Культурные коды телесности: к вопросу реконструкции на художественном материале

Автор: Меркулова Наталья Геннадьевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются теоретические аспекты анализа культурных кодов телесности в рамках художественного творчества, которое представляется объективированным результатом человеческой деятельности, воплощающим основные понятия, установки, ценности и нормы конкретной культурной системы. Автор приходит к выводу, что изобразительное искусство, воспроизводящее визуально воспринимаемые характеристики реального мира, выступает достоверным источником исследования телесного кода. Особенно подчеркиваются возможности живописи, тяготеющей к наглядности и конкретности, и скульптуры, воплощающей художественный образ в трехмерных формах.

Еще

Культурный код, тело, телесность, художественное творчество, художественный образ, изобразительное искусство, живопись, скульптура

Короткий адрес: https://sciup.org/14940878

IDR: 14940878

Текст научной статьи Культурные коды телесности: к вопросу реконструкции на художественном материале

В настоящее время понятие «культурный код» набирает абсолютную популярность в значении некоего ядра культуры, ее базиса и в то же время – ключа к ее пониманию. Данная категория пришла в гуманитарное знание в результате заимствования из научно-понятийного аппарата точных наук термина «код» (фр. code, от лат. codex – «книга» [1]), обозначающего систему условных знаков, сигналов, передающих информацию. Сущностной, раскрывающей природу феномена представляется дефиниция культурного кода как набора основных понятий, установок, ценностей и норм, содержащих информацию о знаках и символах данной культуры и необходимых ее для прочтения текстов. Представляется возможным детально типологизировать культурные коды, опираясь на категории культуры – основные, достаточно общие понятия, выступающие «системой координат», позволяющие выстроить определенную модель реальности. Содержание категорий культуры разнится в каждой конкретной культурной системе и раскрывает специфику ее мировоззренческих доминант.

Одной из базовых категорий культуры, набирающей популярность как объект исследования в современном научном и публицистическом гуманитарном дискурсе, является телесность , понимаемая как осмысление, преобразование и социокультурное функционирование человеческого тела. Тело как «организм человека… в его внешних, физических формах» [2] можно считать категорией биологической, природной, в противовес телесности , которая представляется «окультуренным телом» и раскрывается как диалектическое единство сущности и явления. Телесность как сущность представлена ментальными структурами, обусловливающими восприятие тела, наделение его значениями и смыслами, формирование его образов в конкретном социокультурном контексте; как явление телесность есть опредмечивание данных ментальных образований в объективированных результатах человеческой деятельности, направленных на преобразование тела под влиянием социокультурных факторов.

Опираясь на предыдущие исследования [3], для культурологического анализа телесности предлагаем следующую структуру поверхности человеческого тела:

  • –    голова (включая область свода черепа: лоб, темя, виски, затылок; волосы: длина, цвет; лицо: брови, глаза, нос, скулы, щеки, уши, рот, губы, зубы, язык, подбородок);

    – шея;

  • –    туловище (включая грудь; спину; живот: ребра, бока, пупочная область, пах, гениталии – наружные половые органы);

  • –    конечности (рука: плечо, локоть, кисть, пальцы; нога: ягодица, бедро, колено, голень, стопа);

  • а    также перечень главных внутренних органов: сердце, печень, селезенка, желудок, кишечник, легкие, почки, мочевой пузырь, внутренние половые органы;

  • и    жидких субстанций человеческого тела: кровь, лимфа, желчь, слеза, слюна.

Кроме того, важно учитывать культурно детерминированный информационный потенциал – мужского/женского тела;

  • –    возрастных особенностей тела;

  • –    состояния кожи, ее цвета;

  • –    телесного верха (до пояса) и низа (ниже пояса);

  • –    левой и правой стороны;

  • –    функционально-анатомических особенностей тела (акустическая специфика голосового аппарата, специфика движения тела и его частей);

  • –    положения тела в пространстве;

  • –    экскрементов тела – совокупности отходов жизнедеятельности организма, подлежащих удалению во внешнюю среду: пота , мочи, кала , рвотных масс, выдыхаемого воздуха ;

  • –    степени обнаженности тела в конкретной рассматриваемой ситуации;

  • –    осуществления процессов ухода за телом в конкретной рассматриваемой ситуации.

Кроме того, сущность телесности как социокультурного феномена раскрывается в контексте восприятия тела в целом и отношения к нему на различных этапах развития общества.

Культурный код как сущность, опредмечиваясь и становясь явлением духовной жизни общества, проявляется в объективированных результатах человеческой деятельности: в словесном языке (вербальной культуре) и языке жестов (невербальной культуре), в поведении, обычаях, традициях и верованиях, мифологии, фольклоре, искусстве. Вследствие этого одним из надежных способов исследования культурного кода определенного сообщества людей можно считать изучение художественного творчества, которое выступает совокупным результатом человеческой деятельности, связанным с духовно-практическим освоением мира, и имеет символическую природу.

А.П. Садохин в своих исследованиях отмечает, что «способность человека к художественному творчеству основывается на процессе чувственного восприятия действительности и непосредственно-эмоциональном отношении к ней, что выражается в переживаниях (восхищении, отвращении, сочувствии, сострадании и т. п.) и принципиально отличается от всех других форм постижения реальности. Своеобразие художественной культуры связано с субъективно-личностным воспроизведением действительности в художественных образах» [4, с. 168]. Творец, чутко наблюдая действительность, в художественном образе выражает самую сущность интересующих его феноменов и явлений, постижение которых происходит посредством основных компонентов художественного восприятия: сопереживания и сотворчества.

Итак, художественный образ представляется нерасторжимым единством субъективного и объективного аспектов, в котором посредством анализа субъективного преломления объективной реальности возможно исследование культурных кодов определенного сообщества в ментальных установках художника – их носителя и транслятора.

Огромным эвристическим потенциалом в анализе культурных кодов телесности обладают живопись и скульптура, относящиеся, помимо прочего, к изобразительному искусству. Основу изобразительного искусства составляет целостный образ предметного мира, в том числе и самого человека. Художественное произведение здесь воспроизводит визуально воспринимаемые характеристики реального мира: пространство, цвет, объем, форму. Язык изобразительного искусства не нацелен на раскрытие художественного образа во времени, однако это предопределяет важнейшую особенность – детальную проработку фиксированного образа благодаря возможности «остановить мгновение».

Живопись по сути своей представляет нанесение некоего изображения на ровную поверхность (холст, бумагу, шелк, камень, стену, деревянную доску) с помощью порошкообразных красителей (органических, минеральных, синтетических), разведенных «связующим веществом» (водой, яичным желтком, маслом). Данная специфика техники – работа с цветом – во многом позволяет визуально, всесторонне, полно и ярко отразить действительность, идеалы и общественные настроения, человека в его духовной и телесной ипостасях.

Техника скульптуры предполагает создание трехмерных форм, размещенных в реальном пространстве. Основным объектом изображения в скульптуре традиционно является человеческое лицо и тело, поэтому все общественные нормы и ценности, установки и устремления раскрываются именно посредством отображения человека.

Таким образом, художественное творчество – объективированный результат человеческой деятельности – представляется надежным источником достоверной, детальной реконструкции культурных кодов телесности. Изобразительное искусство, в силу своей природы, предполагает создание «застывшего во времени» наглядного образа, что дает особую возможность для его детального анализа. В исследовании телесных кодов в ряду прочих изобразительных искусств следует особенно подчеркнуть возможности живописи и скульптуры. Живопись стремится к конкретности, позволяет, как ни один другой вид искусства, передать визуально, со всей полнотой человеческие образы, тем самым делая их наглядными и доступными для подробного анализа. Скульптурные изображения представляют собой трехмерные формы, а значит, способны максимально реалистично передавать специфику человеческой телесности.

Ссылки:

  • 1.    Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008. 944 с.

  • 2.    Тело [Электронный ресурс] // Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhe-

    gov.org/words/35604.shtml (дата обращения: 25.03.2015).

  • 3.    Меркулова Н.Г. Культурные коды пространства тела: теоретические основания исследования // Человек в мире культуры: культурное описание территории : материалы X Междунар. филос.-культурол. симп. (16–17 апреля 2015 г.). Рязань, 2015. С. 148–151.

  • 4.    Садохин А.П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов. М., 2004.

Список литературы Культурные коды телесности: к вопросу реконструкции на художественном материале

  • Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008. 944 с.
  • Тело //Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhe-gov.org/words/35604.shtml (дата обращения: 25.03.2015).
  • Меркулова Н.Г. Культурные коды пространства тела: теоретические основания исследования//Человек в мире культуры: культурное описание территории: материалы X Междунар. филос.-культурол. симп. (16-17 апреля 2015 г.). Рязань, 2015. С. 148-151.
  • Садохин А.П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. М., 2004.
Статья научная