягоды? Дойдёшь до речки, до Югана, садись и посмотри в свой котелок». Она дошла до речки. Котелок-то у неё завязан был, чтобы ягоды не рассыпались. Она села, развязала, а там не ягоды, а одни только маленькие змейки. Полный-полный котелок. Кипят там, шипят. Она котелок бросила и с пустыми руками домой пришла. Это потому что в праздник по ягоды ходила. Никогда в праздник в лес не ходи, на то есть будний день. Потом люди ходили в лес искать подружку, которая не вернулась. Дошли до того места, где старичок сидел на пеньке, а там женщина каменная стоит с ведёрочком. Как памятник. Окаменела. Бедной-то Николай Чудотворец простил, что в праздник по ягоды ходила, а богатую в камень превратил. Ей-то нужды не было никакой, богатой-то, только прихоть была в праздник в лес идти (ПМА: 2004). В этой сказке проявляются архаичные, далекие от образа христианского святого, черты хто-нического божества, которое может жестоко наказать, напустить змей, превратить человека в камень.

Народно-христианский культ святого Николая был транслирован русскими вместе с православием и, переплетаясь с верованиями коми, обрел некоторые локальные черты, стал неотъемлемой частью традиционной культуры коми. В верованиях ижем-ских коми Николай-угодник совмещает функции 476

святого, родового покровителя (духа-предка), хранителя дома, защитника детей, спасителя попавших в беду людей и грозного, но справедливого лесного хозяина. Он может управлять стихиями – ветром, огнем и водой, его боится нечистая сила, ему подчиняются животные (дикие звери, змеи), он обладает правом карающего божества, но в то же время считается милостивым и добрым «богом». В культе святого Николая сосредоточены черты домового и лешего, которые в народных верованиях северных коми нередко доминируют над образом христианского святого. Возможно, более позднее (чем у русских) принятие народами коми православия стало причиной переноса языческих представлений на святого Николая и особенно яркого их воплощения в нем, обеспечив жизнеспособность его поли-функционального образа в традиционной культуре, что является одним из способов сохранения и актуализации архетипов.

Список литературы Культ святого Николая в народных верованиях ижемских коми: актуализация и стратегии сохранения образа

  • Лимеров П.Ф. Образ чуди в коми фольклоре//Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2: Гум. науки. -2009. -№ 1/2 (63). -С. 81-90.
  • Максимов С.В. Год на Севере. -Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. -605 с.
  • Мифология коми. - М.; Сыктывкар: Изд-во ДИК, 1999. - 480 с. - (Энциклопедия Уральских мифологий; т. I.)
  • Несанелис Д.А. Символические формы поведения в традиционной культуре народов Севера. -Архангельск: Поморск. ун-т, 2006. -153 с
  • Рочев Ю.Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. -Сыктывкар, 1985. -28 с. -(Сер. Препринтов «Научные доклады»/Коми фил. АН СССР; вып. 124)
  • Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -248 с
Статья научная