Легенда о происхождении тибетцев и правила нравственного поведения, изложенные в сочинении "Мани-камбум"
Автор: Музраева Д.Н.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии
Статья в выпуске: 2 (69), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается сочинение «Мани-камбум» - один из текстов, посвященных культу бодхисаттвы Авалокитешвары, который в буддизме махаяны олицетворяет собой безграничное сострадание. Образ Авалоки-тешвары оказал огромное воздействие на духовную жизнь и культуру ряда стран Востока. В Китае он известен как Гуань-инь, в Японии - как Каннон, тибетцы зовут его Ченрези (от тиб. spyan ras gzigs), в текстах на монгольских языках он именуется как Арьябала и Хоншим бодисад. Этот образ особо почитается российскими народами, традиционно исповедующими буддизм (калмыками, бурятами и тувинцами). «Мани-камбум» состоит из трех частей, первая из которых включает тридцать шесть рассказов, содержащих жизнеописания и легендарные повествования о деяниях Авалоки-тешвары, принимающего различные образы и проявления. Цель статьи -на материале ойратского перевода этого тибетского памятника рассмотреть особенности изложения основных положений буддийского учения, адресованные обитателям Страны снегов (т.е. Тибета); помимо этого, проследить истоки легенды о происхождении тибетцев. Необходимость обращения в веру прародителей тибетцев побудила бодхисаттву Авалокитешвару чудесным образом сотворить юношу с прекрасной внешностью, который познакомил обитателей Тибета с основными положениями буддийского учения, касающимися нравственного поведения (воздержание от Десяти грехов, совершение Десяти добродетелей, учение о шести парамитах). Эти примеры представляют собой не только теорию, но и практическое руководство относительно того, какой образ жизни следует вести.
«мани-камбум», бодхисаттва авалокитешвара, легенда о происхождении тибетцев, десять грехов, десять добродетелей, шесть парамит
Короткий адрес: https://sciup.org/149146235
IDR: 149146235 | DOI: 10.54770/20729316-2024-2-350
Список литературы Легенда о происхождении тибетцев и правила нравственного поведения, изложенные в сочинении "Мани-камбум"
- MKO - Mani-kambum. Часть 1. Рукопись на ойратском языке. Научная библиотека Восточного факультета СПбГУ. Шифр Calm D 22. 86 л.
- Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. 448 с.
- Буддизм. Каноны. История. Искусство: научное издание / отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006. 600 с.
- Буддизм: словарь // под ред. Н.Л. Жуковской. М.: Республика, 1992. 287 с.
- Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М.: Восточная литература, 1962. 427 с.
- Дылыкова В.С. Тибетская литература: краткий очерк. М.: Наука, ГРВЛ, 1986. 239 с.
- Кантор Е.А. «Мани-кабум» в Тибете и Монголии // Mongolica-XI. СПб.: Петербургское востоковедение, 2013. С. 45-51.
- Лауфер Б. Очерк монгольской литературы / пер. В.А. Казакевича, под ред. и с предисл. Б.Я. Владимирцова. Л.: Ленинградский Восточный институт, 1927. 95 с.
- Молодцова Е.Н. Тибет: сияние пустоты. М.: Алетейа, 2001. 344 с.
- Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара. История формирования и развития махаянского культа. СПб.: Евразия, 2012. 496 с.
- Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 304 с.
- Encyclopedia of Buddhism / ed. by R.E. Buswell. Vol. I. New York, Macmillan Reference, 2004. 997 p.