Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления

Бесплатный доступ

Праздник, праздничная культура, современное общество, празднество, массовые спортивно-художественные представления

Короткий адрес: https://sciup.org/142215180

IDR: 142215180

Текст статьи Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления

Актуальность данного исследования подтверждается тем, что на современном этапе заметно возрос интерес к формам и жанрам праздничной деятельности. Являясь неотъемлемым элементом культуры, праздник на всех этапах своего развития был значимым событием и для индивида, и для всего общества в целом. Праздник конструирует образ сообщества конкретного периода, он отражает всю систему эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев человечества, собранных ходом истории. Дальнейшее будущее нашей страны зависит от народа, от его отношения к жизни и уровня культуры, одной из форм проявления которой является праздник.

Методы исследования. Для проведения исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, метод социокультурных наблюдений и др.

Целью написания данной статьи является культурологическое осмысление феномена праздник и выявление основных тенденций развития праздничной культуры в России на современном этапе.

Изложение основного материала статьи. Пристальное внимание к проблемам, связанным с исследованиями в области праздничной культуры, обусловлено тем, что празднество является начальной моделью человеческой культуры. Попытки установить феномен праздника, осознать его важность в обществе предпринимались еще в древние времена такими мыслителями, как Геродот, Платон, Аристотель, Конфуций. В современной науке представлены различные концептуальные подходы к происхождению и определению природы праздника, предложенные как отечественными, так и зарубежными авторами. Выделяют следующие концепции: описательная (И.М. Снегирев), мифологическая (Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев), антропологическая (Д. Фрэзер), социальная (А. Пиотровский), аграрно-про-дуцирующая (В.И. Чичеров, М.М. Бахтин), коммуникативная (А. И. Мазаев), заимствования (А.Н. Веселовский, Е.В.Аничков, В.Ф. Миллер) и др. [15; 5; 2; 16; 12; 19; 3; 9; 6; 1; 11].

Отечественный этнограф И.М. Снегирев впервые в отечественной науке сформулировал не только определение понятий «праздник» и «обряд», но и подчеркнул их принципиальное различие. Рассматривая праздник как явление культуры, он предложил классификацию, которая подразумевает его деление на подвижные и неподвижные (религиозные), сельские и городские, отечественные, заимствованные и исключительные – связанные с особым событием [15].

Русский филолог-словесник Ф.И. Буслаев, собиратель фольклора А.Н. Афанасьев и др. усматривали источники всей праздничной культуры в мифах и верованиях. По их мнению, своеобразие народных празднеств определяется делением года на летний и зимний циклы, а также взглядом человека на природу как на борьбу стихий. Типологизируя празднества, они устанавливали сходства мифологических образов с христианскими именами [2; 5].

В основе концепции этнографов А.Н. Веселовского, Е.В.Аничкова, В.Ф. Миллера и др. лежит выведение русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Обращая свое внимание на общие эстетико-культурные особенности празднеств, они обнаруживают их сходство со славянскими, румынскими, византийскими и античными календарными обрядами [6; 1; 11].

На основании собранного и систематизированного большого фактического материала по первобытной магии, ранним религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов британский ученый-антрополог Д.Д. Фрэзер пришел к выводу, что в центре всех праздничных действ лежит культ божеств умирающей и возрождающейся природы [16]. По его мнению, люди посредством празднично-ритуальных действ старались ускорить жизненно важные для их существования процессы.

Русский филолог и драматург А.И. Пиотровский видел связь праздника с социальной историей и считал праздники сильным катализатором общественной устойчивости, дозволяющим за счет феерической перевернутости торжественного действа снизить напряженность в обществе. Совместно с этим торжество, согласно его позиции, может представлять опасность общественной системе: так как в нем нередко звучит социальный протест, спрятанный за шутку, маску, клоунаду [12].

Советский этнограф и литературовед В.И. Чичеров в своей работе «Зимний период русского земледельческого календаря XVI – XIX вв.», проанализировав русские аграрные праздники, пришел к мнению, что все они берут свое начало с трудовой деятельности людей, «сделавшей из обезьяны человека» [19, с. 236]. Однако следует заметить, что ученый оставил без внимания все остальные виды празднеств, связанные с семейно-бытовой жизнью человека.

Рассмотренные теоретико-методологические концепции философско-культурологической категории «праздник» дают возможность судить о широте проводимых исследований в сфере праздничной культуры. Однако в своей работе мы опираемся на аграр-но-продуцирующую концепцию, предложенную М.М. Бахтиным, согласно которой праздник – не просто художественное воспроизведение или отражение жизни, это и есть сама жизнь, оформленная игровым способом и, как следствие, неразрывно связанная с человеческой культурой [3]. Также в аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание рассуждения о сущности игры немецкого философа Е. Финка, который отмечает: «…по-прежнему в игре принято усматривать прежде всего отдых, расслабление, времяпрепровождение и радостную праздность, благотворную «паузу», прерывающую рабочий день или присущую дню праздничному» [18, с. 357–402]. Таким образом, современному празднику, как элементу зрелищно-развлекательной культуры, присуща игровая направленность, оформленная в виде представления для зрителей, осуществляемого «здесь» и «сейчас». Связано это с тем, что только в данных временных границах индивид и общество в целом, включая фантазию и воображение, «проживает» короткую игровую и отличную от обыденной действительности праздничную жизнь [17].

Сказанное заставляет полагать, что праздничная культура сближается с феноменом театрального представления, особенностью которого является недолгая продолжительность его существования: представление длится до тех пор, пока оно имеет место в репертуаре театра [14]. Следовательно, и праздник живет до того момента, пока он считается значимым событием в жизни людей и закрепляется в праздничном календа- ре, который на сегодняшний день можно рассматривать как народную память.

В результате анализа и обобщения собранных источников мы пришли к выводу, что в настоящее время праздничный календарь молодого российского государства включает в себя более трехсот праздников. В их число входят исторические, государственные, профессиональные и др. В то же время важное значение придается возрождению русских народных праздников, традиций и обрядов. Имеющие в своей основе эстетические ценности, они несут в себе огромный воспитательный потенциал, обеспечивающий связь между поколениями. Ярким тому примером служит вновь возрожденный один из самых главных праздников славянского народа – Масленица. С этой целью ежегодно при поддержке властей в городах и деревнях устраиваются массовые гуляния с проведением игр и поеданием блинов. В этом году (2018) праздник Масленицы в России отмечался 18 февраля.

Также, по нашему мнению, в последнее время активно используется такая форма восстановления и трансляции народных празднеств, как организация этнографических центров, основной задачей которых является воссоздание культуры, быта, традиций и верований. Через тематические праздники и фестивали, экскурсии и мастер-классы присутствующим предоставляется возможности окунуться в прошлое, увидеть и прочувствовать, как жили наши предки.

Вместе с тем большая роль в приобщении к культурному наследию предшествующих поколений принадлежит и государству. Наглядным показателем отношения правительства к проблемам сохранности и развития народной культуры служат такие законодательные и нормативные документы, как:

– Федеральный закон №73 от 25.06.02 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

– Конституция Российской Федерации, гарантирующая свободу творчества, права россиян на участие в культурной жизни страны, доступность культурных ценностей каждому, сохранность исторического и творческого наследия (Гл.2, ст.44, пп.1-3);

– «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1);

– Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (1994 г.) и др.

Кроме того, с целью возрождения и приумножения традиций народного художественного творчества регулярно проводятся смотры, конкурсы и фестивали, среди которых:

– Всероссийский фестиваль-конкурс «Единение культур – единение искусств – единение России»;

– Международный фестиваль-конкурс детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда»;

– Международный фестиваль-конкурс «Хрустальная капель»;

– Международный фестиваль-конкурс народного творчества и ремесел «Краски народов мира»;

– Международный конкурс-фестиваль искусств «Наследие культур»;

– Международный фестиваль-конкурс национальных культур и фольклора «Народные истоки» и др.

Таким образом, можно констатировать, что работа, целью которой является возрождение, трансляция и внедрение исконно русских народных традиций и обрядов, приводит к позитивным изменениям в сфере праздничной культуры повседневности.

В свете исследуемой проблематики особое внимание хотелось бы обратить на то, что сегодня большое значение уделяется организации и проведению таких масштабных мероприятий, как олимпиады, фестивали, показательные выступления, спортивные парады, соревнования и детские спортивные праздники. Несмотря на то, что массовые спортивно-художественные представления являются молодым жанром зрелищного искусства, сложившимся лишь в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века, они имеют в нашей стране большую историю. Кроме международных спортивных праздников в России отмечают: День зимних видов спорта, Лыжня России, День физкультурника, Всероссийский день бега «Кросс нации», Всероссийский день ходьбы, Всероссийский день гимнастики и др. Следует заметить, что массовые спортивно-художественные представления рассматривались и рассматриваются специалистами не только как мощное воспитательнообразовательное и рекреационное средство, влияющее на проявление и развитие творческих возможностей человека, но и как часть спортивного шоу-бизнеса, к которой привлекаются компетентные специалисты самых разных профессий: спортсмены, режиссеры, актеры и другие профессионалы со знаниями и опытом постановок массовых зрелищ и которая является перспективной в сфере пропаганды физической культуры, спорта и туризма.

Помимо этого, в праздничной культуре современного общества наблюдается тенденция глобализации праздников. В первую очередь это связано с социально-политическими и экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране. Эти изменения влекут за собой не только рождение новых эмоций и форм их проявления, что находит свое отражение в возникновении элементов совершенно иной, ранее не существовавшей культуры, но и порождают новые «чужие» праздники (Хэллоуин, День св. Валентина) и новые формы праздничных действ, не имеющие корней в отечественной культуре.

Еще одной чертой современной праздничной культуры является ее коммерциализация, при которой праздник рассматривается как инструмент продвижения брендов, товаров, услуг или идей конкретных фирм. Праздники подобного рода очень разнообразны и имеют различное происхождение, однако в них отсутствует духовная и идеологическая направленность. В качестве примера можно привести праздники распродаж, юбилеи и дни рождения конкретных фирм.

Отличительной особенностью праздничной культуры современности является стремительное развитие event-индустрии по планированию, организации, проведению, анализу мероприятий, церемоний и шоу частного, общественного, государственного и международного характера. Востребованность данного вида услуг вызвана стремлением организаторов сделать праздничный досуг наиболее интересным и соответствующим духу времени.

Заключение. В результате нашего исследования был получен материал, анализ которого позволил заключить, что значение праздника как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. В нем находит свое отражение не только историческая, политическая, духовная жизнь общественно-экономической формации, но и мысли, интересы, желания самых различных ее общественных пластов. Таким образом, в праздничной культуре современного общества наблюдается неподдельный интерес к возрождению русских народных празднеств, традиций и обрядов; уделяется внимание организации и проведению спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; обнаруживается рождение «чужих» праздников и новых форм праздничных действ, не имеющих корней в отечественной культуре; развивается event-индустрия и коммерциализация, при которой празднество рассматривается как эффективный инструмент продвижения брендов, товаров, услуг или идей конкретных фирм. Как модель человеческой культуры, которой присущи: игровая направленность, зрелищность, торжественность действия, театрализованность, масштабность, праздничная культура не только отражает всю систему этических, эстетических и других критериев человеческой культуры, она и есть сама жизнь, оформленная игровым способом.

Список литературы Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления

  • Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян/Е.В. Аничков. -СПб., 1903. -392 с.
  • Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи/А.Н. Афанасьев. -М.: Современник, 1982. -464 с.
  • Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса/М.М. Бахтин. -М.: Худож. лит., 1990. -543 с.
  • Бурменская Д.Б. Праздник как средство самосохранения социальной группы: дис.. канд. философ. наук: 09.00.11/Бурменская Дарима Баировна. -Чита, 2011. -157 с.
  • Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса/Ф.И. Буслаев. -М.,1871 -246 с.
  • Веселовский А.Н. Румынские, славянские и греческие колядки/А.Н. Веселовский. -М., 1883. -221с.
  • Крылова В.Н. Российская праздничная культура: история и современность/В.Н. Крылова//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2016. -№4.-С. 61-65.
  • Лаврикова И.Н. Непраздный интерес к празднику/И.Н. Лаврикова//Среднерусский вестник общественных наук. Научно-образовательное издание. -2011. -№ 1.-С.12-17.
  • Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования/А.И. Мазаев. -М.: Наука, 1978. -392 с.
  • Миллер В.Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал/В.Ф. Миллер. -М., 1884. -180 с.
  • Пиотровский А. История западноевропейского театра/А. Пиотровский, А.А. Гвоздев. -М. -Л., 1931.-696 с.
  • Праздничная культура как способ воспитания и образования: монография/В.П. Курбатов, И.М. Верещагина. -Томск, 2014. -С. 196.
  • Слюсаренко М.А. Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире/М.А. Слюсаренко//Томский государственный педагогический университет. Гуманитарные науки. -2000. -№7 (23). -С. 57-59.
  • Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обычаи и обряды/И.М. Снегирев. -М., 1839. -200 с.
  • Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии/Дж. Фрэзер. -М.: Политиздат, 1983. -703 с.
  • Филатова Е.А. Праздник в современной культуре как ритуализированный перформанс/Е.А. Филатова//Теория и практика общественного развития. -Екатеринбург изд-во ХОРС. -2001. -№3. -С.123-125.
  • Финк Е. Основные феномены человеческого бытия//Проблема человека в западной философии/сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М., 1988. -С. 357-402.
  • Чичеров В.И. Зимний период русского земледельче-ского календаря XVI -XIX вв./В.И. Чичеров. -М., 1970. -236 с.
Еще
Статья