Лебедь и его образ в традиционной культуре хакасов (конец XIX - середина XX века)

Бесплатный доступ

В мировоззрении и обрядности хакасов большое значение придавалось лебедю и его образу. Он входил в категорию культовыгх птиц. Мифо-ритуальные функции этого видного представителя орнитофауны многогранны. Их истоки уходят в глубокую архаику и насчитывают не одно столетие. Вместе с тем следует констатировать тот факт, что в хакасской этнографии образ этого пернатого все еще остается малоизученным. Указанное обстоятельство свидетельствует о новизне представленной работы. В связи с этим, целью данной статьи является характеристика образа лебедя в традиционных представлениях хакасов. Хронологические рамки работы охватывают конец XIX- середину XXв. Выбор таких временных границ обусловлен состоянием базы источников по теме исследования. Основными источниками выступают этнографические, лингвистические и фольклорные материалы, в том числе -отрывки из героических сказаний (алыптыя нымахтар) в авторском переводе на русский язык. Работа основывается на методологическом принципе историзма. Используются историко-этнографические методы - реликта и семантического анализа. В ходе исследования определено, что лебедю и его образу отводилось одно из важных мест в мифоритуальном комплексе хакасов. Выявлено, что орнитохроматическая символика, в частности, белый цвет оперенья послужил основой для наименования лебедя. Показано, что его отдельные зоологические особенности, главным образом характеризующие его как водоплавающую птицу, наряду с соответствующим окрасом послужили причиной причисления к разряду священных птиц. В религиозно-мифологическом сознании этот представитель орнитофауны воспринимался в качестве небесного существа, обладающего огромной мистической силой и несущей в себе благодать. Доказано, что образ лебедя ассоциировался с женским началом и идеей материнства. Выявлена семиотическая связь с небесной богиней Умай. Показана роль этой птицы в дарообменных процессах свадебной обрядности.

Еще

Хакасы, традиционная культура, мировоззрение, лебедь, небесная птица, женское начало, богиня умай, дарообмен, обрядность

Короткий адрес: https://sciup.org/145146482

IDR: 145146482   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0863-0871

Список литературы Лебедь и его образ в традиционной культуре хакасов (конец XIX - середина XX века)

  • Ай Мирген и Алтын Хус // Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Собраны В.В. Радловым. Ч. 2: Поднаречия абаканские (сагайское, койбальское, качинское), кызыльское и чулымское (кюэрик). Журналист, 2018.– С. 262–335.
  • Ай Мирген. Героическое сказание, записанное от П.И. Сулекова (на хак. яз.). – Абакан: Хак. кн. изд-во, 1959. – 135 с.
  • Бадмаев А.А. Традиционные представления бурят о птицах // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2020. – № 2. – С. 106–113.
  • Базарова Д.X. К этимологии некоторых древнетюрксих названий птиц // Советская тюркология. – 1975. – № 4. – С. 11–22.
  • Бекмурзаева Ф.Ш. Национальная ментальность в зеркале происхождения репрезентантов орнитологических концептов в русском языке // Вестн. Северного (Арктического) федер. ун-та. Лингвистика. – 2022. – Т. 22. – № 3. – С. 53–62.
  • Боргояков М.И. Об одном древнейшем мифологическом сюжете, его эволюции и отражении в фольклоре народов Евразии // Вопросы древней истории Южной Сибири. – Абакан, 1984. – С. 135–141.
  • Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. – Абакан: Хакасия, 1999. – 240 с.
  • Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2003. – 260 с.
  • Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского фольклора. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2008. – 376 с.
  • Дашиева Л.Д. Культ лебедя в традиционной культуре бурят // Междунар. научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12 (114). – Ч. 5. – С. 97–100.
  • Древнетюркский словарь / ред. В.М. Наделяев, Д.М. Насилов, Э.Р. Тенишев, А.М. Щербак. – Л.: Наука, 1969. – 677 с.
  • Золотарев А.М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. – Л.: Изд-во ИНС ЦИК СССР, 1934. – 52 с.
  • Ибрагимов К. Некоторые древнетюркские названия птиц и их параллели в современных тюркских языках // Советская тюркология. – 1974. – № 6. – С. 37–47.
  • Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845–1849). – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. – 352 с.
  • Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. – Казань: Типо-Лит-я Импер-го Казанского ун-та, 1897. – 104 с.
  • Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). – СПб., 1907. – Т. 9. – 640 с.
  • Кузнецова А.А., Кулаков П.Е. Минусинские и ачинские инородцы. – Красноярск: Тип. Енис. губ. упр-я, 1898. – 298 с.
  • Лебедь // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 40–41.
  • Мудрое слово. Сборник хакасских народных пословиц и поговорок и загадок / состав. У.Н. Кирбижекова. – Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1976. – 128 с.
  • Овичев. Богатырские поэмы Минусинских татар // Сибирский наблюдатель, 1905. – Кн. 3. – С. 1–9.
  • Попов Н. Поверья и некоторые обычаи качинских татар // Известия Императорского русского географического общества. – СПб., 1884. – Т. 20, вып. 6. – С. 645–659.
  • Потапов Л.П. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения лебедя у хакасов) // СЭ. – 1959. – № 2. – С. 18–30.
  • Потапов Л.П. Умай – божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник-1972. – М.: Наука, 1973. – С. 265–286.
  • Серебряков В. К вопросу о проазиатских элементах у хакасов // Этнограф-исследователь. – 1928. – № 2–3. – С. 28–35.
  • Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика / Э.Р. Тенишев, Г.Ф. Благова, И.Г. Добродомов и др. – М.: Наука, 1997. – 799 с.
  • Степанов А.С. Енисейская губерния. Ч. 1. – СПб: Тип. Конрада Вингебера, 1835. – 280 с.
  • Субракова О.В. Язык хакасского героического эпоса. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. – 164 с.
  • Тасха Матыр. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 1962. – 108 с. (на хак. яз.).
  • Татаринцев Б.И. Этимологический словарь тувинского языка. – Новосибирск: Наука, 2004. – Т. 3. – 440 с.
  • Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1972. – 312 с.
  • Хакасско-русский словарь / отв. ред. О.В. Субракова. – Новосибирск: Наука, 2006. – 1114 с.
  • Хан позырах аттығ Хан Мирген // Хан Мирген. – Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1969. – С. 9–114. (на хак. яз.).
  • Хан-Тонис на темно-сивом коне. Богатырское сказание М.Р. Баинова / отв. ред. М.Р. Баинов. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2007. – 384 с.
  • Хызыл Тÿлгÿ (алыптығ нымах) // Алыптығ нымахтар (Богатырские сказания на хак. яз.). – Абакан: Хак. обл. кн. изд-во, 1951. – С. 101–156.
  • Чебодаева Л.И. Названия водоплавающих и около-водных птиц в хакасском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12, вып. 10. – С. 179–183.
  • Шерстова Л.И. Легенды о Шуну у народов Южной Сибири (Мифы и реальность в традиционных сюжетах) // Вопросы древней истории Южной Сибири. – Абакан, 1984. – С. 141–147.
Еще
Статья научная