Культовые камни "Йэй таш" ("Бабай таш" и "Абий таш") в Гафурийском районе Республики Башкортостан (по материалам экспедиционного выезда 2014 года)
Автор: Ахатов А.Т.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 12-1 (39), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена описанию культовых камней «Йэй таш» («Бабай таш» и «Абий таш») расположенных в окрестностях д. Зириково Гафурийского района Республики Башкортостан, данные о которых были получены во время полевых исследований археологической экспедиции Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН в 2014 г. В ходе экспедиционного выезда так же был зафиксирован этнографический материал, имеющий непосредственное отношение к исследуемым объектам.
Культовые камни "йэй таш", экспедиция, археология, этнография, предания, легенды, верования, башкиры
Короткий адрес: https://sciup.org/170190510
IDR: 170190510 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11838
Текст научной статьи Культовые камни "Йэй таш" ("Бабай таш" и "Абий таш") в Гафурийском районе Республики Башкортостан (по материалам экспедиционного выезда 2014 года)
В современной археологической и этнографической науках особое место занимают культовые камни. Не смотря на сложности связанные с их изучением и систематизацией [1], исследование указанной категории памятников является актуальным направлением. Оно позволяет не только рассмотреть процессы кульуроге-неза происходящие в пределах отдельных регионов на разных хронологических этапах, но и дает возможность проанализировать развитие традиционно-бытовой и современной культуры тех или иных народов.
Культовые камни являются неотъемлемой частью сакральной жизни всех народностей, живущих в ландшафтах, где присутствуют природные скальные образования или отдельные камни. Многочисленные сведения о почитании культовых камней зафиксированы в этнографии, фольклористике и краеведении [2, с. 173]. Данная традиция, зародившаяся в глубокой древности и распространенная в прошлом повсеместно [3, с. 216; 4, с. 175-178; 5, с. 70-46], в отдельных местах сохранилась до настоящего времени [6].
Как отмечали исследователи Н.А. Макаров и А.В. Чернецов, эти «служившие объектами поклонения культовые камни, представляющие собой или необработанные природные объекты, или предметы, имеющие на своей поверхности выемки, знаки и изображения, или иные следы обработки» широко распространены среди славянских, балтских и финноугорских народов [7, с. 79]. Известны они и у многих тюркских народов [8, с. 79, 198; 9, с. 201-202], в том числе проживающих на Южном Урале [10, с. 151].
Культовые камни часто наделяются особыми, в том числе и чудесными свойствами. С ними связывают различные легенды, предания, ритуалы и т.д. [11, с. 45]. Так, одним из общеизвестных у монголоязычных и тюркоязычных народов был обряд управления погодой с использованием магических камней «яда таш», которые фиксировались еще у древних тюрков [12, с. 186].
Они были известны алтайцам («яда, джада»), монголам, бурятам, калмыкам («зад», «зада», «задай»), тунгусам («ха-та», «яда»), хакасам («чада»), казахам, кирги- зам («жай»), тувинцам («чат-даш»), якутам («са-та», «хата»), сибирским татарам («иил-таш») и др. Существуют подобные дождевые камни «йэй таш» и в ритуальной практике башкир [13, с. 155].
По мнению Д.Д. Доржиевой их использование представляет собой древний анимистический пережиток культа природы, а также указывает на общую прародину тюркских народов [14, с. 12, 15].
Существуют две версии происхождения исходного компонента «яда»:
-
1) авестийское «yaty» (волшебство) и новоперсидское «yady» (ворожей) перешло к тюркам;
-
2) согласно другой, оно наоборот перешло из тюркских языков в иранские.
В народной этимологии башкирские «йэй ташы» иногда переводят как «летние камни» исходя из созвучия «йэй» (йәй), которое в башкирском означает «лето». По данным Ю.А. Абсалямовой у башкир дождевые камни могли быть любого происхождения и иметь разные размеры и формы – отдельно стоящие каменные глыбы, либо просто крупные камни округлой формы, реже – мелкие камни. Способы их использования «с целью воздействия на осадки» делятся «на четыре вида:
-
1) поливание камней, либо опускание их в воду;
-
2) переворачивание камней;
-
3) смазывание маслом;
-
4) удары плеткой по камню» [15, с. 105106].
На сегодняшний день в республике зафиксировано несколько крупных культовых камней «Йэй таш» в Гафурийском, Бурзянском, Белорецком и др. районах Башкортостана. В разные годы они были изучены исследователями (преимущественно этнографами и фольклористами), которые ограничиваясь фиксацией фольклорно-этнографических сведений связанных с ними, практически не дают их полного описания [см: 13, 10, 15, 16, 4, 17, 18, 19].
В статье публикуются результаты обследования культовых камней «Йэй таш», расположенных в окрестностях д. Зирико-во Гафурийского района Республики Башкортостан, которые были получены в ходе экспедиционного выезда осуществленного сотрудниками отдела археологического наследия Южного Урала ИЭИ УФИЦ РАН летом 2014 г.
Данные объекты были изучены в 2013 г. этнографом Ю.А. Абсалямовой [13, 15] и в том же году осмотрены археологом С.С. Воробьевой [20]. Их краткое описание дается в совместной работе А.Т. Ахатова, И.И. Бахшиева, А.И. Тузбеков [21, с. 33].
Указанные культовые камни «Йэй таш» расположены на ровной площадке распахиваемого водораздела рек Белая и Зилим, в 1,6 км юго-западнее озера Кусайгуль, на берегах которого находится д. Новозири-ково и в 2 км северо-восточнее от дер. Зи-риково Гафурийского района Республики Башкортостан (рис. 1).

Рис. 1. Ситуационный план месторасположения культовых камней «Йэй таш». Республика Башкортостан, Гафурийский район, д. Зириково.
Камни лежат на заросшей травой небольшой возвышенности в направлении с запада на восток на расстоянии в 140 см друг от друга. Участок огорожен забором, построенным местными жителями.
Более крупный по размерам называют «Бабай таш» (башк. «дедушка-камень») или «Атай» (башк. «отец»), второй поменьше именуют «Абий таш» (башк. «бабушка-камень») или «Инэй» (башк. «мать»).
Нужно отметить, что у многих народов в отношении культовых камней были зафиксированы схожие названия – «старик»
или «старуха» у саамов, «Человек-камень» или «Дедушка-камень», «Камень-мужчина», «Камень-женщина» у якутов-оленеводов, «кисиляхи»-каменные люди у эвенков, камни-«деды» у коряков и т.п. [2, с. 174].
Первый камень – «Бабай таш» («Атай») зеленоватого оттенка. Размеры видимой части: длина – 190 см, ширина – 60 см, высота над поверхностью земли – 30 см. Часть камня находится в земле. В камне есть небольшие углубления природного происхождения (рис. 2).

Рис. 2. Республика Башкортостан, Гафурийский район, д. Зириково.
Культовый камень «Бабай таш» («Атай»). Вид с юга.
Второй камень «Абий таш» («Инэй») красноватого оттенка. Размеры видимой части: длина – 110 см, ширина – 55 см, высота 25 см над поверхностью земли. Часть камня так же находится в земле. Артефакт расколот на две части (90 и 20 см). С вос- точной стороны под ним лежит обломок камня аналогичного состава и цвета размером 20 на 30 см. На поверхности так же зафиксированы небольшие углубления природного происхождения (рис. 3).

Рис. 2. Республика Башкортостан, Гафурийский район, д. Зириково. Культовый камень «Абий таш». Вид с юга.
На момент обследования на обоих камнях и рядом с ними были зафиксированы монеты достоинством от 10 копеек до 10 рублей. На одном из столбов были размещены мусульманские четки.
Данная традиция своеобразного жертвоприношения существовала и продолжает бытовать во многих регионах. В ходе исследования проводившегося в окрестностях деревень Нижний и Средний Тарже-поль Прионежского района Карелии после расчистки территории, примыкающей к одному из культовых камней, было обнаружено девять мелких монет, из которых самая ранняя датируется 1731 г., самая поздняя – 1952 г. [22, с. 108-109]. В конце XIX в. на территории современной Белоруссии около д. Сенежицы Новогрудского района на поклонение камню-следовику собирались жители нескольких деревень, которые приносили в дар воск, лен и монеты [23]. По сведениям О.В. Голубковой в начале XX в. в Псковской области, где многие камни служили объектами почитания, около них устраивались коллективные молебны, на поверхность ложили хлеб, ягоды, деньги, воск, лен, овечью шерсть, приносили сюда и части одежды [11, с. 47]. В Новгородской области в течение длительного времени в XIX– XX вв. в качестве приношений культовым камням часто выступали монеты, полотенца, повязанные тряпочки или косынки [24, с. 310]. Обряд угощения «Каменной бабушки», представляющей собой скалу, был зафиксирован исследователями недалеко от нанайского села Сикачи-Алян Хабаровского района Хабаровского края в ходе экспедиции в начале XX в. [25, с. 85].
По словам местных жителей в засушливые периоды, или наоборот, в дождливый сезон, люди приходят сюда что бы помыть валуны, протереть их маслом и помолиться о хорошей погоде. После этого по поверьям, если была засуха, то начинались осадки, а если стояли проливные дожди, то
Также в ходе беседы были получены сведения, большая часть которых была зафиксирована ранее: если потревожить камни случайно (задеть бороной) или специально, портится погода; если камни выкатить из поля, они вновь оказываются на прежнем месте; они могут «наказывать» человека, потревожившего их покой и т.д. [13, с. 157-158]. Вместе с тем, отмечены новые данные, что под камнями захоронены мулла и его жена, погибшие в давние времена во время столкновения живших здесь башкир с неприятелями.
Таким образом, в ходе полевых исследований археологической экспедиции Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН в 2014 г. был проведен осмотр культовых камнях расположенных в окрестностях д. Зириково Га-фурийского района Республики Башкортостан, зафиксированы их размеры, собраны этнографические материалы и т.д.
Введение в научный оборот данной группы памятников, тесно связанной с археологией, этнографией, фольклористикой и т.д. с одной стороны позволяют расширить существующие представления о древних верованиях и современном мировоззрении башкир, а с другой дают возможности для учета и систематизации самих объектов.
ливень прекращался.
Список литературы Культовые камни "Йэй таш" ("Бабай таш" и "Абий таш") в Гафурийском районе Республики Башкортостан (по материалам экспедиционного выезда 2014 года)
- Мизин В.Г. К вопросу о классификации и признаках культовых камней. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-8727-klassificacia-kultovih-kamnei.html (Дата обращения: 20.11.2019).
- Ленц Г.Т. К вопросу о святилищах с камнями // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. - Вып. 5. - 2008. - С. 173-178.
- Шорин М.В. Культовые камни Приильменья (по материалам Новгородской области) // Археологические вести. - 1998. - №5. - С. 216-225.
- Илимбетова А.Ф. Легенда "Ташkолон" // "Ҡолоkай таш" у башкир и ее генетические и историко-культурные корни // Литературное наследие. Фольклор. Текстология. Межвузовский сборник научных статей / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2009. - Выпуск IV. - С. 175-179.
- Дробышев Ю.И. Погодная магия в средневековой Монголии // Б.Я. Владимирцов - выдающийся монголовед ХХ века: сборник статей. Материалы российско-монгольской науч. конф. 6-8 окт. 2014 г. Санкт-Петербург / Глав. ред. С. Чулуун. - СПб.; Улан-Батор: ADMON, 2015. - С. 69-78.