Культ святого Николая в народных верованиях ижемских коми: актуализация и стратегии сохранения образа

Бесплатный доступ

Статья написана на основе полевых материалов автора, полученных у ижемских коми в Республике Коми и на Сибирском Севере (в ХМАО - Югра, ЯНАО) в 2000-х гг. Святой Николай у северных коми является одним из наиболее популярных святых. С его именем связаны легенды и былички, в которых святой Угодник предстает в образе полифункционального божества, не всегда связанного с православным культом. Народно-христианский образ Чудотворца совместил функции родового духа-покровителя и грозного лесного хозяина, способного управлять стихиями - ветром, огнем и водой. Вероятно, более позднее (чем у русских) принятие христианства стало причиной переноса языческих представлений на святого Николая и особенно яркого их воплощения в нем, обеспечив жизнеспособность его образа в традиционной культуре ижемских коми.

Еще

Народное христианство, николай угодник, чудотворец, коми-ижемцы, обские коми, родовой покровитель, лесной хозяин, нечистая сила

Короткий адрес: https://sciup.org/145144928

IDR: 145144928

Список литературы Культ святого Николая в народных верованиях ижемских коми: актуализация и стратегии сохранения образа

  • Лимеров П.Ф. Образ чуди в коми фольклоре//Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2: Гум. науки. -2009. -№ 1/2 (63). -С. 81-90.
  • Максимов С.В. Год на Севере. -Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. -605 с.
  • Мифология коми. - М.; Сыктывкар: Изд-во ДИК, 1999. - 480 с. - (Энциклопедия Уральских мифологий; т. I.)
  • Несанелис Д.А. Символические формы поведения в традиционной культуре народов Севера. -Архангельск: Поморск. ун-т, 2006. -153 с
  • Рочев Ю.Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. -Сыктывкар, 1985. -28 с. -(Сер. Препринтов «Научные доклады»/Коми фил. АН СССР; вып. 124)
  • Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -248 с
Статья научная