Культовое изделие чаа тс в мифоритуальной практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич, Цыденова Дарима Цыденовна

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Этнография народов Евразии

Статья в выпуске: 3 т.15, 2016 года.

Бесплатный доступ

На основе архивных и литературных этнографических сведений рассматривается один из аспектов сакрализации одежды у хакасов. Он нашел выражение в феномене фетишизма, в частности в виде ритуального изделия Чаға (Шаға) тöс. В представленной работе детально рассмотрены его внешние характеристики, выявлены вариации символического оформления. Проанализированы сакральные функции и способы обрядового взаимодействия с этим сакральным предметом. В традиционном мышлении народа Чаға (Шаға) тöс наделялся охранительными, покровительствующими, лечебными и иными свойствами. Среди верующих бытовала убежденность, что во многом от его благосклонности зависит здоровье людей, благополучие и успех в хозяйственной деятельности. Отводимая ему особая сакральная роль в духовной жизни хакасов способствовала формированию определенной системы обрядности. Она включала в себя как индивидуальные акты поклонения, так и коллективные, с их регламентированными нормами жертвоприношения и посвящения ему животного - ызых.

Еще

Хакасы, традиция, мировоззрение, одежда, фетиш, чаға (шаға) тöс, ызых, обряды

Короткий адрес: https://sciup.org/147219539

IDR: 147219539

Текст научной статьи Культовое изделие чаа тс в мифоритуальной практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

Культуре каждого народа присущ уникальный комплекс традиций, обычаев и обрядов. В современных условиях глобализации происходят процессы нивелирования этнической специфики и утраты традиционной обрядности. В сложившейся ситуации для исторической науки и, в частности, для этнографии особенно актуально сохранение и глубокое изучение этнической культуры во всех ее проявлениях.

Целью работы является определение мифоритуального комплекса хакасов, связан- ного с фетишем Чаға (Шаға) тöс. Были поставлены задачи выявить его варианты, существовавшие у качинцев и кызыльцев 1 и проанализировать ритуальную практику в отношении этого культового изделия. Хронологические рамки работы охватывают конец XIX – середину XX в. Выбор таких временных границ вызван состоянием базы источников по теме исследования. Работа основана на комплексном, системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования базируется на исто-

  • * Исследование проведено по проекту № 2718 в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России.

рико-этнографических подходах – научного описания, конкретно-исторического и структурно-семантического анализа.

В культуре хакасов традиционный костюм обладал высоким семиотическим статусом, с ним был неразрывно связан целый комплекс мировоззренческих представлений и обрядовых практик. Одежда – важнейшая составляющая не только материальной сферы, но и духовной. Она выступала в качестве одного из ключевых элементов обрядов жизненного цикла, семейно-родовых, шаманских и иных ритуалов. В традиции народа костюм – как мужской, так и женский – либо его отдельные компоненты в определенной ситуации могли применяться в ма-гико-лечебных, прогностических, охранительных, жертвенных и др. целях.

Исследованию традиционной одежды хакасов и некоторых форм обрядности, связанных с ней, посвящено немало работ (см., например, [Кузнецова, 1898; Яковлев, 1900; Шибаева, 1959; Левин, Потапов, 1961; Па-тачаков, 1982; Бутанаев, 1996; 2003; 2015; Бурнаков, 2012] и др.). Вместе с тем следует признать, что все еще недостаточно освященной остается тема сакрализации костюма, в частности, возведение отдельных его элементов в ранг фетишей. Данное явление получило большое распространение в народе в виде Чага ( Шага ) тос - почитаемого духа, материальным воплощением которого обычно могли выступать мужская рубаха, женское или детское платье.

В хакасском языке слово «чаға» обладает широким семантическим полем. Среди основных зафиксированных исследователями его значений выделяются такие, как: ворот, воротник, верхний край брюк, пояс (брюк, юбки), край, грань, опушка, единица счета одежды для покойника, одежда, которой обмахивают при камлании, фетиш в виде одежды, ленчики, название части телеги, налог [Бутанаев, 1999. С. 205; Хакасскорусский словарь, 2006. С. 916]. Представленный перечень его смысловых категорий выявляет их крайнюю неоднородность. Однако следует констатировать, что из всех представленных значений в быту чаще хакасы употребляли и продолжают использовать слово чаға применительно к одежде и ее отдельным элементам. Более того, в конкретных жизненных ситуациях этот термин имеет прямое отношение к обрядности. В данной связи, очевидно, не случайно, что он предопределил название одного из самых почитаемых домашних фетишей.

Чага ( Шага ) тос был широко распространенным культовым изделием у хакасов, главным образом, среди качинцев и кызыль-цев. Он считался одним из ключевых духов – охранителей людей и покровителей домашнего скота. По свидетельству А. В. Адрианова, Чага тос - «после оттьщ ээзi (духа огня. - В. Б. , Д. Ц. ) второе большое божество, чтимое у качинцев; это – покровитель стад и домашнего очага» [1909. С. 523].

По материалам исследователей [Яковлев, 1900. С. 61; Адрианов, 1909. С. 523; Усманова, 1975. С. 209; Бутанаев, 2003. С. 129] 2, в ритуальной практике хакасов выделялись две основные группы разновидностей этого культового изделия 3. Первую группу составлял Хара Чага тос - «фетиш Черная Чага». Он представлял собой мужскую рубаху или женское платье черного или коричневого цветов. Данное изделие могло использоваться в обрядности как самостоятельно, т. е. без дополнительных элементов, так и в комплекте с суконным халатом – сикпен , и другими дополняющими частями. Вторую группу образовывал Кок Чага тос -«фетиш Синяя Чага». Он имел схожий с первым вид. Отличался соответствующим цветом, более простым оформлением, а в отдельных случаях и небольшим размером (длиной 40-50 см). Отметим и то, что сик-пен при нем, как правило, не было. Остановимся более подробно на особенностях этих тос .

Обращает на себя внимание то, что специфика оформления Хара Чага ( Шага ) тос четко проявляется на субэтническом уровне. По сведениям А. В. Адрианова, у качинцев этот фетиш имел следующий вид: поверх черной тканевой рубахи надевали сикпен ; затем к ним же пришивался моток золотистой мишуры, нос и хвост выдры, одна раковина каури и медная пуговица или колечко [1909. С. 523].

У кызыльцев же Хара Шага тос, согласно материалам М. С. Усмановой, имел более лаконичную форму. Он представлял собой лишь черное женское платье или мужскую рубаху этого же цвета. Каких-либо специфических дополнений и украшений на фетише исследователями зафиксировано не было 4.

Другая группа фетишей ( Кок ЧаFа тос -«божки Синяя Чага») обладала несколько иными внешними параметрами. По материалам А. В. Адрианова, у качинцев рассматриваемое ритуальное изделие 5 представляло собой короткую рубашку из синей бязи с прямоугольным воротником. На спинке посередине сделан ряд сборок. Рукава также в сборках. Около кисти произведена обшивка. К спинке пришита полоса красного сукна. Поверх нее прикреплена крученная золотая нить, к которой подвязывались бронзовое кольцо и полоска меха выдры 6.

У кызыльцев же, исходя из описания Е. К. Яковлева, Кок ЧаFа тос представлял собой рубаху, сшитую из «целого куска синей дабы с красной отделкой на плечах (длина – 18,5 см). Кроме того, ее грудь отделана кумачом, парчой и медным колечком» [1900. С. 61]. Отметим, что имелись и иные варианты этого изделия у обозначенной субэтнической группы хакасов. Так, Кок ШаFа тос мог иметь вид «маленького платья синего рисунка». На планке под воротником была пришита запонка. Она состояла из двух завальцованных камней синего цвета овальной и круглой формы 7. Запонка была закреплена вместе с кисточкой из синих ниток под ней. Далее, вниз по планке, располагались две снизки бус с кисточками из синих и зеленых ниток на концах. Между снизками пришита одна стеклянная бусина кубической формы красного цвета с белыми матовыми разводами. Первая снизка состояла из двух белых бисеринок и двух бусин, покрытых серебряной краской. Вторая снизка – три черные плоские бусины [Усманова, 1975. С. 210].

По данным полевых этнографических исследований М. С . Усмановой, в отдельных случаях кызыльцы придавали ЧаFа тос определенные черты атропоморфности. Для этого на палки надевали платье (рубаху). Из ткани или шерсти мастерили подобие головы 8 и прикрепляли к этому изделию. Некоторые на тос подвешивали небольшого размера лук со стрелой 9.

Способы размещения ЧаFа тос в пространстве у названных субэтнических групп хакасов имели свои особенности. Так, ка-чинцы подвешивали фетиш к стропилам крыши юрты с южной (мужской) стороны, недалеко от дверей [Адрианов, 1909. С. 523]. Кызыльцы же, по материалам дореволюционных исследователей, располагали ЧаFа тос в углу на северной (женской) половине, за чувалом [Клеменц, 1892. С. 29; Яковлев, 1900. С. 61]. По сведениям М. С. Усмановой, распространенным месторасположением этого фетиша у кызыльцев также являлись специализированные кумирни в виде амбарчика, называвшиеся тост1г киртпе (букв. амбар с фетишами) или с1бееж1к (букв. маленькая крепость) [1975. С. 209] 10.

В обрядовой практике хакасов, как было отмечено, ЧаFа тос выполнял различные функции. Так, например, он покровительствовал домашнему хозяйству. По уточняющим сведениям В. Я. Бутанаева, кроме того, фетиш Хара ЧаFа тос оберегал коней - ызых 11 бурого цвета, а Кок ЧаFа тос - гнедой масти [2003. С. 129]. Собственно, этим фетишам и посвящались данные животные. По материалам М. С. Усмановой, кызыльцы Хара Шага тос посвящали ызых в виде красной или черной яловой коровы, при этом фетиш именовали не иначе, как Улуг Шаға – «Великий Шага» 12.

Хакасы были убеждены в том, что этот дух надежно охраняет домашний очаг и всех членов семьи. Глубоко верили в его исцеляющие свойства [Адрианов, 1909. С. 523].

Следует заметить, что верующие изготавливали Чага тос по рекомендации шамана ( хам ). Он же проводил ритуал освящения фетиша, т. е. одухотворял его. Помещал демона в это изделие и совершал первое жертвоприношение ему. В дальнейшем же всю обрядность в отношении Чага тос отправляли непосредственно сами хозяева. По сообщению Д. А. Клеменца, «новому идолу приносят в жертву свежее, трепещущее баранье сердце, а кам, произнеся молитвы, пьет баранью кровь» [1892. С. 29]. В обрядовой практике, связанной с исцелением кого-либо из домочадцев, в качестве одного из ключевых помощников и советников в этом процессе шаман непременно задействовал Чага тос . О данной реалии свидетельствуют воспоминания верующих: «Если заболел человек – значит, невзлюбил Шаға. Шаман узнает от Шаға какой тöс послал на человека болезнь. Он – хам, начинает задабривать этого тöся» 13; «Если кто-нибудь заболеет, приглашают шамана. Сначала он обращается к этому тöсу и кормит его (кормят его вином), а потом уже в зависимости от заболевания, шаман кормит нужного тöся. Например, если нужен Хозан тöс (заяц), то сначала шаман накормит вином Чага тöс, а уж только потом начинает кормить Хозан тöс водой» 14.

Шаманы в своей ритуальной практике использовали различные манипуляции с Чага тос. Так, в процессе лечения они могли надевать на себя данное ритуальное изделие. По наблюдениям А. В. Адрианова, «в этом одеянии шаманы иногда пользуют (лечат. - В. Б., Д. Ц.) больных» 15. В других случаях хамы применяли Чага тос в качестве опахала, которым обмахивали заболевшего человека. Этот же исследователь сообщал, что обозначенный фетиш в «руках шамана служит орудием для камланья над больным» [1909. С. 523]. Существовало убеждение, что если в процессе шаманского камланья вынести этот фетиш на улицу, то болезнь обязательно перейдет на другого человека, а больной исцелится [Клеменц, 1892. С. 29; Яковлев, 1900. С. 61]. Кроме того, верующие полагали, что магическая сила божка была способна облегчать стра- дания и исцелять от заболеваний сердца, живота [Клеменц, 1892. С. 29; Яковлев, 1900. С. 61], головы, женских и психических болезней 16.

М. С. Усманова в процессе анализа культа Шага тос у кызыльцев, обратила внимание на следующую деталь: при заболевании мужчины фетиш изготавливали в виде женского платья, и наоборот, если недуг одолевал женщину, то шили мужскую рубаху. В отношении заболевших детей данный принцип не действовал. Так, для исцеления девочки шили маленькое платьице, а для исцеления мальчика – рубашку соответствующего размера. При этом фетиш для лечения детей всегда мастерили из ношеной мужской рубахи 17.

Церемония чествования Чага (Шага) тос проходила эпизодически – обычно, когда заболевал человек либо на хозяйство обрушивались бедствия. Однако она должна была осуществляться не реже одного раза в год. Ритуал заключался в молитвенном обращении к духу с просьбой помочь людям в решении возникшей проблемы. Молитва обязательно сопровождалась поклонами и кормлением фетиша. Жертвуемая пища состояла из паленой бараньей головы, мяса, айрана, молока, араки или русской водки [Бутанаев, 2003. С. 129] 18. Нередко обходились указанными напитками, которыми окропляли фетиш. Для этого использовались специальные ритуальные чаша - чгрче (ширше), и ложка - сомнах (омаш). Хакасские старики об этом сообщали: «Хара Шага был самый страшный. Его все боялись. Он был в виде черного женского платья. Оно висело в амбарушке для тöсов. Для шухте-нья 19 была специальная деревянная чашечка (тöс ширшесы) и специальная деревянная ложка – омаш, по-качински сомнах. Шухти-ли на него при многих болезнях» 20; «Шага тöс. Шьется черное платье с красными плечиками, воротником и ластовицами. Надевали на что-нибудь. Делали подобие головы, вокруг этой головы водили деревянной чашей “ширше”, говорили: “Шöкмене, шöк-мене, шöкмене”. Потом водку из чашки зачерпывали ложкой и брызгали на голову (ложка – омаш). Крепкое вино разводили водой» 21; «Если кто внезапно заболеет, то это Шаға. Если с ума помешается, тоже Шаға. Женские болезни, тоже Шаға. Шах-тили ему водкой чистой, иногда разбавленной» 22.

Помимо ситуативного кормления ЧаFа тос , для верующих обязательной была практика через каждые три года ставить ему ызых и совершать жертвоприношение белого барана [Адрианов, 1909. С. 523].

В тех случаях, когда надежды на разрешение проблем с помощью ЧаFа тос не оправдывались, в частности, если больной все же умирал, то от фетиша избавлялись. О данной ритуальной практике сообщали исследователи: «Если в юрте кто-нибудь умрет, чега-тюсь уносят в лес, вешают на дерево, делают ему троекратное возлияние аракой, просят не сердиться и уходят, раскланиваясь с ним три раза. Здесь смысл обряда таков: тюс не исполнил своей обязанности, не уберег человека, и идолу дается почетная отставка» [Клеменц, 1892. С. 29]; «В случае смерти человека, идола уносят в лес, пьют вино, плещут ему, кланяются и уходят, оставляя идола в лесу» [Яковлев, 1900. С. 61].

Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что в мировоззрении и обрядности хакасов одежде и ее отдельным составляющим придавалось особое значение. Будучи важнейшим компонентом системы жизнеобеспечения человека, они выполняли утилитарную функцию – защищают организм человека от неблагоприятных условий природной среды (холода, жары, ветра, дождя и т. п.). В то же время некоторые его элементы наделялись сакральной функцией оберега от воздействия злых чар и потусторонних сил. Более того, отдельные элементы одежды у хакасов были возведены в ранг фетиша - ЧаFа (ШаFа) тос. Подобно многим другим домашним божкам, он также выполнял хозяйственнопокровительствующую, охранительную и лечебную функции. В отношении него была сформирована особая обрядность, выражающаяся в молитвенном обращении, кормлении, жертвоприношении и посвящении ему животных – ызых. У таких субэтнических групп, как качинцы и кызыльцы, это культовое изделие имело свою специфику, проявляющуюся во внешних параметрах, оформлении и локализации.

Список литературы Культовое изделие чаа тс в мифоритуальной практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

  • Адрианов А. В. Айран в жизни минусинского инородца//Зап. ИРГО по отд. Этнография, 1909. Т. 34. С. 489-524.
  • Бурнаков В. А. Одежда в обрядовой практике хакасских шаманов//Вест. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 7: Археология и этнография. С. 258-269.
  • Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1996. 224 с.
  • Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан: УПП «Хакасия», 1999. 240 с.
  • Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков СаяноАлтая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. 260 с.
  • Бутанаев В. Я. Национальная одежда хонгорцев. Абакан, 2015. 336 с.
  • Клеменц Д. А. Заметка о тюсях//Изв. ВСО ИРГО, 1892. Т. 23. № 4-5. С. 23-35.
  • Кузнецова А. А. Жилища, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев//Минусинские и ачинские инородцы. Красноярск: Тип. Енис. губ. упр-я, 1898. С. 105-213.
  • Левин М. Г., Потапов Л. П. Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 498 с.
  • Патачаков К. М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан: Красноярск. кн. изд-во, 1982. 88 с.
  • Усманова М. С. Культ тёсей у кызыльцев//Из истории Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1975. Вып. 16. С. 206-215.
  • Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.
  • Шибаева Ю. А. Одежда хакасов. Сталинабад, 1959. 122 с.
  • Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 212 с.
Еще
Статья научная