Культурное сотрудничество России и Узбекистана в свете наследия среднеазиатского возрождения. Часть 1

Автор: Посадский Александр Владимирович, Посадский Сергей Владимирович

Журнал: Журнал института наследия @nasledie-journal

Рубрика: Культурная политика

Статья в выпуске: 3 (26), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается наследие среднеазиатского Возрождения как ценностное основание культурного сотрудничества России и Узбекистана. Это наследие глубоко изучалось российскими и узбекскими учеными в рамках масштабных совместных научно-образовательных проектов. Оно оказало существенное влияние на развитие образования, науки и культурной жизни обеих стран, стало уникальной смысловой осью взаимодействия их интеллектуалов и народов. В статье демонстрируется историческая и ценностная укорененность сотрудничества России и Узбекистана, раскрываются его глубинные ценностно-смысловые измерения. Материал статьи имеет значение для углубления взаимодействия в гуманитарной сфере, может содействовать совершенствованию компетентного коммуникативного пространства для партнерства обеих стран.

Еще

Культурное сотрудничество, Россия, узбекистан, среднеазиатское возрождение, просвещение, ценности, нравственность, разум, этическая гносеология

Короткий адрес: https://sciup.org/170191645

IDR: 170191645   |   DOI: 10.34685/HI.2021.80.13.026

Список литературы Культурное сотрудничество России и Узбекистана в свете наследия среднеазиатского возрождения. Часть 1

  • Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966. Гулыга А. В. Н. И. Конрад как философ // Проблемы истории и теории мировой культуры. М.: Наука, 1974. См. Совастеева Ю. В. Академик Н. И. Конрад и его концепция Возрождения на Востоке // Россия и АТР. 2013. №1. О периодизации среднеазиатского Возрождения см. Хайруллаев М. М. Фараби - крупнейший мыслитель средневековья. (К 1100-летию со дня рождения Абу Насра Фараби). Ташкент, 1973. Ташкенбаева Д. А. Восточный Ренессанс и его культурное наследие: взгляд зарубежных исследователей // Колпинские чтения по краеведению и туризму. РГПУ им. А. И. Герцена. 2019.
  • См. характеристику Н. И. Конрада: «Я беру это слово не как метафору, а как исторический термин. Мы знаем Возрождение как этап великого культурного подъема в несколько застоявшемся феодальном мире... Подъем в старом Возрождении проявился и в литературе, и в искусстве, и в теоретической мысли. Последнее особо рельефно проявилось в среднеазиатском Возрождении X—XV вв., озаренном блистательными именами ал-Фараби, ал-Биру-ни, ибн-Рошда, ибн-Сины». Цит. по: Совастеева Ю .В. Академик Н. И. Конрад и его концепция Возрождения на Востоке // Россия и АТР. 2013. №1. С. 134. Конрад Н. И. Избранные труды. М. 1974. С. 217.
  • Об этикоцентрической особенности среднеазиатского Возрождения см. Конрад Н.И. Избранные труды. М. 1974. С. 288. 318.
  • Шодманкулов И. П. Эрназарова Н. Д. История Узбекистана. Ч. I: С древнейших времен до середины XIX в. Ташкент, 2011. С. 510. Якубовский А. Ю. Предисловие / История народов Узбекистана. В 2 т. Ташкент, 1950. Т. I. Якубовский А. Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент, 1941.
  • Якубовский А. Ю. Предисловие / История народов Узбекистана. Т. 1. С древнейших времен до начала XVI века. Ташкент, 1950. С. 8.
  • Конрад Н. И. Избранные труды. М., 1974. С. 218.
  • Кары-Ниязов Т. Н. Астрономическая школа Улугбека. М.-Л., 1950. С. 9-10.
  • Конрад Н. И. Избранные труды. М., 1974. С. 217.
  • См. оценку президента Узбекистана Ислама Каримова: «По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Мамуна стоит в одном ряду с такими известными научными центрами, как Академия Платона в древних Афинах, Александрийская библиотека в Египте, Багдадская академия, известная на Востоке под названием «Байтул-хикма»». Узбекистан. Образование, наука. 3 ноября 2006. № 51423.
  • Цит. по: Каримова М. Ж. Улугбек как покровитель науки и искусный дипломат / М. Ж. Каримова, М. Ахмедова, М. М. Алимова // Молодой ученый. 2014. № 6(65). С. 599.
  • Цит. по: Матвиевская Г. П., Соколовская З. К. Улугбек. М.: Наука, 1997. С. 5.
  • Известная характеристика Доулатшаха Самарканди, в российском востоковедении осмысленная В. В. Бартольдом. См. Бартольд В. В. Сочинения в 9 т. Т. 6. М.: Глав. ред. вост. литературы, 1966. С. 32. Цит. по: Матвиевская Г. П., Соколовская З. К. Улугбек. М.: Наука, 1997. С. 25.
  • История народов Узбекистана. В. 2 т. Ташкент, 1950. Т. I. С. 374.
  • Астрономическую школу Улугбека можно назвать Академией своего времени. Самаркандская академия 225 лет тому назад была признана известным французским мыслителем Вольтером: «В Самарканде Улугбек основал академию...». См. Mohira Kurbanovna Mirzaeva. Samarkand Is The Cradle Of Eastern Spirituality And Its Place In The Development Of World Science // Palarch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology 17(9) (2020). О названии Академия Улугбека см. Yusupov Rakhimjon Karimovich // International Journal of Engineering Applied Sciences and Technology, 2020. Special Issue on International Student Conference, ISSN No. 2455-2143. Shirinulov T., Kholmurodov R., Grolov A. "Ulubek akademiyasi" // "Zarafshon" newspaper, 1994 yil July 2, no. 26 (806); Shirinulov T., Kholmurodov R., Yrolov A. "Ulubekakademiyasi" // "Samargand" newspaper, 1994 yil 16 July №28 (810).
  • См. Матвиевская Г. П., Соколовская З. К. Улугбек. М.: Наука, 1997.
  • «Успешно закончившим медресе студентам выдавались дипломы. Один из образцов таких ижозатнома или дипломов сохранился до наших дней под номером R - 2683 в Институте востоковедения имени Абу Райхана Аль-Бируни АН Республики Узбекистан. Считается, что настоящий диплом написан от руки Козизода Руми в феврале 1435 г. и выдан Мухаммаду Балхи». Хушвактов Н. Х. История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека // Молодой ученый. 2016. № 14(118). С. 491.
  • Бируни. Минералогия / Пер. А. М. Беленицкого. 2-е изд. СПб., 2011. С. 33.
  • Бируни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. I. Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957. С. 10.
  • Бируни. Минералогия / Пер. А. М. Беленицкого. 2-е изд. СПб.2011. С. 43.
  • Там же.
  • Бируни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. II. Индия. М., 1995. С. 58.
  • Бируни. Минералогия / Пер. А. М. Беленицкого. 2-е изд. СПб., 2011. С. 46, 53.
  • Бируни. Минералогия / Пер. А. М. Беленицкого. М., 1963. С. 15.
  • Там же.
  • Там же. С. 32.
  • Бируни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. II. Индия. М., 1995. С.161.
  • Там же. С. 219.
  • Там же. С. 64.
  • Имеется в виду характеристика сочинения аль-Бируни, которую дал академик С. П. Толстов. См.: Толстов С. П. Бируни и его «памятники минувших поколений» / Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Т. I. Ташкент, 1957.
  • Бируни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. II. Индия. М., 1995. С. 21.
  • На принадлежность аль-Фараби узбекскому культурному региону (г. Фараб, Отрар, место рождения аль-Фараби - часть Мавераннахра) указывали Т. Н. Кары-Ниязов, Т. И. Райнов, И. М. Муминов, М. М. Хайруллаев, А. Ю. Якубовский. См. Кары-Ниязов Т. Н. О культурном наследии узбекского народа. Ташкент, 1960. Муминов. И. М. Из истории развития общественно-философской мысли Узбекистана конца XIX и начала XX вв. Ташкент, 1957. Райнов Т. И. Великие ученые Узбекистана 1X^1 вв. Ташкент, 1943. Хайруллаев М. М. Абу Наср Фороби. Ташкент, 1961; Фараби и его философские трактаты. Ташкент, 1963. История народов Узбекистана. Т. I: С древнейших времен до начала XVI в. Ташкент, 1950. Фараби: с. 253, 257-259. История Узбекской ССР. Ташкент, 1967. Фараби: с. 333-335. История Узбекской ССР. Т. I: С древнейших времен до середины XIX в. Ташкент, 1967. Фараби: с. 328, 333-335, 469-471.
  • «Поскольку блага, которыми наделен человек, одни более специфичны, а другие менее, к тому же самым специфичным из благ человека является человеческий разум, ибо человек стал человеком благодаря разуму». Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. С. 37-38.
  • Абу Наср Фаробий. Фозил одамлар шахри. Ташкент, 2014. С. 182-184.
  • Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. С. 11.
  • Бакаев Р. С., Тимербулатов З. М. Гносеологическая система аль-Фараби : Учеб. пособие для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Уфа, 2011. С. 45, 46.
  • Бурабаев М. С. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби / Бурабаев М. С., Курмангалиева Г. К., Сагадеев А. В., Брянов В. Я. Алма-Ата, 1984. С. 89.
  • Цит. по: Хайруллаев М. М. Фараби - крупнейший мыслитель средневековья. Ташкент, 1973. С. 53.
  • Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города. Цит. по: Хайруллаев М. М. Фараби -крупнейший мыслитель средневековья. Ташкент, 1973. С. 51.
  • Абу Али Ибн Сина. Сочинения. В 2 т. Душанбе, 2005. Т. 2. С. 738.
  • Там же. С. 747.
  • Абу Али Ибн Сина. Избранное. В 2 т. Душанбе; Ашхабад, 2003. Т. 2. С. 169.
  • Там же. С. 170.
  • Там же.
  • «.У всех существующих вещей либо любовь является причиной их бытия, либо любовь и бытие в них тождественны, - учит Ибн Сина. - Поскольку между божественными атрибутами Его сущности нет никакого различия, любовь здесь — сущность и бытие в чистом и простом виде». Серебряков С. Б. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976. С. 50.
  • «Наличие этой любви у всех управляемых [высшим принципом] существующих вещей должно быть необходимым и неотъемлемым». Серебряков С. Б. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976. С. 49.
Еще
Статья научная