Лесная растительность северо-западной части Малого Кавказа
Автор: Бабакишиева Тарана
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Биологические науки
Статья в выпуске: 11 т.6, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены жизненные формы, спектр размеров листа, этноботаника и описание флористических особенностей растений, распространенных в северо-западных лесах Малого Кавказа. Исследования проводились с использованием общепринятых методов в 2018-2020 годах на территории лесов Дашкесанского и Гейгельского районов Азербайджанской Республики, изучено биологическое разнообразие и проведены интервью с населением. Представлена информация о различных жизненных формах местных растений и спектрах размеров их листьев. Выявлено 125 видов растений, относящихся к 40 семействам, из которых преобладающими являются семейство Rosaceae (48 видов) и Poaceae (20 видов). Исследования показали, что некоторые растения используются для изготовления лекарств, продуктов питания, кормов, топлива, мебели и в сооружении жилых построек. По этой причине леса используются комплексно, а растительность быстро сокращается из-за обезлесения. Данные для защиты богатой растительности в районе исследований были взяты из первоисточников. В наземной флоре преобладают мегафанерофиты, за ними следуют терофиты. В местных лесах реже встречаются гемикриптофиты, нанофанерофиты и геофиты. Растительный покров формируется в зависимости от наличия деревьев. В спектрах размеров листьев доминируют микрофиллы и мегафиллы.
Флора, лес, микрофиллы, мегафиллы, мегафанерофиты, терофиты
Короткий адрес: https://sciup.org/14117705
IDR: 14117705 | DOI: 10.33619/2414-2948/60/07
Текст научной статьи Лесная растительность северо-западной части Малого Кавказа
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
Гейгельский и Дашкесанский районы — входят в число красивейших уголков Малого Кавказа. Живописный Хошбулагский лес Дашкесана и вулканические леса Гейгеля со всех сторон окружены высокими горами, открывают для посетителей захватывающие дух удивительные природные пейзажи, а пресная вода поступает со склонов гор. Деревья, образуют густые заросли, придавая дополнительное очарование всему ландшафту. Многочисленные курганы, обнаруженные в ходе археологических раскопок данной местности на высоте 2000 м над уровнем моря, позволяют предположить, что эти районы издревле использовались местными жителями в качестве пастбищ. К тому же Дашкесанский район богат месторождениями полезных ископаемых, что всегда представляло большой интерес для населения. Эксплуатация недр продолжается и сегодня. Здесь же размещены пастбища, которые также богаты целебными растениями.
Территория Гейгельского и Дашкесанского районов отличается своеобразным почвенно-растительным покровом и фауной. Так как территория Гейгельского района окружена горами, это придает региону особую красоту. Густые леса, тянущиеся вдоль дорог имеют особое значение для здоровья населения. Озера и реки, такие как Ахсу, Гошгар, Гянджа, Шемкир и Баллы, богаты форелью. В этом районе много лекарственных растений, имеющих особое значение для здоровья человека, среди них: тимьян (чабрец), алтей, тысячелистник, ромашка, девясил, нигелла (чернушка), мята, мать-и-мачеха, бессмертник, горец (гречишник), нарцисс, марь, крапива, калужница, звездчатка, головчатка, горная фиалка, лютик и др., все они ежегодно собираются местным населением [1].
Территория горная или полугорная. Центральные полугорные и сельскохозяйственные участки окружены горами и простираются на высоте 1000 м и выше. Горы имеют крутые и умеренные склоны.
Климат разнообразен. Самые жаркие месяцы в году со средней температурой 30,18 °C и 27,18 °C — июнь и июль. Самая высокая температура, зафиксированная в июне и июле, составляет 32 °C градуса. Самые холодные месяцы года — декабрь и январь, температура — 6,34 °C и 5,22 °C.
В октябре и ноябре количество осадков относительно невелико. Град обычно выпадает лишь в феврале и марте. Влажность остается высокой в сезон дождей и зимой, и в утренние часы выше, чем в вечернее время. Самое высокое значение влажности было зафиксировано в утренние часы в августе — 83,4. Самая низкая влажность была зафиксирована в вечернее время в мае месяце.
Лесные экосистемы всегда изучались, находясь в центре внимания [2]. Большинство лесных экосистем флоры Азербайджана входят в состав заповедников и национальных парков. Несмотря на то, что флора территории неоднократно изучалась, в отдельности только лесные экосистемы не изучались [1]. В некоторых местностях встречаются лесные насаждения. Целью нашего исследования явилось изучение флористического состава лесов Гейгельского и Дашкесанского районов Малого Кавказа.
Материал и методы исследования
Исследования проводились в 2018–2020 гг. на территории лесов Дашкесанского и Гейгельского районов Азербайджанской Республики, входящих в Малый Кавказ, изучались биологические ресурсы. Были отмечены их местные наименования и используемые части. Отдельные интервьюирования были проведены с общинами в разных деревнях, чтобы отметить локальные наименования растений. Координаты высотных точек сбора проб определялись с помощью GPS.
Собранные образцы были высушены и переданы в гербарный фонд Азербайджанского государственного аграрного университета в г. Гянджа. При определении растений использовалась «Флора Азербайджана» и последние новейшие номенклатуры [3–7].
Один из основных признаков, по которой растения различают, — это их жизненные формы. Жизненный цикл растений, произрастающих на разных территориях остается неизменным. Датский ботаник Раункиер [8] создал классификацию жизненных форм растений, основанную на принципах адаптации наземных органов к зимовке, расположению и возобновлению побегов растений в неблагоприятных условиях относительно поверхности почвы. Побеги фанерофитов всегда располагаются очень высоко над поверхностью земли в любое время года вне зависимости от погоды. Эти типы растений имеют разные характеристики и делятся на полутипы по ряду показателей, таких как размер (мега-, мезо-, микро- и нанофанерофиты), типы почек (закрытые, голые) и по типу опадения листьев (вечнозеленые, листопадные) и т. д.
-
I. Фанерофиты делятся на мегафанерофиты, мезофанерофиты, микрофанерофиты и нанофанерофиты.
-
II. К гаметофитам относятся полукустарники, небольшие кустарники и подушечные растения.
-
III. Гемикриптофиты: жизненно важные части вегетативных органов, то есть побеги, расположены на корневой системе, которая также защищена в течение вегетационного периода почвой и опадающими на нее засохшими листьями.
-
IV. Геофиты: многолетние растения, погруженные в землю в виде луковиц или клубней, и этим защищенные от замерзания и высыхания.
-
V. Терофиты развиваются при благоприятных условиях, дают семена, в виде которых переносят зимовку. К этой группе относятся зимующие однодольные растения, которые начинают развиваться осенью, перезимовывают в вегетативном состоянии и завершают свой жизненный цикл посевом семян весной или летом следующего года.
Другие специализированные формы жизни, которые не классифицируются по репродуктивным органам, включают суккуленты, галофиты, эпифиты и т. д.
Независимо от жизненного цикла растений размер их листьев может варьировать в зависимости от окружающей среды. Отдельное изучение спектра размеров листьев приводит к интересным результатам. По данным H. J. Oosting [9], размер листа определяет физиологию растительных сообществ. Спектры листьев показывают отношение растений к ареалу, в пределах которого они распространены. Между отдельными растительными сообществами наблюдается постоянное изменение размера и текстуры листьев, и эти характеристики листьев также различаются в зависимости от различных климатических условий. По этой причине форма и размер листьев являются важными физиогномическими характеристиками.
Классы листьев определяли по диаграмме Раункиера (4 основных класса). Нижний предел класса измерения составляет 25 мм2, и каждый класс в 9 раз больше, чем предыдущий класс.
Гамеофиты больше всего чувствительны к огню. Реакция гемикриптофитов различна, также было установлено, что геофиты лучше всего переносят ожоги.
Размеры листьев определяли по следующей системе (Таблица 1).
Таблица 1.
КЛАССЫ РАЗМЕРОВ ЛИСТЬЕВ
1 |
лептофиллы |
L |
менее 25 мм2 |
2 |
нанофиллы |
N |
между 25×9 мм2 |
3 |
микрофиллы |
Mi |
между 25×9×9 мм2 и 25×9 мм2 |
4 |
мегафиллы |
M |
более 25×9×9 мм2 |
Написание латинских названий родов и видов приведено в соответствие с электронной базой данных GBIF Backbone Taxonomy [12].
Результаты
Флористические исследования проведены на растениях 46 семейств, в том числе семейство Rosaceae Juss., 1789 — Розоцветные с 37 видами на первом месте ( Cotoneaster Medik., 3 вида: C. integerrimus Medik., C. multiflorus Bunge и C. saxatilis Pojark.; Pyrus caucasica Fedorov = Pyrus communis subsp. caucasica (Fed.) Browicz, P. communis L.; Malus orientalis A. N. Uglitzk. = Malus sylvestris subsp. orientalis (A. Uglitzkich) Browicz, M. domestica Borkh. = M. pumila Mill.; Sorbus L., 3 вида: S. aucuparia L. (включая S. aucuparia subsp. aucuparia = S. boissieri Schneid.), S. subfusca (Ledeb.) Boiss., S. caucasica Zinserling = S. armeniaca Hedl.; Mespilus germanica L., Crataegus pentagyna Waldst. & Kit. ex Willd., C. eriantha Pojark. = C. meyeri Pojark., C. curvisepala Lindm. = C. rhipidophylla Gand.; Rubus L., 6 видов: R. saxatilis L., R. buschii (Rozanova) Grossh., R. candicans Weihe = R. silesiacus Weihe, R. caucasicus Focke, R. hirtus Waldst. & Kit. и R. caesius L.; Rosa L., 12 видов: R. canina L., R. corymbifera Borkh., R. villosa L. = R. pomifera J. Herrmann, R. prilipkoana Sosn., R. komarovii Sosn., R. floribunda Steven ex M. Bieb., R. pulverulenta M. Bieb. = R. azerbajdzhanica Novopokr. & Rzazade = R. nisami Sosn. = R. sachokiana Jarosch., R. marschalliana Sosn., R. zangezura P. Jarosch., R. cuspidata Bieb. = R. tomentosa Sm., R. iberica Steven, R. pimpinellifolia L. = R. spinosissima L.; Prunus spinosa L., P. divaricata Ledeb. = P. cerasifera Ehrh., P. domestica L., Amygdalus fenzliana (Fritsch) Lipsky = Prunus fenzliana Fritsch, Cerasus avium (L.) Moench = Prunus avium (L.) L.).
На втором месте семейство Злаковых — Poaceae Barnhart = Gramineae Juss. с 20 видами
( Bothriochloa ischaemum (L.) Keng = Andropogon ischaemum L., Phalaris arundinacea L. = Phalaroides arundinacea (L.) Rauschert = Digraphis arundinacea (L.) Trin., Anthoxanthum odoratum L., Stipa pulcherrima K. Koch, Achnatherum bromoides (L.) P. Beauv. = Lasiagrostis bromoides (L.) Nevski & Roshev., Milium effusum L., Phleum pratense L., Alopecurus glacialis K. Koch, Avena persica Steud. = A. sterilis subsp. ludoviciana (Durieu) M. Gillet & Magne, Eragrostis collina Trin. = E. arundinacea (L.) Roshev., Melica taurica K. Koch = M. ciliata L., Dactylis glomerata L., Poa bulbosa L., P. alpina L., Glyceria notata Chevall., Festuca chalcophaea V. I. Krecz. & Bobr., F. drymeja Mert. & Koch, Bromus japonicus Thunb. = Bromus japonicus subsp. japonicus Houtt., Elymus repens subsp. elongatiformis (Drobow) Melderis = Elytrigia elongatiformis (Drobow) Nevski = Agropyron elongatiforme Drobow, Hordeum murinum L.). Далее Apiaceae с 8 видами, Liliaceae и Malvaceae, каждое по 7 видов, с 4 видами в каждом из семейств Amaranthaceae, Asteraceae, Brassicaceae, Euphorbiaceae. По 3 вида Acanthaceae, Anacardiaceae, Boraginaceae, Fabaceae, Lamiaceae, Cucurbitaceae, Moraceae, Solanaceae, Myrtaceae, Rhamnaceae и Rutaceae. Остальные 26 семейств представлены по 1 виду в каждом, но по полезности они более ценны.
Основные растения лесов: Betulaceae Gray — семейство Березовые ( Carpinus betulus L. = C. caucasica Grossh. — граб обыкновенный и C. orientalis Mill. — граб восточный, Corylus avellana L. — лещина обыкновенная, Betula pendula Roth — береза повислая, B. litwinowii Doluch. = B. pubescens var. litwinowii (Doluch.) Ashburner & McAll. — береза Литвинова, Alnus incana (L.) Moench — ольха серая); Fagaceae Dumort. — семейство Буковые ( Quercus macranthera Fisch. & Mey. ex Hohen. — дуб восточный, Q. iberica Steven = Q. petraea subsp. polycarpa (Schur) Soó — дуб грузинский, Fagus orientalis Lipsky — бук восточный); Ulmaceae Mirb. — семейство Вязовые ( Ulmus minor Mill. = U. foliacea Gilib. ex C. K. Schneid. — вяз малый, U. suberosa Moench = U. minor subsp. minor Mill. — вяз пробковый, U. scabra Mill. = U. glabra Huds. = U. elliptica C. Koch — вяз шершавый, вяз эллиптический); Celtidaceae Engl. = Cannabaceae Martinov — семейство Каркасовые, Коноплевые ( Celtis caucasica Willd. = C. australis subsp. caucasica (Willd.) C. C. Towns. — каркас кавказский и C. glabrata Stev. ex Planch. = C. planchoniana K. I. Chr. — каркас гладкий); Moraceae Gaudich., — семейство Тутовые ( Morus nigra L. — шелковица черная и Ficus carica L. — смоковница обыкновенная или инжир).
Исследования жизненных форм показывают, что в качественном отношении преобладают нанофанерофиты, за которыми следуют терофиты, гемикриптофиты и мегафанерофиты. Как видно, преобладают нанофанерофиты. За ними следуют мегафанерофиты и гемикриптофиты. Терофиты и геофиты на данной территории немногочисленны (Таблица 2).
Таблица 2.
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ
№ |
Жизненные формы |
Число видов |
Количество, в % |
1 |
мегафанерофиты |
34 |
29,6 |
2 |
нанофанерофиты |
18 |
12,5 |
3 |
гемикриптофиты |
25 |
22,5 |
4 |
геофиты |
12 |
8,5 |
5 |
терофиты |
36 |
30,8 |
1® ® |
Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) |
74 |
Quercus macranthera Fisch. & Mey. ex Hohen., Pyrus caucasica Fedorov, Populus nigra L., Malus orientalis A. N. Uglitzk. и другие виды относятся к подтипу мегафанерофитов. Crataegus pentagyna Waldst. & Kit. ex Willd., C. eriantha Pojark., Sorbus boissieri Schneid., S. caucasica Zinserling и др. виды относятся к мезофанерофитам. Rhus coriaria L., Prunus divaricata Ledeb. относятся к микрофанерофитам, R. komarovii Sosn., R. floribunda Steven ex M. Bieb., R. pulverulenta M. Bieb., Cotoneaster multiflorus Bunge и C. saxatilis Pojark., C. integerrimus Medik. и др. к нанофанерофитам. Ornithogalum montanum Cirillo, Bellevalia macrobotrys Boiss., Gladiolus italicus Mill., Gagea chlorantha Schult. f., Allium waldsteinii G. Don = A. rotundum L. и др. относятся к геофитам.
Исследования показали, что преобладают 50 видов растений с мегафилльным типом листьев и 48 видов растений с микрофилльными листьями. Нанофанерофиты с 11 видами составляют меньшинство (Рисунок).

Обсуждение результатов исследования
Растения выполняют множество важных функций в биосфере. Во-первых, регулируя течение многочисленных биогеохимических циклов, они также оказывают значительное влияние на локальный и глобальный энергетические балансы. Во-вторых, растения оказывают сильное влияние на объем почвы, ее химический состав и свойства. В-третьих, они служат средой обитания и источником энергии в дикой среде для большинства видов животных на планете.
Население Гейгельского и Дашкесанского районов Азербайджана, входящих в территорию Малого Кавказа зависимо от произрастающих здесь растений, используемых в качестве пищи, топлива и для лечения заболеваний.
Зарегистрировано 125 видов растений, относящихся к 46 семействам для данных территорий. Розоцветные являются доминирующим семейством в регионе.
90 видов растений местной флоры используются для лечения распространенных заболеваний. 67 видов — употребляются в пищу. 31 вид — используется для корма животным, а 33 вида — на топливо и производство мебели. Большинство растений используют в пищу, получают из них экстракты или отвары, используемые для лечения болезней.
Выводы
При анализе жизненных форм выявлено, что в спектрах доминировали мегафанерофиты — 38 видов, 36 видов — однолетние терофиты и остальные.
Нанофанерофиты и геофиты очень редки — 18 и 15 видов соответственно.
Микрофиллы и мегафиллы доминируют соответственно спектрам размеров листьев. Лептофиллы и нанофиллы встречаются в небольшом количестве.
Состояние растительности региона вызывает беспокойство из-за лесных пожаров, вырубки лесов. В связи с чем ценные растения находятся под угрозой. В ходе полевых исследований наблюдалось сокращение численности некоторых важных видов растений, относящихся к мегафанерофитам, что в основном наблюдается у фундука и грецкого ореха Juglans L., поэтому в этом районе они находятся на грани исчезновения. Исследование и работа по сохранению этих растений находятся на начальной стадии. Для просвещения населения необходимо использовать большее количество информации по всем ценным и охраняемым видам.
Список литературы Лесная растительность северо-западной части Малого Кавказа
- Ибадуллаева С. С., Шахмурадова М. С. Этноботанические исследования в Азербайджане: Гейгельский район. Баку, 2015. 224 с.
- Packham J. R., Harding D. J. Ecology of Woodland Processes. Edward Arnold (Publishers) Limited, 1982.
- Аскеров А. М. Высшие растения Азербайджана (конспект флоры Азербайджана): в 3-х т. Баку, 2006-2008.
- Меницкий Ю. Л., Попова Т. Н., Кудряшова Г. Л. Конспект флоры Кавказа: в 3-х т. Т. 1. СПб., 2003. 204 с.
- Меницкий Ю. Л., Попова Т. Н., Кудряшова Г. Л. Конспект флоры Кавказа: в 3-х т. Т. 2. СПб., 2006. 467 с.
- Флора Азербайджана. АН Азерб. ССР. Баку, 1950-1961. Т. I-VIII.
- Гаджиев В. Д. Высокогорная растительность Малого Кавказа. Баку, 1990. 212 с.
- D. C., Raunkiaer C. The Life Forms of Plants and Statistical Geography: Being the Collected Papers of C. Raunkiaer // The Geographical Journal. 1934. V. 84. №5. P. 455.
- DOI: 10.2307/1786954
- Oosting H. J. The study of plant communities // Soil Science. 1948. V. 66. №2. P. 163.
- Batalha M. A., Martins F. R. Floristic, frequency, and vegetation life-form spectra of a cerrado site // Brazilian Journal of Biology. 2004. V. 64. №2. P. 201-209.
- DOI: 10.1590/S1519-69842004000200004
- Chapman R. R., Crow G. E. Application of Raunkiaer's life form system to plant species survival after fire // Bulletin of the Torrey Botanical club. 1981. P. 472-478.
- DOI: 10.2307/2484448
- GBIF Backbone Taxonomy. Checklist dataset, 2019.
- DOI: 10.15468/39omei