Культурное сотрудничество России и Узбекистана в свете наследия среднеазиатского возрождения. Часть 2
Автор: Посадский Александр Владимирович, Посадский Сергей Владимирович
Журнал: Журнал института наследия @nasledie-journal
Рубрика: Культурная политика
Статья в выпуске: 3 (26), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается наследие среднеазиатского Возрождения как ценностное основание культурного сотрудничества России и Узбекистана. Это наследие глубоко изучалось российскими и узбекскими учеными в рамках масштабных совместных научно-образовательных проектов. Оно оказало существенное влияние на развитие образования, науки и культурной жизни обеих стран, стало уникальной смысловой осью взаимодействия их интеллектуалов и народов. В статье демонстрируется историческая и ценностная укорененность сотрудничества России и Узбекистана, раскрываются его глубинные ценностно-смысловые измерения. Материал статьи имеет значение для углубления взаимодействия в гуманитарной сфере, может содействовать совершенствованию компетентного коммуникативного пространства для партнерства обеих стран.
Культурное сотрудничество, Россия, узбекистан, среднеазиатское возрождение, просвещение, ценности, нравственность, разум, этическая гносеология
Короткий адрес: https://sciup.org/170191646
IDR: 170191646 | DOI: 10.34685/HI.2021.63.68.027
Список литературы Культурное сотрудничество России и Узбекистана в свете наследия среднеазиатского возрождения. Часть 2
- Говоря об исихазме, мы говорим и о целостной византийской богословской традиции, включающей Ареопагитический корпус, труды Максима Исповедника и др. представителей греческой патристики в единстве с которыми выступал Григорий Палама.
- Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 260.
- «Вот! Бывает, значит, вовсе не очищающее, а обчищающее душу знание без любви, - любви, вершины, корня и середины всей добродетели. Как не созидающее никакого блага знание, - потому что созидает любовь, -как, говорю, такое знание претворит человека в образ Благого?» Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 17.
- Гоигорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. СПб., 2004. С. 384.
- Гоигорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 43.
- «Бог устроил этот мир, - пишет Григорий Палама, - как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некой лествице достигнуть оного мира». Имеются в виду вездесущие в мире Божественные энергии. Цит. по: Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 54.
- Имеется в виду концепция русского православного Возрождения XIV-XV вв. византолога Г. М. Прохорова -Возрождения, обусловленного влиянием византийского палеологовского Возрождения и византийского исихазма как его неотъемлемой части. Сходные идеи разделяют В. В. Петрунин, С. С. Хоружий, игумен Иоанн (Экономцев), Р. Пиккио, Н. А. Ложкина. См. Ложкина Н.А. Две эпохи Православного Возрождения. В двух томах. Том I. Русско-византийские культурные связи XI-XIII вв. Том II: Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии. СПб., 2013.
- Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. С. 206.
- Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 26.
- Имеется в виду общесоциальная интерпретация соборности С. Л. Франком и Н. О. Лосским. «Углубляя понятие соборности, усматривая, что первичное духовное единство людей есть вместе с тем единство веры, единство служения правде и утвержденности в сверхчеловеческой святыне, мы тем самым приходим к выводу, что в основе всякой общественности лежит соборность как церковь». Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 61. «Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям». Лосский Н. О. История русской философии. М., 2007. С. 48.
- Представитель старших славянофилов Ю. Ф. Самарин, изучая Японию и Китай, сформулировал идею содержательно различных путей развития человеческих культур и цивилизаций. См. Скороходова С.И. Азия в русской философии XIX века // Соловьевские исследования. 2016. № 1 (49).
- Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб., 1892. С. 1.
- Там же. С. 122. См. также: Ширинянц А. А. В. И. Ламанский - евразиец до евразийства // Сборник: Евразийская идея и интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Кокшетау. 2018.
- Л еонтьев К. Н. Собр. соч. М., 1912. Т.5. С. 420.
- См. историософский тезис П. Н. Савицкого, полагающего, что Россия «должна знать Азию и брать у нее все, что есть в ней лучшего». Савицкий П. Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 196.
- О С.С.Уварове как предшественнике евразийства см. Маслин М.А. Предтеча евразийства. Ориентализм С.С. Уварова в исторической перспективе // Тетради по консерватизму: Альманах. М., 2018. № 1.
- Цит. по: Гаврилов И. Б. Сергей Семенович Уваров. Жизнь. Труды. Мировоззрение // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. № 2 (4), 2019. С. 138.
- Цит. по: Зверева Н. А. Общественно-политические взгляды С. С. Уварова: дис. ... канд. ист. наук. Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2005. С. 184.
- Уваров С. С. Избранные труды. М., 2010. С. 253-254.
- См. Хартанович М. Ф. Граф Сергей Семенович Уваров: От «Проекта азиатской академии» до азиатского музея в кунсткамере // Радловский сборник. Санкт-Петербург, 2012. С. 259.
- Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России. М., 1982. С. 301.
- Березин И. Н. Александр Касимович Казем-Бек. Протоколы заседаний Петербургского университета. СПб., 1872, № 4. С. 125-126.
- См. Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955, ч. 1. С. 510.
- См. Гарипов Т.М., Капишева Т. Ю., Попова Е. В. Пионер евразийского востоковедения (О М. А. К.Казем-Беке) //Вестник ВЭГУ. 2013. № 4 (66).
- Цит. по: Батунский М. А. Россия и ислам. В 3 т. М., 2003. Т. 2. С. 3.
- Речь по случаю открытия в С.-Петербургском университете факультета восточных языков. Журнал Министерства народного просвещения. 1853, ч. 88, № 10-12. С. 16.
- Цит. по: Нунуев С.-Х. Живительный дух ислама. М., 2000. С. 36.
- Материалы для истории факультета восточных языков. Т. 1. СПб. 1905; т. 2. СПб., 1906; т. 4, СПб, 1909. Т. 4. С. 173-174.
- В статье «Евразийство» (1925) П. Н. Савицкий относит Достоевского к «пролагателям путей евразийства». Евразийцы (П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский) причисляли писателя к своим предшественникам. См. об этом: Савицкий П. Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 84. Лесевицкий А. В. Ф. М. Достоевский как предшественник евразийства. Пермь, 2013.
- Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. 1881. Январь. Глава вторая. III. Геок-Тепе, что такое для нас Азия? / Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15 т. СПб.: Наука, 1995. Т. 14. С. 507.
- Там же.
- Там же. С. 508.
- Воспоминания Саттар-хана, муфтия, казия и русского чиновника. Саттар-хан Абдулгафаров о задачах русской политики в Средней Азии, 1883 г. // Остроумов Н. П. Сарты. Этнографические материалы. Ташкент, 1896. С. 4.
- Там же. С. 5.
- Там же.
- Там же. С. 7.
- Там же. С. 8.
- Там же.
- Там же. С. 9.
- Там же.
- Там же. С. 7.
- Там же. С. 8.
- Мукими, Фуркат. Избранные произведения. Л., 1972.С. 186.
- Антология мировой философии. В 4 т. Т. 4. Философская и социологическая мысль народов СССР XIX в. Ред. коллегия: В. В. Богатов и др. М., 1972. С. 678.
- Антология узбекской литературы. М., 1950. С. 271
- Цит. по: История и историки Узбекистана в XX столетии. Алимова Д. А. (отв. ред.). Ташкент, 2014. С. 10.
- Там же.
- См. Далимов У. Жизнь и творчество узбекского поэта-просветителя Ибрата: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1971.
- Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои, Ташкент, 1961. С. 85.
- Каланов А.Д. Калонов Н.Ж., Атбасарова Б.А. Художественная культура рукописной книги эпохи Тимуридов // Наука, образование и культура. 2019. С. 64.
- Аракелов С. Р. Книжная культура Узбекистана как актуальное научное исследование: историографический аспект // Молодой ученый. 2016. № 29 (133).
- Османова М. И. Старопечатная книга в Средней Азии в конце XIX - начале ХХ в. //Вестник института ИАЭ. 2013. № 2.
- Ахунджанов Э. А. Книга и книжное дело в Узбекистане: Обзор и указ. источников и литературы по кн. делу Узбекистана (1875-1977 гг.). Ташкент,1978.
- См. Салаев К. Б. Русская литература в Узбекистане // Молодой ученый. 2017. № 12 (146).
- См. Афтандил Эркинов. Российская империя и Хивинское ханство (ученый А. Н. Самойлович и путешественник В. Г. Ян в хивинском дворце в начале XX в.) // Проблемы востоковедения. 2013.
- Самойлович А.Н. Краткий отчет о поездке в Ташкент и Бухару и в Хивинское ханство в 1908 году // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1909. № 9. Самойлович А.Н. (Собрание 30 царских поэтов, сопутствующих Фирузу) // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. 19.
- Самойлович А.Н. Краткий отчет о поездке в Бухару и Хивинское ханство // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1909. № 9. С. 7.
- Маслова О.В. Обзор русских путешествий и экспедиций в Среднюю Азию. Материалы к истории изучения Средней Азии. Ташкент: Изд-во САГУ. 2 т. Ч. 1: 1715-1856. - 1955. Ч. 2: 1856-1869. - 1956. Ч. 3: 1869-1880. - 1962. Ч. 4: 1881-1886. - 1971.
- Назирова Н. Н. Центральная Азия в дореволюционном русском востоковедении (деятельность Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии) : дис. ... канд. ист. наук. М., 1984. С. 11.
- Там же. С. 28.
- Там же.
- Там же.
- См. Назирова Н. Н. Центральная Азия в дореволюционном русском востоковедении (деятельность Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии) : дис. ... канд. ист. наук. М., 1984. Лунин Б. В. Средняя Азия в научном наследии отечественного востоковедения: Историогр. очерк. Ташкент, 1979. Алихожиев М. О., Манашева С. И. Вклад местных археологов-краеведов и русских востоковедов в развитие археологической науки в Туркестане в конце XIX - начале XX века // Приоритетные научные направления: от теории к практике : Сб. материалов XXIV междунар. научно-прак. Конф. Новосибирск, 2016.
- Мнение Н.И.Веселовского о лекциях В.В.Григорьева. Веселовский Н. И. Василий Васильевич Григорьев. ЖМНП, ч. ССХХ, 1882, март, С. 79.
- Лунин Б. В. Средняя Азия в научном наследии отечественного востоковедения: Историогр. очерк. Ташкент, 1979. С. 146.
- Бартольд В. В. Сочинения в 9 т. Т. VI.. Главная редакция восточной литературы. М.: Наука, 1966. С. 32. Бартольд В. В. Улугбек и его время Петроград: Типогр РАН, 1918.
- Лунин Б. В. Средняя Азия в научном наследии отечественного востоковедения: Историогр. очерк. Ташкент, 1979. С. 86.
- Кары-Ниязов Т. Н. Астрономическая школа Улугбека. М.-Л. : Изд. АН СССР, 1950.
- Идея крупного среднеазиатского университета неоднократно обсуждалась узбекскими просветителями в газете «Тарджимон» и журнале «Ойна», а также в положениях первых общественно-просветительских союзов «Турон» (1913-1917 гг.). В России первым эту идею сформулировал и отстаивал востоковед С. Ф. Ольденбург. См. Лунин Б. В. Из истории первого высшего востоковедного учебного заведения в Средней Азии // Очерки по истории русского востоковедения. Сб. VI. М.: Изд-во вост. лит, 1963. Академия наук в интеллектуальной истории Узбекистана. Отв. ред. Д.А. Алимова, У.А. Абдурасулов. Ташкент, 2012.
- См. подробнее: Академия наук в интеллектуальной истории Узбекистана. Отв. ред. Д.А. Алимова, У.А. Абдурасулов. Ташкент. 2012. С. 69-70. Алымов С. С. На пути к «Древней истории народов СССР»: малоизвестные страницы научной биографии С.П. Толстова // Этнографическое обозрение. 2007. №5.