Культурные диффузии черкесов Турции и России (художественный кластер)

Автор: Соколова Алла Николаевна

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Прикладная культурология

Статья в выпуске: 4 (50), 2022 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается вопрос культурного взаимодействия черкесов Турции и России, длительный период (примерно 200 лет) находящихся в культурной изоляции друг от друга. С открытием границ и появлением регулярных контактов установились определенные каналы культурных коммуникаций и влияний. На обсуждение выносятся вопросы о причинах доминирующего культурного воздействия метропольного меньшинства на диаспорное большинство, степени и характере этого воздействия, приводятся факты конкретных культурных заимствований. Достоверность исследования подтверждается сведениями, полученными в ходе экспедиции в Турецкую Республику в 2020 и 2021 годах, работой в мастерских художников Турции и России, общением с черкесской интеллигенцией диаспоры и руководителями Хасэ. Очевидно, что культурные диффузии между черкесами Турции и России прошли известные 4 фазы (укоренение инновации в культуре донора, перенесение ее в культуру реципиента, распространение в культуре реципиента, последующая переработка). Особенность диффузионных процессов состоит в определенной разности культурных потребностей черкесов Турции и России. Для всех черкесов доминирующей является потребность в этнической идентичности, единении разрозненного этноса. В то же время для российских адыгов важным является сохранение и возвращение культурных ценностей прошлого, наиболее сохранных, как известно, у переселенцев. Для черкесов Турции привлекательной оказалась потребность в профессиональной культуре соплеменников, которую демонстрируют российские композиторы, музыканты-инструменталисты, вокалисты и танцевальные коллективы. Тем не менее, культура черкесов метрополии до некоторой степени «дистанцируется» от культуры черкесов диаспоры в отношении названия заимствованных художественных продуктов или воссоздания новых по их прообразу. Культурные диффузии между черкесами России и Турции приводят к обогащению каждой культуры и демонстрируют постепенную потерю «инокультурности» и пластичность во встраивании новых элементов в сложившиеся системы.

Еще

Адыги, черкесы, культурные диффузии, диффузионизм, эволюционизм, диаспора, метрополия, художественная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/170195950

IDR: 170195950   |   DOI: 10.34685/HI.2022.81.35.029

Список литературы Культурные диффузии черкесов Турции и России (художественный кластер)

  • Дауев Р.С. Культурная диффузия в коммуникативном пространстве диалога культур. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону, 2013. – 24 с.
  • Кучерук И. Культурная диффузия в современном мире и образовании (на примере взаимодействия российской и североамериканской культур) // Вопросы культурологии. – 2007. – № 3. – С. 44-50.
  • Наймушина А.Н. «Закономерности диффузии» культуры с точки зрения школы диффузионизма // Социально-экономическое управление: теория и практика. –2013. – № 1. –С. 116-117.
  • Наймушина А.Н. Закономерности и фазы культурной диффузии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – № 164. – С. 78-86.
  • Сыровежкин А.А. Культурная диффузия как фактор эволюции социума // Гуманитарные исследования – 2019. – № 4. – С. 44-47.
  • Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 1064 с.
  • Kroeber A.L. Stimulus diffusion // American Anthropologist. V. 42, N 1, 1940.
  • Lowie R.H. Primitive Society. N.Y.: Boni & Liveright, 1920. – 463 p.
  • Leoussi Athena S. The ethno-cultural roots of national art // Nations and Nationalism. 10 (1/2), 2004. Р. 143-159.
  • Прохоров С.А. Этнические и географические истоки живописи, порождающие национальное своеобразие художественных школ // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 4. – С. 34-37.
  • Соколова А.Н. Содержание понятия «этническая живопись»: к постановке проблемы // Культура и искусство. – 2021. –№ 9. – С. 1-17. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.9.36273.
  • Куек М.Г. Contemporary art Ahmet Ozel: в поисках культурного кода адыгов (черкесов) // Мир глазами черкесских художников: [электронное научное издание] сб. статей / Сост., гл. ред. А.Н. Соколова. – Майкоп: ЭлИТ, 2020. – C. 102-120. – Электрон. дан. (15,6 Мб). – Url: https://201824.selcdn.ru/elit-134/pdf/9785604474594.pdf (дата обращения: 07.12.2022).
  • Сулейманова Ф.Х. Стилистические и эстетические особенности живописных произведений Фериде Биниджиоглу // Journal of Caucasian Studies. – 2021. – Т.6. – № 12. – С. 295-304.
  • Сулейманова Ф.Х., Хуако Л.А. Символы внутреннего мира Сетенай Озбек // Мир глазами черкесских художников. Вып. 2: [электронное научное издание] сб. статей / Сост.: А.Н. Соколова (гл. ред.), Ф.Х. Сулейманова.– Майкоп: ЭлИТ, 2021. – С. 21-30. – Url: https://201824.selcdn.ru/elit-153/pdf/9785604763216.pdf (дата обращения: 07.12.2022).
  • Соколова А.Н. Искусствоведческая и общественная оценка творчества черкесов-художников Адыгеи и Турции // Мир глазами черкесских художников. Вып. 2: [электронное научное издание] сб. статей / Сост.: А.Н. Соколова (гл. ред.), Ф.Х. Сулейманова. – Майкоп: ЭлИТ, 2021. – С. 8-20. – Url: https://201824.selcdn.ru/elit-153/pdf/9785604763216.pdf (дата обращения: 07.12.2022).
  • Соколова А.Н. Международный фестиваль адыгской (черкесской) культуры в социокультурном контексте // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. – 2021. – № 3. – С. 170-178. DOI: 10.53598/2410-3489-2021-3-282-170-177.
Еще
Статья научная