Культурные особенности традиционного мировоззрения коми: мифопоэтика в художественном сознании Г. А. Юшкова, И. Г. Торопова

Автор: Ольга Сайфидиновна Зиявадинова

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 3 т.14, 2022 года.

Бесплатный доступ

Введение. В статье рассматривается содержательно-смысловой потенциал воплощения темы природы, являющийся ключевым в мотивно-сюжетном комплексе текстов ведущих прозаиков коми рубежа ХХ–ХХI вв. Г. А. Юшкова и И. Г. Торопова, приобретающий характер мифологемы. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили прозаические произведения Г. А. Юшкова, И. Г. Торопова. Методы исследования: историко-литературный, сопоставительный, типологический. Результаты исследования и их обсуждение. В творчестве коми писателей обнаруживаются тенденции к мифологизации, которые в целом были характерны для младописьменных и молодых литератур 1960–1980-х гг. Это было вызвано стремлением монументализировать традиционное мироощущение, подчеркнуть «неправильность» современного развития, свойственным творчеству Ю. Шесталова, В. Санги, А. Кима, Ч. Айтматова. Заключение. Художественная проза второй половины ХХ в. предлагает взглянуть на культурные особенности традиционного мировоззрения коми как на часть истории литературы и обнаружить в использовании мифологических образов, сюжетов и мотивов закономерности, обусловленные эпохой, направлением, индивидуальным стилем писателей.

Еще

Коми национальный характер, мироощущение коми этноса, мифологизация природы, языческая эпоха, традиционное мировоззрение

Короткий адрес: https://sciup.org/147237810

IDR: 147237810   |   DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.03.346-357

Список литературы Культурные особенности традиционного мировоззрения коми: мифопоэтика в художественном сознании Г. А. Юшкова, И. Г. Торопова

  • Андреева В. Г. Образ усадьбы и родной земли в повестях и романах А. И. Эртеля // Новый филологический вестник. 2020. № 1. С. 107–119. DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00009.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Изд. К. Солдатенкова, 1865. Т. 1. 736 с.
  • Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX – начало XX в. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. 393 с. (Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия; т. 45).
  • Бурилова Н. А. В поисках идеала личности: кн. ст. о герое коми прозы. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1987. 143 с.
  • Вейман Р. История литературы и мифология: Очерки по методологии и истории литературы: пер. с нем. М.: Прогресс, 1975. 343 с.
  • Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.
  • Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: (Проблемы семантики). М.: Наука, 1975. 148 с.
  • Гринфельд-Зингурс Т. Я. М. Пришвин и природа. К развитию пейзажа в прозе ХХ века: моногр. СПб.: Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2017. 329 с.
  • Гурленова Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920–1930-х годов. Сыктывкар: СГУ, 1998. 179 с.
  • Динисламова С. С. К вопросу о мифологической проблематике в творчестве Ю. Шесталова // Вестник угроведения. 2017. № 1. С. 46–57.
  • Жаков К. Ф. Языческое миросозерцание зырян // Научное обозрение. 1901. № 3. С. 68–84.
  • Зиявадинова О. С. Мифологическое восприятие мира природы в художественном творчестве Г. А. Юшкова, И. Г. Торопова // Пермистика 15: Диалекты и история пермских языков во взаимодействии с другими языками: сб. ст. Ижевск, 2015. С. 91–97.
  • Иванов И. И. Мифопоэтика в художественном сознании М. Горького // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 2. С. 40–47. DOI: 10.24411/2499-9679-2018-10037.
  • Косинцева Е. В. Образ лебедя в хантыйской литературе // Вестник угроведения. 2016. № 3. С. 37–49.
  • Лисовская Г. К. К. Ф. Жаков и его роман «Сквозь строй жизни» в мифологическом аспекте // Финно-угроведение. 2001. № 2. С. 101–105.
  • Лисовская Г. К. Мифопоэтический символизм творчества К. Ф. Жакова // Вопросы финно-угорской филологии: межвуз. сб. науч. тр.: текстовое учеб. электрон. изд. На компакт-диске. Сыктывкар, 2016. Вып. 7. С. 51–55.
  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа: дополнение к «Диалектике мифа». М.: Мысль, 2001. 559 с. (Философское наследие; т. 130).
  • Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины: Опыт атеист. интерпретации. М.: Наука, 1978. 127 с.
  • Микушев А. К. На таежных просторах. М.: Современник, 1986. 304 с.
  • Микушев А. К. Эпические формы коми фольклора. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. 255 с.
  • Плесовский Ф. В. Свадьба народа коми: Обряды и причитания. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1968. 320 с.
  • Родионов В. Г. Этнос. Культура. Слово. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 551 с. (Памятники словесности).
  • Советская этнография: сб. ст. / отв. ред. С. П. Толстов. Л.: Наука. Ленингр. отдние, 1948. 344 с.
  • Сязи В. Л. Образ медведя в произведениях Р. П. Ругина // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 1. С. 84–92. DOI: 10.30624/2220-4156-2019-9-1-84-92.
  • Сязи В. Л. Образы животных в прозе Е. Д. Айпина // Вестник угроведения. 2016. № 2. С. 65–75.
  • Худенко Е. А. Реки Алтая в отечественной литературе ХХ–ХХI веков: мифопоэтика и символика // Филология и человек. 2018. № 3. С. 103–117.
  • Шарапов В. Э. Ель, сосна и береза в традиционном мировоззрении коми // Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока Европейской части России. Сыктывкар, 1993. С. 126–146. (Тр. Ин-та яз., лит. и истории Коми НЦ УрО РАН; вып. 57).
  • Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; образы и символы; священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. 414 с.
  • Emeny R. Edward Thomas: A life in pictures. London: Enitharmon Press, 2017. 304 p.
Еще
Статья научная