Леонард Эйлер о музыке: философско-эстетические аспекты теоретического исследования

Автор: Горбунова И.Б., Заливадный М.С.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 2, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются философско-эстетические аспекты музыкально-теоретических воззрений Леонарда Эйлера (1707-1783), швейцарского ученого, длительное время работавшего в России. Несмотря на исторически объяснимую ограниченность, эти воззрения имеют большую эвристическую значимость, что придает им актуальность вплоть до настоящего времени. В статье выявляются свойственные работам Эйлера подходы к проблеме музыкального содержания, указывается на приближение Эйлера к понятию информации в музыке, анализируется вклад ученого в дискуссию по вопросам светомузыкального синтеза, отмечается перспективное значение связи между звуковысотной и ритмической организацией музыки.

Еще

Леонард эйлер, музыкальная эстетика, теория музыкального содержания, теория информации, светомузыкальный синтез

Короткий адрес: https://sciup.org/14940856

IDR: 14940856

Список литературы Леонард Эйлер о музыке: философско-эстетические аспекты теоретического исследования

  • Euler L. Tentamen novae theoriae musicae ex certissimis harmoniae principiis delucide expositae. Petropoli, 1739. 263 p.
  • Euler L. Dissertatio physica de sono. Basileae, 1727. 105 p.
  • Euler L. Nova theoria lucis ac colorum//Leonhardi Euleri opuscula. Varii argumenti. Berolini, 1746. P. 169-244.
  • Euler L. Conjectura physica circa propagationem soni ac luminis. Berolini, 1750. 167 p.
  • Euler L. Conjecture sur la raison de quelques dissonances généralement reçues dans la musique//Mémoires de l’Académie des Sciences de Berlin. 20 (1764). Berlin, 1766. P. 165-173.
  • Euler L. Du véritable caractère de la musique moderne//Ibid. P. 174-179.
  • Euler L. De harmoniae veris principiis per speculum musicum representatis//Novi commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae. 18 (1773). Petropoli, 1774. P. 330-353.
  • Эйлер Л. Письма к немецкой принцессе о разных физических и философских материях (1768). СПб., 2002. 720 c.
  • Шевалье Л. История учений о гармонии. М., 1931. 223 c.
  • Герцман Е.В. Леонард Эйлер и история одной музыкально-математической идеи//Развитие идей Леонарда Эйлера и современная наука. М., 1988. С. 321-332.
  • Оссовский А.В. Музыкально-эстетические воззрения, наука о музыке и музыкальная критика в России в XVIII в.//Оссовский А.В. Избранные статьи, воспоминания. Л., 1961. С. 19-106.
  • Церлюк-Аскадская С.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера в свете учения о звуковысотной организации: автореф. дис.. канд. искусствоведения. Киев, 1987. 18 с.
  • Церлюк-Аскадская С.С. Музыкально-теоретические рукописи Леонарда Эйлера и становление его концепции теории музыки//Развитие идей Леонарда Эйлера и современная наука. М., 1988. С. 333-344.
  • Euler L. Tentamen novae theoriae musicae..
  • Зарипов Р.Х. Творчество в алгоритмических рамках//Сюита для персонального компьютера с оркестром. М., 1989. С. 3-25.
  • Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. 351 с.
  • Урсул А.Д. Информация. М., 1971. 294 с.
  • Управление, информация, интеллект. М., 1976. 383 с.
  • Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера (1920). М., 1975. 545 с.
  • Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. V. 1. Mainz: B. Schott’s Söhne. 1940. 260 S.
  • Оголевец А.С. Введение в современное музыкальное мышление. М.; Л., 1946. 482 с.
  • Xenakis I. Musiques formelles//La Revue musicale. Paris, 1963. № 253/254. 232 p.
  • Euler L. Tentamen novae theoriae musicae..
  • Церлюк-Аскадская С.С. Музыкально-теоретические воззрения..
  • Euler L. Tentamen novae theoriae musicae..
  • Церлюк-Аскадская С.С. Музыкально-теоретические рукописи..
  • Церлюк-Аскадская С.С. Леонард Эйлер как теоретик музыки (суждения и оценки)//Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. Сериальные издания. XVIII век. Вып. 16. С. 219-233.
  • Оссовский А.В. Указ. соч. С. 24.
  • Эйлер Л. Письма к немецкой принцессе.. С. 71-72.
  • Леви-Стросс К. Мифологичные. I. Увертюра. Ч. 2//Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С. 25-49.
  • Галеев Б.М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976. 272 c.
  • Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2003. 240 с.
  • Эйлер Л. Письма к немецкой принцессе.. С. 72.
  • Euler L. Tentamen novae theoriae musicae..
  • Messiaen O. Traité de rythme, de couleur et d’ornithologie (1949-1992). V. 1. Paris, 1994. 376 p
  • Bielawski L. Strefowa teoria czasu i jej znaczenie dla antropologii muzycznej. Krakow, 1976. 228 c
  • Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. СПб., 2012. 160 с.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учеб. пособие. СПб., 2012. 175 с.
  • Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий//Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 16-24.
  • Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. СПб., 2014. 125 с.
  • Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии//Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 213-218.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов//Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 272-276.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа//Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: тр. междунар. науч.-теорет. конф. СПб., 2014. С. 81-83.
  • Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании//Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 213-218.
  • Горбунова И.Б. “Эстетика: информационный подход” Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы//Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. C. 86-90.
  • Эйлер Л. Опыт новой теории музыки, ясно изложенной в соответствии с непреложными принципами гармонии. СПб., 2007. 273 c.
  • Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании//Современное музыкальное образование -2011: материалы междунар. науч.-практ. конф./под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 30-34.
  • Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. СПб., 2012. 220 с.
  • Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании//Региональная информатика -2014: материалы конф. (Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014 г.). СПб., 2014. С. 320-322.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы//Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2012. Т. 2, № 4. С. 164-172.
Еще
Статья научная