Культура мышления и информационная культура в процессе познания мира

Бесплатный доступ

В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить состояние определения понятия «информационная культура» и его отношение к понятию «культура мышления». В статье обоснована мысль о том, что основанное на разуме диалектическое мышление выступает инструментом переработки информации как генерирования нового знания.

Информация, компьютеризация, культура, рассудок, разум, противоречие

Короткий адрес: https://sciup.org/170188620

IDR: 170188620   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-2-41-43

Текст научной статьи Культура мышления и информационная культура в процессе познания мира

В неиссякаемом потоке публикаций объективный процесс информатизации современного общества ритуально идентифицируется с компьютеризацией. Так, К.Р. Овчинникова первичным звеном признаёт навыки владения информационными технологиями, а вторичным – «мотивация творчества, стремление повышать свой культурный, общеобразовательный и профессиональный кругозор, развивать умения и навыки профессиональной деятельности» [1]. Тот же нарратив звучит и у Т.С. Коваль: «Отличительная особенность развития человечества на современном этапе – переход к информационному обществу, в рамках которого приоритетное развитие получает вычислительная техника, увеличивающая интеллектуальные возможности людей» [2]. Вместе с тем правомерен вопрос: способствует ли прогрессу уплотнение информационной среды обитания человека? Научный прогресс как действительный прорыв в общественном развитии состоялся в 19 веке. Последнее крупное научное открытие состоялось на рубеже 19-20 вв. – квантовая механика. И далее на протяжении всего 20 в. и первой четверти 21 в. наблюдается лишь прикладное значение этой революционной теории в форме изобретений. Нелишним будет напомнить адептам компьютеризации о гениальных исторических личностях: Леонардо да Винчи, Ньютон, Менделеев, Планк, Эйнштейн – силой разума ускорившим прогресс, без компьютеров.

В настоящее время крепнет тенденция определить понятие «информационная культура». На смену узкому пониманию этого феномена, как: «хранение и передача информации, подготовка человека к эффективному использованию информационных средств» [2] приходит осознание, что «информационная культура» – понятие многоаспектное. Так В.А. Виноградов, Э.П. Семенюк определяют его как «важнейший компонент духовной культуры общества» [3, 4]. Если эти исследователи включают аксиологическую составляющую в структуру духовной культуры, то современное нравственное состояние общества даёт массу аргументов, опровергающих приведённое определение. Известный педагог–теоретик И.Я. Лернер фактически отождествляет информационную культуру с общеучебными навыками и умениями, которые представляют собой объёмный список, означающий всего лишь навыки репродуктивного мышления [5].

Таким образом, обращение к многочисленным авторам убеждает в аморфности существующих сегодня определений понятия «информационная культура», движении по поверхности проблемы, в то время как исследуемое понятие представляет собой жёсткую конструкцию, но её пока никто не открывает. Поскольку окружающий мир обладает системностью, то и процессы, отражающие мир в нашем сознании в виде идеальных образов, тем более обладают чёткой закономерностью и системностью.

Чтобы открыть любую конструкцию, необходимо установить логические связи между её элементами. Что такое культура? В широком смысле – это качественно новый уровень какой-либо природной формы, преобразованной человеком и в интересах человека. Следовательно, информационная культура – это преобразованная информация. Поскольку для любого преобразования исходного материала нужны специальные инструменты, то и для преобразования информации также нужны инструменты, в свою очередь также преобразованные человеком. Таким инструментом выступает мышление. Но не любое, а преобразованное мышление. В логике наших ходов, преобразованное мышление есть культура мышления. Вопрос: что же выступает в качестве преобразуемой природной формы мышления? От природы каждому представителю биологического вида Человек Разумный в форме мыслительных задатков дан видоспецифический признак рассудок. Преобразованный (окультуренный) рассудок есть разум.

Если я преобразую информацию инструментом познания разумом, то я устанавливаю сущностные связи между имеющимися знаниями и новой порцией информации. В результате идеализации в сознании выстраивается новая конструкция, новое знание. Это и есть индикатор усвоения информации. А усвоенная информация – не что иное как знание.

Становление цивилизации представляется как процесс окультуривания (преобразования) природы. Очевидно, что такое преобразование возможно лишь при условии, что в самом объекте, подлежащем человеческому воздействию, заложена способность быть преобразованным. Так, в нефти заложена природой способность стать пластмассами. Если мы ставим перед собой задачу формирования разума, значит, мы должны войти через содержание любой предметности в человеческую субъективность, раздвигая её исходно – потенциальные возможности (рассудок – природу) до их логических пределов и создавая тем самым универсальную способность владения любым предметом (разум).

Рассудок улавливает лишь внешние признаки предметов, не видя их природы, сущности, скатываясь к догматизму, к неподвижным, устойчивым, «абсолютно – истинным» представлениям о предмете, и столь же устойчивым и непререкаемым формам их введения в сознание. Следовательно, без изменения способа мышления, коренного изменения познавательного инструментария субъекта из информации не будет извлечён и реализован тот потенциал, который в ней заложен. Значимость этого потенциала может оценить лишь разумное мышление, вскрывающее сущность вещи, а не внешнюю форму.

Самый термин «информационная культура» предполагает, что информация заключает в себе возможность быть преобразованной (окультуренной). Необходимо лишь произвести инструменты для этого грандиозного, качественно нового, сдвига в безбрежном и расширяющемся информационном поле. Такие инструменты есть – это разумное мышление – диалектиче- ское, а потому – гибкое, творческое, критическое, системное.

Оставаясь в рамках заявленной логики, необходимо выяснить родо-видовое отношение между понятиями «информационная культура» и «культура мышления», форму их подчинения. Выше изложенные рассуждения нашу задачу лишают смысла: это несравнимые понятия, как процесс (разумная деятельность) и результат (информационная культура). Однако, бесспорно, разум первичен как инструмент деятель- ности, а информационная культура вторична.

Мы находимся в начальной стадии информационного общества. Нас ожидают ещё более масштабные проблемы. Стратегическая судьбоносная задача состоит в том, чтобы сохранить контроль над размножением этих новых проблем [4]. Наше время настоятельно требует развития нового типа мышления, способного эффективно перерабатывать, осознавать всю глубину и масштаб информационных потоков.

Список литературы Культура мышления и информационная культура в процессе познания мира

  • Овчинникова К.Р. Креативность мышления как элемент информационной культуры // Вестник Челябинского государственного университета. - 1999. - Т. 5, №1. - С. 103-108.
  • Коваль Т.С. Развитие содержания понятия "информационная культура личности" // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №7 (70). - С. 67-72.
  • Виноградов В.А. Информационная культура / В.А. Виноградов, Л.В. Скворцов // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 1990. - Вып. 4. - С. 48-60.
  • Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. - 1994. - № 1. - С. 1-9.
  • Лернер И.Я. Отечественный опыт изучения и формирования информационной культуры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studbooks.net/1898403/pedagogika/formirovanie_informatsionnoy_kultury_otechestvennyy_zarubezhnyy_opyt] (дата обращения 21.03.2021)
Статья научная