Культовые места Усть-Изеса. Вопросы реконструкции

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются результаты исследования одного из археологических комплексов, который был обнаружен под курганной насыпью некрополя эпохи развитого Средневековья и представлял собой обугленные остатки сожженной деревянной конструкции, внутри которой были установлены вверх дном керамические сосуды. В скоплении угольев на площади, частично ограниченной по периметру прокаленной почвой, были обнаружены два наконечника стрел, характерных для монгольского времени, но с элементами конструкции, характерными для кузнечной продукции лесного угорского и самодийского населения. Керамический комплекс представляет собой серию остродонных сосудов, орнаментированных оттисками гребенчатого штампа и двумя поясками ямочных вдавлений. Форма и особенности декора позволяют отнести его кустъ-изесскому этапу кыштовской культуры южной лесной полосы Объ-Иртышского междуречья. Данный тип памятников для севера лесостепи был выделен сравнительно недавно, и после обнаружения в некоторых объектах обугленных остатков разноразмерных деревянных идолов, напоминавших хантыйские, была предложена связь таких комплексов с обрядом сожжения кукол иттерма - временных «хранилищ» душ покойных. Совокупность полученных материалов позволила провести их типологическое членение и выделить по сложности устройства несколько разновидностей конструкции. Анализ этнографических источников показал высокую вероятность строительства для куклы модели жилища, которое и сжигалось вместе с ней и всеми ее прикладами (принадлежавшими иттерма вещами). Проведенные эксперименты позволили реконструировать облик одной из таких моделей, устройство которой оказалось близким архитектуре одного из типов долговременных жилищ коренного населения западносибирского предтаежъя. Отличия в атрибутике между археологическими и этнографическими материалами указывают на упрощение вещной стороны обряда и то, что процесс шел по пути отказа от менее значимых элементов и трансформации остальных к возможностям экономики и социальной жизни. Анализ археологических объектов может дать новые сведения о характере домостроительных традиций средневекового населения Объ-Иртышского предтаежъя.

Еще

Некрополь, кукла умершего, иттерма, сожженные строения, обряд, реконструкция, жилище

Короткий адрес: https://sciup.org/145145653

IDR: 145145653   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.611-619

Список литературы Культовые места Усть-Изеса. Вопросы реконструкции

  • Бауло А.В. Культовая атрибутика березовских хантов. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. - 92 с.
  • Бауло А.В. Экспедиции Измаила Гемуева к манси: этнокультурные исследования в Нижнем Приобье. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. - Т. 1: 19831985 годы. - 284 с.
  • Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С. Вагановский курганный некрополь IX в. н.э. в Присалаирье. -Кемерово: ИНТ, 2010. - 276 с.
  • Гемуев И.Н., Сагалаев А.М, Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. - 176 с.
  • Гемуев И.Н., Соловьев А.И. Стрелы селькупов // Этнография народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1984. - С. 39-55.
  • Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии: публицистика. -Казань: Типо-лит. Ими ун-та, 1894. - 35 с.
  • Кулемзин В.М. Ханты и манси // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. - Т. 2: Мир реальный и потусторонний. - С. 363-379.
  • Марченко Ж.В., Гришин А.Е., Кишкурно М.С., Галямина Г.И., Назарова Л.В. Новые данные по памятникам Крохалёвского археологического микрорайона (Новосибирское Приобье) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. -Т. XXI. - С. 297-302.
  • Молодин В.И., Глушков И.Г. Экспериментальное исследование культовых сооружений XIII-XIV вв. (по материалами Сопки-2) // Экспериментальная археология: Изв. лабор. эксперим. археологии Тобол. пединститута. - Тобольск: Изд-во Тобол. гос. пед. ин-та, 1992. -Вып. 2. - С. 69-76.
  • Молодин В.И., Глушков И.Г. Экспериментальное исследование культовых сооружений XIII-XIV вв. (по материалам Сопки-2) // Глушков И.Г.: сб. избр. ст. -Сургут: Изд-во Сургут. гос. пед. ун-та, 2011. - Ч. 2. -С. 145-151.
  • Молодин В.И., Соболев В.И., Соловьев А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. - Новосибирск: Наука, 1990. - 262 с.
  • Молодин В.И., Соловьев А.И. Типология культовых комплексов эпохи средневековья Обь-Иртышской лесостепи и некоторые аспекты их семантики // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2007. - № 3 (31). - С. 44-52.
  • Патканов С.К. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям. - СПб.: Тип. Худе -кова, 1891. - 74 с.
  • Савинов Д.Г., Новиков А.В., Росляков С.Г. Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура). - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. - 424 с.
  • Соболев В.И. Курганы XIII-XIV вв. у с. Туруновка // Этнокультурные явления в Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. - С. 91-96.
  • Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). - М.: Три Л, 1998. - 288 с.
  • Соколова З.П. Народы Западной Сибири. Этнографический альбом. - М.: Наука, 2007. - 342 с.
  • Соловьев А.И. К вопросу об особенностях погребальной обрядности средневекового населения Обь-Иртышского Предтаежья // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. -Т. XI, ч. I. - С. 450-454.
  • Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров // Тр. ИЭ. - 1959. - Т. 51, Нов. сер. - С. 114-156.
  • Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. - 284 с. 21.Элиаде М. Трактат по истории религий. - СПб.: Алетейя, 1999. - Т. 1. - 396 с.
Еще
Статья научная