Легенда о вечном жиде в контексте литературной личности Ф.М. Гримма

Автор: Сасова Елена Александровна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 1 (48), 2019 года.

Бесплатный доступ

Переписка Ф.М. Гримма (1723-1807) с Н.П. и С.П. Румянцевыми - малоизученный материал, дающий широкое представление о жизни этого деятеля XVIII в. и освещающий многие вопросы, которые не затрагивают «Литературная корреспонденция» и его переписка с Екатериной II. Одной из таких тем является космополитизм Гримма, за которым прочно закрепилась репутация «идеального космополита» эпохи Просвещения. Однако его письма Румянцевым свидетельствуют о сложной рефлексии на тему его национальной принадлежности. Ощущение эфемерности его положения, отсутствия своего места приводит Гримма к тревожным выводам, и особенно ярко он выражает это в образе Вечного жида. В статье изучается вопрос о том, какие какие народные и литературные традиции повлияли на его восприятие сюжета и каким образом, через призму этого мифа, автор выражает собственные тревоги. Фундаментом представления Гримма о Вечном жиде стала немецкоязычная легенда об Агасфере, широко распространенная в протестантских кругах с начала XVII в. Гримм перенимает многие присущие ей элементы: жалобы на вечную жизнь и тяготы странствий, жажда покоя, мечты о скором конце. Одновременно с этим под влиянием сентименталистских тенденций он переосмысляет миф о Вечном жиде как трагедию одинокого, бессильного перед судьбой человека, сосредотачивается на частном, вызывающем сострадание, и лишает легенду ее грандиозного космического смысла. Гримм создает амальгаму из элементов разных эпох и вариантов сюжета, что позволяет судить об эволюции образа в XVIII в., в переходный период от народной легенды об Агасфере к трагической фигуре романтической эпохи.

Еще

Ф.м. гримм, румянцев, вечный жид, эпистолярный жанр, сентиментализм

Короткий адрес: https://sciup.org/149127133

IDR: 149127133   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00020

Список литературы Легенда о вечном жиде в контексте литературной личности Ф.М. Гримма

  • Бахтин М.М. Проблема сентиментализма // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. М., 1997. С. 304-305.
  • Вацуро В.Э. Готический роман в России. М., 2002.
  • Веселовский А.Н. Легенды о Вечном жиде и об императоре Траяне // Журнал Министерства народного просвещения. 1880. № CCX. С. 87-97.
  • Гримм, бар. Фридрих Мельхиор. Письма к Румянцеву, гр. Николаю Петровичу // НИОР РГБ. Ф. 255 (Румянцевы). Картон 7. Д. 27-37.
  • Гримм, бар. Фридрих Мельхиор. Письма к Румянцеву, гр. Сергею Петровичу // НИОР РГБ. Ф. 255 (Румянцевы). Картон 7. Д. 38-42.
  • Жирмунский В.М. Байрон // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. С. 188-244.
  • Наумова Е.Е. Легенда об Агасфере и особенности интерпретации образа в немецкоязычной литературе XVIII-XIX веков // Филологические науки в МГИМО. 2017. № 4. С. 1-11.
  • Пахсарьян Н.Т. Сентиментализм: попытка определения // Литература в диалоге культур - 3. Ростов-на-Дону, 2006. С. 201-208.
  • Репина Ю.О. Еврейский путешественник как культурно-исторический феномен в Средние века // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. № 12. Вып. 3. С. 230-236.
  • Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 255-270.
  • Badinter E. Emilie, Emilie: l’ambition féminine au XVIII siècle. Paris, 1983.
  • Cohen R.I. The Wandering Jew from Medieval Legend to Modern Metaphor // The Art of Being Jewish in Modern Times. Philadelphia, 2008. P. 147-175.
  • Galiani F., d’Epinay L. Correspondance. Vol. V. Paris, 1997.
  • Grimm F.M. Mémoire historique sur l’origine et les suites de mon attachement pour l’Impératrice Catherine II, jusqu’au décès de S. M. I. // Сборник Русского исторического общества. 1868. № 2. С. 324-393.
  • Hasan-Rokem G. L'image du Juif errant dans la construction de l'identité européenne // Le Juif errant. Un témoin du temps, catalogue de l'exposition. Paris, 2001. P. 45-54.
  • Karp S. Introduction générale // Catherine II de Russie, Friedrich Melchior Grimm. Une correspondance privée, artistique et politique au siècle des Lumières. Ferney-Voltaire, 2016. P. xiii-xliv.
  • Knecht E. Le mythe du Juif errant. Esquisse de bibliographie raisonnée (1600-1844) // Romantisme. 1974. № 8. P. 103-116.
  • Knecht E. Le Juif errant. Éléments d’un mythe populaire // Romantisme. 1975. № 9. P. 84-96.
  • Maingueneau D. Scénographie épistolaire et débat public // La lettre entre réel et fiction. Paris, 1998. P. 55-73.
  • Milin G. Le Cordonnier de Jérusalem. La Véritable histoire du Juif errant. Rennes, 1997.
  • Pinault-Sørensen M. Grimm, amateur d'art, critique et courtier // La culture française et les archives russes. Une image de l'Europe au XVIII siècle. Ferney-Voltaire, 2004. P. 99-132.
  • Paris G. Le Juif errant // Encyclopédie des sciences religieuses. Vol. 7. Paris, 1880. P. 498-514.
  • Rouart M.-F. Le Juif errant // Le Dictionnaire des mythes littéraires. Monaco, 1988. P. 889-900.
  • Schlobach J. Grandeur et misère d'un médiateur culturel: Friedrich Melchior Grimm, russe, français et allemand // La Culture française et les archives russes. Une image de l'Europe au XVIII siècle. Ferney-Voltaire, 2004. P. 37-53.
  • Stroev A. Les aventuriers des Lumières. Paris, 1997.
Еще
Статья научная