Леонид Андреев и Анри Бергсон: смех как мысль о соглашении

Бесплатный доступ

К настоящему времени специфика смехового в художественном мире Леонида Андреева осмыслена не в полной мере. В статье предпринята попытка охарактеризовать природу возникновения смеха, осмыслить ролевую модель участников смеховой ситуации. В основе исследования лежит типологическое соположение идей Анри Бергсона о смехе и произведения Леонида Андреева «Он. Рассказ неизвестного». Работа французского философа раскрывает понимание природы смеха на рубеже веков, учитывая контекст эпохи и резюмируя опыты существующих на тот момент представлений о комическом. В статье предлагается интерпретация рассказа Леонида Андреева, в частности, его понимание смехового, иллюстрирующее тезис А. Бергсона о смехе как мысли о соглашении, где смех выступает не как реакция на комическое, а как способ моделирования собственной картины мира и встраивания в другую систему мира. Автор последовательно рассматривает ситуации, где слышится смех, описывает поведение персонажей. Одним из выводов, к которым приходит автор, является мысль о том, что смех становится признаком квазикультурности определенного социального круга, в котором формула «весело и культурно» воспринимается как концепция жизни. Смех, по мнению А. Бергсона, требующий доли равнодушия, становится единственно верной реакцией в доме Нордена и вытесняет право на другие эмоции. Одновременно с этим, смех играет объединяющую роль: все члены семьи вынуждены смеяться. Однако вынужденный, алогичный смех подменяет истинное понимание жизни ее ритуальной стороной. Любой намек на механизацию, инерцию жизни, согласно философии Бергсона, содержит в себе комизм в скрытом состоянии. Смех в рассказе также маркирует пространство «свой - чужой», и становится способом «общественной выучки», подчиняясь которой герой-рассказчик не только теряет идентичность, но и становится близок к сумасшествию. Таким образом, работа Анри Бергсона «Смех» в приложении к творчеству Леонида Андреева проясняет природу возникновения смеха в творчестве русского писателя.

Еще

Леонид андреев, анри бергсон, смех, комическое, квазикультурность, рубеж xix - xx вв., инерция жизни, антимир

Короткий адрес: https://sciup.org/149146242

IDR: 149146242   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-2-82

Список литературы Леонид Андреев и Анри Бергсон: смех как мысль о соглашении

  • Андреев Л.Н. Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе. М.: Альфа-книга, 2021. 1243 с.
  • Б.п. Le rire. Essai sur la signification du comique. Henri Berson. Paris, 1900 // Русская мысль. 1900. Книга XI. Ноябрь. С. 420-422.
  • Б.п. Бергсон. смех в жизни и на сцене. Перевод с французского. СПБ. 1901 // Русское богатство. 1901. № 5. С. 94-95.
  • Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. СПб.: Издание М.И. Семенова, 1914. 206 с.
  • Блауберг И.И. Анри Бергсон. М.: Прогресс - Традиция, 2003. 670 с.
  • Карасев Л.В. Философия смеха. М.: РГГУ, 1996. 221 с.
  • Компанеец В.В., Степаненко К.А. «Смеховые миры» Фридриха Ницше и Ве-лимира Хлебникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2009. № 8. С. 157-161.
  • Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева. Харьков: Харьковский национальный университет имени B.Н. Каразина, 2005. 287 с.
  • Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века. Проблемы поэтики, сюжета и жанра. М.: Intrada, 2007. 255 с.
  • Тамарченко Н.Д. Смех // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. C. 237-238.
  • Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004. 512 с.
Еще
Статья научная