Культурная политика Республики Абхазия как инструмент сохранения историко-культурного наследия
Автор: Тванба Л.Р., Шишлова Е.Э.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 10, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье приводится анализ актуальной культурной политики Республики Абхазия, определяются перспективные направления ее развития. Предметом исследования выступает государственная политика как инструмент сохранения уникального историко-культурного наследия республики. Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной освещенностью проблематики в отечественной науке, а также значимостью сохранения национальной идентичности малочисленного народа. Впервые систематизированы перспективные направления развития культурной политики республики в области сохранения традиций и ценностей абхазского этноса. Методологическую основу исследования составил культурологический подход, который позволяет рассматривать различные социальные явления как специфический вид духовной деятельности человека и предполагает их анализ через призму системообразующих культурных понятий, среди которых: нормы и ценности, традиции и интересы, уклад и образ жизни. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов, среди которых: системный и сравнительно-сопоставительный методы, контент- и SWOT-анализ. Изучена нормативная база актуальной политики Республики Абхазия в сфере культурного наследия; обозначены инструменты ее реализации; определены стратегические задачи и перспективы их выполнения в плане сохранения историко-культурного наследия.
Историко-культурное наследие, традиции и ценности, государственная культурная политика, республика абхазия
Короткий адрес: https://sciup.org/149140978
IDR: 149140978 | DOI: 10.24158/fik.2022.10.26
Текст научной статьи Культурная политика Республики Абхазия как инструмент сохранения историко-культурного наследия
,
,
Сохранение историко-культурного наследия является важнейшей задачей общества и государства. Представляя собой значительную часть ресурсного потенциала страны, оно одновременно выражает его уникальную культурную ценность в рамках мировой цивилизации (Сиволап, 2012).
Богатое культурное наследие Абхазии складывалось в процессе исторического взаимодействия ее населения с другими народами и в значительной степени было обусловлено особым географическим расположением республики. Выдающийся учёный-кавказовед Ю.Н. Воронов пишет: «Заселенная абхазами территория всегда служила как бы мостом между Северным Кавказом и побережьем Черного моря. Второе направление связей определяло море – вдоль его берегов издавна двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. Можно вспомнить такие приморские цивилизации, как, например: Греция, Рим, Византия, Генуя, с которыми древние предки абхазов также были в теснейшем контакте. Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника, занятого абхазами, было открыто воздействиям с юго-востока, откуда вела подгорная дорога (“Абхазский путь”), которой пользовались завоеватели и купцы» (Воронов, 1993). Таким образом, исторически Абхазия оказалась под влиянием традиций горской, южнокавказской и средиземноморской цивилизаций, что во многом определило уникальность и самобытность ее культурного достояния.
С момента обретения независимости и запуска процесса создания современного национального государства вопросы культурной политики республики представляют один из столпов, на которых держится абхазская государственность. Целью настоящей статьи является определение перспективных направлений культурной политики Республики Абхазия, обеспечивающих сохранение и приумножение богатых традиций отдельного народа, ценных для всего человечества.
Обратимся к дефиниции понятия «культурная политика». Одно из первых определений этого термина было предложено ЮНЕСКО в 1967 году. Под культурной политикой подразумевался комплекс процедур, обеспечивающих основу действий государства в области культуры. Актуальным для настоящей работы является определение, представленное в Законе «О культуре» Республики Абхазия. Согласно его формулировке она рассматривается как «совокупность принципов, приоритетов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры»1.
Для регуляции государственной и общественной активности в сфере сохранения и развития национальной абхазской культуры применяется нормативная база, которая сформирована на основе законодательных документов республики2, а также международных документов Организации Объединённых Наций, устанавливающих общепринятые нормы международного права для большинства стран3. «При анализе культурной политики, как правило, основное внимание уделяется деятельности институтов: государственных органов, негосударственных структур и некоммерческих организаций, действующих в сфере культуры» (Востряков, 2011: 57).
Рассмотрим подробнее содержание основного программного документа, регламентирующего осуществление государственной политики по сохранению, трансляции и приумножению историко-культурного наследия абхазского народа. Таким документом является «Концепция развития культуры Республики Абхазия до 2025 г.»4, в которой определены задачи культурной политики государства. Для изучения содержания концепции был применен метод контент-анализа, целью которого стало выявление значений, определяющих стратегическое направление культурной политики республики. Контент-анализ представлял собой комплексную методику, которая охватывала ряд этапов: на первом из них были систематизированы базовые понятия концепции;
на втором – вычислялось количество их упоминания в документе; на третьем – выявлялось процентное значение использования данного понятия относительно общего контента.
Количественный анализ показал, что базовым понятием концепции, характеризующимся наиболее высокими показателями употребления, является «культурное наследие». Также было обнаружено, что акцент в тексте документа делается на следующих действиях, касающихся культурного наследия: «сохранение», «формирование», «развитие».
Качественный анализ полученных результатов выявил стратегический вектор культурной политики Абхазии, который заключается, согласно выявленным значениям, в «сохранении, формировании и развитии культурного наследия» республики.
Определяющую роль в реализации культурной политики Абхазии по сохранению и развитию наследия предков, а также продвижению и укреплению международного статуса государства играет Министерство культуры. Ведомство реализует культурную политику посредством организации различных мероприятий, финансирования целевых проектов и программ, создания банка памятников, что становится достоянием общественности.
Реализация культурной политики не является только ведомственной проблемой (Межуев, 2008), соответственно, она не ограничивается рамками деятельности министерства культуры республики. В качестве партнёров ведомства выступают различные неправительственные объединения, фонды, благотворительные и диаспоральные организации, разделяющие цели министерства культуры (Тужба, 2021).
Особого внимания среди партнёров министерства культуры Республики Абхазия в поддержке и продвижении абхазской культуры внутри страны и за рубежом заслуживает общественная организация «Всемирный абхазо-абазинский конгресс» (ВААК). Абаза – это собирательное название двух близкородственных народов – абхазов и абазин, говорящих фактически на одном языке. Деятельность ВААК направлена на укрепление этнокультурного единства абхазо-абазинского народа, на участие его представителей в социальном, экономическом и культурном развитии республики, на укрепление национальной самобытности, традиций и обычаев, а также на сохранение и изучение родного языка представителями диаспоры. Организация не только способствует восстановлению и укреплению родственных связей, но и стремится к развитию сети контактов между живущими в разных странах абхазами и абазинами с целью формирования единства диас-поральных организаций (Тания, Шанава, 2018). ВААК осуществляет большую работу по сохранению такого малочисленного коренного народа России, как абазины, а также близкородственного ему народа абхазов («апсуа»), способствует решению демографических и экономических проблем, направляет свою активность на возрождение и сохранение традиционной культуры. Для абхазоабазинских национально-культурных меньшинств, землячеств и диаспор популяризация и сохранение традиционной культуры, налаживание этнокультурных связей и в то же время интеграция в принимающие общества без жёсткой ассимиляции составляют животрепещущую «повестку дня» на протяжении всего периода нахождения вне родины (Айба, 2022: 163). Стоит отметить, что роль диаспоры в деле сохранения наследия республики очень значима, так как большая часть ее населения проживает за пределами своей исторической родины (по разным подсчетам, около 700 тысяч человек). Связано это с изгнанием абхаз, абазин и убыхов на территорию Турции, стран Ближнего Востока и Западной Европы в ХIХ–ХХ вв. (данное явление получило название «махаджир-ство»). «Несмотря на такую географическую разобщенность, всюду, где пока еще звучит абхазская (или абхазо-абазинская) речь, сохраняются традиционная культура и фольклор абхазо-абазинского этноса», – писал ученый З.Д. Джапуа (Джапуа, 2019: 439).
Важным партнером ведомства среди неправительственных общественных организаций выступает Московская абхазская диаспора (МАД). Согласно уставу она преследует следующие цели: сохранение национальной самобытности, традиций и обычаев абхазского народа; защита прав и законных интересов абхазов; расширение международных контактов и др. МАД играет значительную роль в укреплении и дальнейшем развитии абхазо-российских отношений (Тания, Шанава, 2018).
Особую роль в формировании позитивного имиджа Абхазии за рубежом играет созданное в 2017 г. благотворительное движение «Послы доброй воли Абхазии», объединяющее известных общественных и политических деятелей республики и России. Главной целью данного движения является взращивание в молодежи гражданского самосознания и активной позиции при помощи реализации различных проектов в культурной, образовательной, здравоохранительной сферах, а также продвижение Абхазии на внешнеполитической арене (Тания, Шанава, 2018).
Итак, основными институтами, реализующими государственную культурную политику в Республике Абхазия, является Министерство культуры и взаимодействующие с ним общественные неправительственные объединения, фонды, диаспоральные и благотворительные организации. Несмотря на положительные достижения в их деятельности, существует ряд определенных проблем. Наряду с тем, что государством принята концепция развития культуры до 2025 г., до сих пор отсутствует единая стратегическая программа, координирующая деятельность различных институты в сфере сохранения и перспективного развития культурного наследия. При наличии богатого культурно-исторического опыта Абхазия не имеет выхода на широкую международную арену для взаимообогащающего культурного обмена с другими этносами. Приоритетным ее партнёром остается Россия, которая первой в ряду небольшого числа стран признала независимость Республики Абхазия. В контексте развития двусторонних отношений, в том числе в культурной сфере, в регионе действует Общество абхазо-российской дружбы, стало традицией проведение культурных сезонов «Абхазия – Россия», популярностью пользуются совместно проводимые фестивали, ярмарки, выставки. В значительной степени благодаря развитию межгосударственных культурных связей с Россией стало возможным приобщение Абхазии к мировой культуре (Шулумба, 2013).
Представляется актуальным определение дальнейших перспективных направлений развития культурной политики Абхазии. Для этого на основании изучения научной литературы, имеющейся нормативной базы и накопленного опыта в данной сфере был применен специальный метод стратегического планирования и прогнозирования – метод SWOT-анализа, построенный на обнаружении факторов внутренней и внешней среды того или иного явления и структурировании их по следующим позициям:
-
• сильные стороны (strength) – слабые стороны (weakness);
-
• возможности (opportunities) – угрозы (threats).
Проведенный SWOT-анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1 – SWOT-анализ культурной политики Абхазии в сфере сохранения историко-культурного наследия
Сильные стороны (strength) |
Слабые стороны (weakness) |
и нематериального культурного наследия;
и с родственными народами |
международных программ, ответственных за сохранение историко-культурного наследия;
и памятников культурного наследия;
|
Возможности (opportunities) |
Угрозы (threats) |
|
|
Проведение SWOT-анализа как метода стратегического прогнозирования и планирования позволило определить стратегические направления перспективного развития культурной политики Абхазии. Таковыми являются:
-
1) укрепление и всестороннее развитие культурного, гуманитарного и социально-экономического сотрудничества с Российской Федерацией;
-
2) развитие межкультурного взаимодействия с ближними народами северного и южного Кавказа;
-
3) повышение эффективности деятельности различных институтов, реализующих культурную политику;
-
4) разработка проектов, ориентированных на привлечение финансовых ресурсов на добровольной основе через диаспору и родственные народы;
-
5) взаимообогащающая коммуникация и обмен опытом с независимыми и компетентными исследователями;
-
6) продвижение культурного имиджа страны в международном формате с использованием туристического бизнеса .
В заключение следует отметить, что именно культура и богатое наследие абхазского народа обеспечивают сегодня его консолидацию и способствуют занятию им своего достойного места среди других народов.
Приоритетная роль в сохранении культурно-исторического наследия принадлежит государственной культурной политике, которая служит укреплению и дальнейшему развитию молодого абхазского государства.
Список литературы Культурная политика Республики Абхазия как инструмент сохранения историко-культурного наследия
- Айба Т.Г. Абхазо-абазинская диаспора в Европе. Некоторые вопросы сохранения традиционной культуры абхазов и абазин за рубежом // История, археология и этнография Кавказа. 2022. Т. 18, № 1. С. 154-166.
- Воронов Ю.Н. Абхазы - кто они?: экспресс-очерк. Гагра, 1993. 30 с.
- Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели. СПб., 2011. 168 с.
- Джапуа З.Д. Фольклорное знание абхазской диаспоры Турции: история и практика полевых исследований // III Всероссийский конгресс фольклористов: в 5 т. Тула, 2019. Т. 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития. С. 439-457.
- Межуев В.М. Государство и культура: теоретические предпосылки культурной политики // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2008. № 1 (29). С. 63-78.
- Сиволап Т.Е. К вопросу сохранения культурного наследия в России: некоторые аспекты решения проблемы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 1 (9). С. 80-89.
- Тания К.В., Шанава Т.А. Дипломатия Республики Абхазия: 25 лет на службе суверенного государства. Сухум, 2018. 124 с.
- Тужба Э.Н. Трансформация культурной сферы Абхазии: динамика и перспективы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2021. № 1. С. 96-100.
- Шулумба Б.В. Особенности межкультурного взаимодействия Абхазии и России // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 6. С. 1-24.