Леонид Бородин: к проблеме творческой индивидуальности
Автор: Цветова Наталья Сергеевна
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Литературоведение. Современный неотрадиционализм: идеология и поэтика
Статья в выпуске: 3 (11), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье на фоне споров об исторической судьбе, культуре и литературе Сибири второй половины ХХ века рассматривается повесть Л.И. Бородина «Третья правда», в которой с наибольшей очевидностью отразилась творческая индивидуальность Л. Бородина. Автор предпринимает попытку целостного прочтения «Третьей правды» с привлечением актуальных методик мифо-поэтического анализа. Внимание сосредоточено на смысле названия, на ключевых художественных концептах и персонажном ряду Рябинин - Селиванов - Оболенские. Подробно исследуется поэтика имени ключевых персонажей, художественное пространство, которое им принадлежит. Базовым назван онтологически важный для писателей-сибиряков художественный концепт тайга, позволяющий транслировать характерное отношение к природе. В ассоциативном поле концепта выявляются слова, обладающие аксиологической семантикой. Автор приходит к следующим выводам: Л. Бородину удалось зафиксировать во взаимоотношениях ключевых персонажей приближающееся завершение героического этапа национальной истории; удалось показать в судьбе Селиванова отражение трагизма новой, «городской» реальности, подавляющей национально-исторические инстинкты, деформирующей аксиологические основы бытия; эстетическая реальность, созданная в этой повести, отвечает представлению о традиционных художественных системах, отличается таким масштабом и характером предложенных обобщений, которые позволяют понять и оценить современный цивилизационный выбор.
Сибирский текст, правда, богатырь, герой-трикстер, рябина, береза, тайга, тропа, цивилизационный выбор
Короткий адрес: https://sciup.org/144162013
IDR: 144162013 | DOI: 10.25146/2587-7844-2020-11-3-50
Список литературы Леонид Бородин: к проблеме творческой индивидуальности
- Бородин Л. Без выбора. Автобиографическое повествование. М.: Молодая гвардия, 2003.
- Бородин Л. Третья правда // Бородин Л.И. Повесть странного времени: повести. М.: Современник, 1990. С. 63-195.
- Агапкина Т.А. Рябина // Славянские древности: в 5 т. М.: МО, 2009. Т. 4. С. 514-519.
- Агеев А. Моралист перед сфинксом // Октябрь. 1991. № 6. С. 201-204.
- Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? URL:https://www.litmir.me/ br/?b=50674&p=1 (дата обращения: 31.06.2020).
- Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991 (1871).
- Елепова М.Ю. «Чистая книга» Федора Абрамова: к философии романа «Творчество Федора Абрамова в контексте эпохи». Архангельск: Изд-во САФУ, 2020. С. 15-25.
- Казанцева И.А. Проза Л. Бородина: философский аспект: учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во К.-на-Амуре педагогического университета, 1999.
- Ковтун Н.В. Богоборцы, фантазеры и трикстеры в поздних рассказах В.М. Шукшина // Литературная учеба. 2011. № 1. С. 132-154.
- Красовская Н.В. Художественный концепт: методы и приемы исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер.: Филология. Журналистика. Вып. 4. С. 2-24.
- Миллер Л.В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира. На материале русской литературы: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2004.
- Плеханова И.И. Константы переходного времени. Литературный процесс рубежа ХХ-ХХ1 веков. Иркутск: Изд-во ИРГУ, 2010.
- Плеханова И.И. Принципы художественной игры Петрушевской. М.: Флинта, 2019.
- Русская мифология. Энциклопедия / сост. Е. Мадлевская. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006.
- Сибирская идентичность в зеркале литературного текста. Тропы, топосы, жанровые формы Х1Х-ХХ1 в. / отв. ред. Н.В. Ковтун. М.: Флина-Наука, 2015.
- Серафимова В.Д. Поэтика прозы Л.И. Бородина: диалог с культурным пространством. М.: ИНФА-М, 2018.
- Словарь современного русского языка / авт. проекта и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2006. 960 с.
- Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжков А.Г. Словарь русских личных имен. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Топоров В.Н. Мифология. М.: Языки славянской культуры, 2014. Т. 2. 536 с.
- Федотов Г. Судьба и грехи России (Философско-историческая публицистика). М.: София, 1992. Т. 2.
- Цветова Н.С. «Абрамов был впереди своего времени...» // Творчество Федора Абрмова в контексте эпохи. Архангельск: САФУ, 2020. С. 73-81.
- Цветова Н.С. Русская традиционная проза второй половины ХХ века как историко-литературный феномен // Вестник Воронежского университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2018. № 2. С. 66-71.
- Целовальников А.Н. Бородин Л. // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Словарь. СПб.: Олма-Пресс Инвест, 2005. Т. 1.
- Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.
- Энциклопедия православной святости: в 2 т. М.: Лик пресс, 1997. Т. 2.