Культура мира в контексте социально-культурной деятельности современного гражданского общества
Автор: Аманиязова Салтанат Бекеновна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Социально-культурная деятельность. Исследования молодых ученых
Статья в выпуске: 6 (38), 2010 года.
Бесплатный доступ
Актуальная проблема статьи раскрывает теорию и практику современной социально-культурной деятельности современного гражданского общества - формирование и развитие толерантности в обществе, культуры мира на локальном, региональном, федеральном и глобальном уровнях.
Социально-культурная деятельность, культура мира, гражданское общество, толерантность
Короткий адрес: https://sciup.org/14488816
IDR: 14488816
Текст научной статьи Культура мира в контексте социально-культурной деятельности современного гражданского общества
КУЛЬТУРА МИРА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Актуальная проблема статьи раскрывает теорию и практику современной социально-культурной деятельности современного гражданского общества – формирование и развитие толерантности в обществе, культуры мира на локальном, региональном, федеральном и глобальном уровнях. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культура мира, гражданское общество, толерантность.
Current issue article reveals the theory and practice of contemporary socio-cultural activities of contemporary civil society – the formation and development of tolerance in society, a culture of peace at local, regional, federal and global levels. Keywords: sociocultural activity, a culture of peace, contemporary civil society, tolerance.
На протяжении последних лет ведутся активные поиски возможностей использования наработок, накопленных социально-культурной сферой в качестве эффективного инструмента межкультурного общения и взаимопонимания, поскольку уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт. Что социально-культурная сфера, наряду с экономикой и политикой, является важным фактором регулирования не только внутренней жизни какой-то страны, но и в целом взаимоотношений между странами.
Организация Объединенных Наций объявила 2001–2010 годы Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
В самом обращении к термину «культура мира» подчеркивается многообразие социальных, конфессиональных, этнокультурных и других факторов, которые могут как препятствовать укреплению мира, так и эффективно противостоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного отношения к правам и свободам граждан.
Осмысление понятия «культура мира» предполагает изучение механизма тесно связанной с ним так называемой «культурной у агрессии». Под этим термином обычно подразумевают навязывание своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью.
Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как ее воспримет и осмыслит значительная часть стран и индивидов, образующих мировое сообщество. Любые попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока не будет установлено равновесие альтернативных культур внутри каждой страны, каждой семьи, каждого взятого в отдельности человека.
Сутью и смыслом доктрины культуры мира может и должна стать выработка такой системы, которая с максимальной полнотой и в реальных масштабах време- ни могла бы обеспечить возможность представителям различных национальностей: во-первых, самоидентифицироваться как носителям своей национальной культуры, уклада жизни своего народа, его традиций, норм и ценностей; во-вторых, создать условия для вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением; в-третьих, включиться в современные общемировые культурные процессы.
Разработка многосубъектной модели социально-культурной деятельности как инструмента поддержки Программы культуры мира и ненасилия в интересах народов планеты является одной из важнейших задач. К её реализации привлечено внимание ученых – политологов, культурологов, педагогов, этнографов, этнопсихологов и других. Совершенно очевидна необходимость соблюдения основных методологических требований, предъявляемых к документам подобного уровня.
Такая модель, подготовленная в соответствии с положениями Декларации и Программы действий ООН в области культуры мира, включает в себя две части. В первой части содержится определение конкретных приоритетных областей социально-культурной деятельности, которые являются ядром обычных программ и проектов в период Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001–2010 гг.). Во второй части излагаются возможные сферы и формы организации этой деятельности, направленной на обеспечение сотрудничества между различными участниками в области культуры, образования, досуга и спорта.
Как постоянно функционирующий социальный институт культура мира не подлежит какому-либо искусственному конструированию либо директивному введению с помощью решения законодательного или исполнительного органа власти. Институт культуры мира нельзя культивировать в приказном порядке. Его можно терпеливо выращивать, опираясь на инициативу социальных слоев населения, обеспечивая государственную и общественную поддержку распространению идей и практических наработок отдельных лиц и организаций.
Мировое сообщество и в его лице современное человечество пришло к осознанию того, что право человека свободно участвовать в культурной жизни, хотя оно и обеспечивается еще далеко не повсюду, само по себе недостаточно. Культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Культурное развитие должно в возрастающей степени стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах, направленных на реальное обеспечение прав людей на пользование культурными благами.
Современная социально-культурная деятельность, представляющая потенциально один из наиболее эффективных институтов воспитания, образования, куль-турации, оздоровления, социализации, располагает широкими возможностями для поиска наиболее продуктивных способов поддержки и реализации Доктрины культуры мира, отвечающей интересам человечества, в том числе и грядущих поколений.
В широком смысле, опираясь на изначальную емкость и значимость этих понятий для реализации Программы, нам предстоит в долгосрочной перспективе определить те опасные для всего цивилизованного человечества рубежи, за которыми любовь перерастает в ненависть, вера – в безграничный фанатизм, а толерантность – в безразличие и равнодушие; за которыми интерес к культурному наследию перерастает в культурную ограниченность, а историко-патриотическая работа превращается в почву для взращивания национализма и нетерпимости.
Понятие культуры в различных цивилизациях на протяжении веков неоднок- ратно становилось предметом дискуссий, но каждый раз не в качестве самостоятельной проблемы, а объекта общего философского видения исторического процесса. Когда менялись исторические условия и подходы к их трактовке, тема эта становилась актуальной.
На проходившем в 2007 году в городе Уральск (Республика Казахстан) семинаре педагогов общеобразовательных школ города и области детально обсуждалась проблема воспитания толерантности у подростков и молодежи в системе народного образования.
Учителя отмечали серьезное влияние тренинга не только на мировоззрение детей, но и на собственные установки, касающиеся взаимодействия с учениками, так как, по словам одной из участниц семинара, «толерантности не хватает, прежде всего, нам самим». Отмечалась большая польза специально разработанного учебного пособия «Жить в мире с собой и другими».
Цель формирования толерантности у учащейся молодежи – воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, успешности и достижения и в то же время постижение многообразия культурного и этнического мира, принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания. Одним из необходимых условий успешной реализации программ тренингов является изучение этноэтикета.
Говорить о том, что различные группы и/или индивиды должны иметь возможность мирного сосуществования, не значит утверждать, что следует мириться с любыми реально существующими или вообразимыми различиями. Терпимое отношение к вызывающим замешательство типам поведения содержит сложные отличия, если сравнивать один режим с другим, так что, вероятно, и нашим суждениям об этих отличиях следует быть столь же неоднозначными.
Из просмотра передач по ТВ и чтения газет мы выносим убеждение, будто данные переживания повсеместно обретают все большее единообразие, что и подталкивает нас к выработке столь же единообразной реакции на них. Но даже очень сходные по сути дела с неизбежностью отличаются, когда их выполняют различные группы людей, воспитанные в различных социумах и имеющие различные ожидания. Человеческий опыт всегда неизбежно является культурно опосредованным, поэтому нельзя не воздать должного опосредующей роли культуры в данной сфере.
Толерантность национальных государств направлена, в первую очередь, не на группы, а на их членов, которых государство, как правило, воспринимает стереотипно, прежде всего как граждан, а уже затем как членов того или иного меньшинства. Как граждане, они обладают равными с прочими гражданами правами и обязанностями, от них ожидают позитивного участия в политической культуре большинства; как представители меньшинства, они обладают стандартными для него чертами, им разрешается образовывать добровольные ассоциации, общества, культурные общества, взаимопомощи, издательства и т.п. Им не разрешается создавать автономные организации и вводить внутри своей группы собственное законодательство. Религия, культура и история меньшинств отнесены здесь к сфере частной жизни групп, к которой общество в целом – национальное государство – всегда относилось с подозрением.
Доводом в пользу терпимости является «уважение культурного разнообразия». Оно связано также с воспроизведением норм культуры и религии, и женщины играют здесь роль наиболее надежных агентов. Исторически мужчины являлись более активными участниками общественной жизни – в составе армий, судов, ассамблей и рынков, они всегда были потенциальными носителями новшеств и аген-

тами ассимиляции. Подобно тому, как национальная культура лучше сохраняется в сельской, а не в городской местности, лучше сохраняется она и в частной или домашней обстановке, нежели в общественной жизни, а это в подавляющем большинстве случаев равносильно утверждению о том, что женщины в большей степени являются ее хранителями, чем мужчины. В роли передатчиков традиции выступают колыбельные, которые матери поют детям, молитвы, которые они шепчут, одежда, которую они шьют, еда, которую они готовят, а также домашние ритуалы и обычаи, которым они обучают детей. Как будет осуществляться эта передача с выходом женщин в общественную жизнь?
Другой проблемой является практическое исчезновение особой культуры социальных групп. Члены общества, если им предстоит на протяжении длительного времени работать вместе, испытывают нужду в связях, способных проявляться через язык и память, через семейные ритуалы (праздник, траур), через совместные дела, даже через игру и песни. Некоторые из таких связей в масштабе всего государства обеспечивает гражданская религия, но жизненность и дисциплина общества зависит от более тесных связей, обеспечиваемых составляющими это общество группами. Поэтому нам нужно больше культурных ассоциаций, и чтобы они были сильными и сплоченными и обладали более широкой сферой ответственности.
Большинству из общественно активных людей свойственна внятность и определенность занимаемой позиции, искушенность, уверенность в себе и изрядное постоянство. Надо увеличивать спрос на таких людей – и они появятся. Увеличивайте возможности для совместных действий – и появятся активисты, которые ухватятся за эти возможности. Чем больше будет таких людей, тем более разнообразной будет их деятельность, тем меньше будет опасность того, что в их рядах возобладает ограниченность и фанатизм. Более того, преданные общим интересам граждане в состоянии выступать еще и в качестве агентов культурного обновления и культурного обмена.
К наиболее распространенным формам социально-культурной деятельности в данном направлении отнесем культурные обмены отдельными объектами или выставками произведений искусства, художественными коллективами, делегациями, отдельными исполнителями; совместную работу по созданию культурных ценностей; научно-исследовательскую деятельность; проведение фестивалей и конкурсов.
В качестве субъектов и партнеров в сфере международного культурного сотрудничества выступают международные организации, и прежде всего Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1945 году, множество международных, межгосударственных, межрегиональных ассоциаций, союзов, советов, обществ и других организаций, работающих в области культуры, науки, образования, туризма, спорта, искусства, а также правительственные и неправительственные учреждения и организации в каждой из стран.
В Республике Казахстан в статусе государственных учреждений или на правах их структурных подразделений действуют региональные (городские, областные) центры культуры мира. Вместе с органами образования, культуры, искусства, спорта, представительствами ЮНЕСКО, центрами межнационального образования и другими общественными организациями они участвует в реализации комплексных региональных программ «На пути к культуре мира».
Наиболее эффективными способами регулирования деятельности в области межгосударственного культурного сотрудничества являются двусторонние и мно- госторонние международные договоры и соглашения, в том числе договоры по вопросам культуры, науки и образования; договоры о культурном сотрудничестве между странами-партнерами; договоры по реализации совместных проектов и программ социально-культурной деятельности в сферах образования, искусства, туризма, спорта, социально-культурной реабилитации.
Надо верить, что XXI век станет действительно веком толерантности, взаимопонимания непохожих друг на друга людей, веком восприятия с уважением иных точек зрения, позиций не только на страницах научных журналов, но и в душах людей. Иного пути для человечества нет. Все остальное – дорога к гибели суверенитета.
Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодействие и сотрудничество в самых различных областях духовной жизни. Это контакты в информационном и образовательном пространстве (телевидение, радио, пресса, международный книгообмен, Интернет, школы, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), в сфере искусства, туризма, спорта, народного творчества, научных исследований, досуга и развлечений.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В ТУРИЗМЕ
В статье рассматриваются особенности взаимодействия категорий «туризм» и «культура». Предлагается определение культурно-познавательного туризма как экономической категории. Выделяются основные аспекты системного анализа культурного потенциала в туризме. Определяется специфика использования культурного наследия в туризме и вводится алгоритм использования. Предлагается сохранение культурного потенциала территории на основе использования концепции устойчивого развития туризма. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-познавательный туризм, культурный потенциал, культурное наследие, технология, регион, эффективность включения, устойчивое развитие, туристская рента.
In the article the author investigates particularities of tourism and culture mutual relation. The author gives the new definition of cultural-cognitive tourism in the economic concept. The author report the main aspects of cultural potentials in tourism. She also studies specific using of cultural heritage in tourism and enters the algorithm such of use. She suggests saving cultural potentials in the region by sustainable development concept. Keywords: sociocultural activity, cultural-cognitive tourism, cultural potential, cultural heritage, technology, region, effectiveness of inclusion, sustainable development, tourist rent.
Рассматривая туризм в качестве агрегированной отрасли экономики, включающей в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки), следует заметить, что его идентификация в определении с категорией «культура» достаточно сложна.
Сложность взаимосвязи категорий «культура» и «туризм» проявляется в следующем:
– с одной стороны, туризм рассматривается в качестве эффективного и полез-