Культура семейских старообрядцев Забайкалья в романе О. Шейпак "Тарбагатай"

Автор: Ковригина Инесса Анатольевна, Ищенко Елена Николаевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье проводится анализ характера отражения традиционной культуры старообрядцев Забайкалья («семейских») в романе О. Шейпак «Тарбагатай». Дается общая характеристика атмосферы создания и вытекающие из нее ориентации автора, взявшегося за художественную реконструкцию социокультурного контекста жизни описываемых героев. Поэтапно разбираются как сильные стороны произведения, так и противоречия, неизбежно возникающие при игнорировании научной литературы по теме. Особое внимание уделяется культивируемому стереотипу, связанному с проблемой «осквернения» (и относящихся к ней вопросов «чашечничества» и «обмирщения») через общение с представителями других конфессий. Привлеченные научные данные исследователей, занимающихся изучением забайкальского старообрядчества, показывают несостоятельность абсолютизации этого феномена. Тем не менее подобная гипербола имеет место в художественной литературе и ведет к несостоятельной мифологизации образа старообрядческой культуры. В результате делается вывод, что реконструкция (в том числе художественная) истории представителей какой-либо этно-конфессиональной группы должна в большей мере учитывать данные культурологических исследований.

Еще

Старообрядчество, старообрядцы, "семейские", исторический роман, тарбагатай, ольга шейпак

Короткий адрес: https://sciup.org/149139897

IDR: 149139897

Список литературы Культура семейских старообрядцев Забайкалья в романе О. Шейпак "Тарбагатай"

  • Болонев Ф.Ф. Взаимовлияние культур русского и аборигенного населения Восточной Сибири // Известия СО АН СССР. Серия История, филология, философия. 1985. Вып. 3, № 14. С. 37-43.
  • Боченков В.В. «Очерки поповщины» П.И. Мельникова как произведение публицистики и изображение старообрядческого священства в них // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы VI науч.-практ. конф. М., 2002. С. 365-373.
  • Дизендорф О.Л. Изображение старообрядчества как феномена русской истории в романе И. Басаргина «Дикие пчЩы» // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Владивосток, 2004. С. 214-218.
  • Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв. / под ред. Н.Н. Покровского. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999. 799 с.
  • Костров А.В. Фотоматериалы как источник по истории «семейских» старообрядцев в первой трети XX в. // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 3 (83). С. 327-333.
  • Попова А.М. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928. 36 с.
  • Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск : Сибирское книжное дело, 1920. 108 с.
  • Соколова В.Ф. Художественные функции жанра жития в раскрытии мировоззренческих представлений нижегородских старообрядцев в романах П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы VIII Междунар. науч. конф. М., 2007. Ч. II. С. 173-178.
  • Тихонова Е.Л. Мотив «запрета на общение с иноверными в еде и питье» в рассказах современных старообрядцев Забайкалья // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы VIII Междунар. науч. конф. М., 2007. Ч. II. С. 265-271.
Еще
Статья научная