Лесоводственно-экономическая оценка жизнедеятельности речного бобра (Castor fiber)

Автор: Грибов Сергей Евгеньевич, Петров Евгений Юрьевич

Журнал: Молочнохозяйственный вестник @vestnik-molochnoe

Рубрика: Биологические и сельскохозяйственные науки

Статья в выпуске: 4 (24), 2016 года.

Бесплатный доступ

Исследования последствий реакклиматизации речного бобра в последнее время становятся наиболее актуальными. Кроме этого большую практическую значимость приобретает экономическая оценка растительных ресурсов - определение их ценности в денежном выражении. В работе проведена лесоводственная и экономическая оценка жизнедеятельности речного бобра. В результате жизнедеятельности речного бобра наносится лесоводственный и экономический ущерб лесному хозяйству. Кроме этого происходит ослабление защитный функций лесов.

Речной бобр, пробная площадь, таксовая стоимость древесины, деловая и дровяная древесина, экономический ущерб

Короткий адрес: https://sciup.org/14998878

IDR: 14998878

Текст научной статьи Лесоводственно-экономическая оценка жизнедеятельности речного бобра (Castor fiber)

В настоящее время в России существует большое количество восстановленных популяций речного бобра, численность которых постоянно растет. Бобр как объект изучения весьма интересен и в тоже время своеобразен. Полуводный образ жизни, активная средопреобразующая деятельность, способность жить на самых разных водоемах ‒ от придорожных канав до крупных озёр и рек, обитание на наименее доступных охотничьих угодьях делают добычу бобра крайне затруднительной. В то же время нельзя забывать о его роли не только как объекта охоты, но и как элемента биогеоценоза, тем более что зачастую бобры изменяют местность настолько сильно, что делают ее полностью непригодной для дальнейшей эксплуатации в хозяйственной жизни [1]. Заметна его роль в хозяйственной деятельности человека. Часто бобры селятся на искусственных водоемах, ирригационных и мелиоративных сооружениях, чем обычно нарушают их работу, а иногда и вовсе выводят из строя [2]. С другой стороны, они возводят плотины, создают полезные с охотничьей и биотехнической точки зрения водоемы, затапливая низинные берега, поля, иногда верховые болота. Создают хорошие условия для гнездовья перелетных птиц, нереста некоторых рыб, регулируют таким образом уровень поверхностных и грунтовых вод. Заболачивание лесов и гибель деревьев приводит к увеличению популяции насекомых ‒ корма для птиц и насекомоядных; увеличение доли мелколесья является причиной увеличения популяций таких важных для охотничьего хозяйства животных, как лоси и зайцы. Увеличение мелководных разливов создает благоприятные условия для роста популяций ондатры и околоводных хищников семейства куньих [3].

Чрезмерное заболачивание приводит к заиливанию водоемов, гибели больших площадей ценных лесов, эрозии почв, нарушению сезонных колебаний уровня воды. Строительство плотин, рытье каналов и подземных ходов резко снижает проходимость берегов. На озерах поваленные в воду деревья приводят к загрязнению водоемов, появлению топляков, изменению химического состава воды. При разложении древесина, кора и листья некоторых пород деревьев, поваленных для заготовки кормов, выделяют ядовитые вещества, которые при больших количествах приводят к отравлению водоема, его деградации от олиготрофного к эф-трофному [4].

Биология речного бобра достаточно известна, а отдельные ее детали продолжают изучаться и уточняться. При этом очень мало внимания уделяется изучению влияния речного бобра на древесную и кустарниковую растительность околовод-ных земель. В связи с этим исследования последствий реакклиматизации в последнее время становятся наиболее актуальными.

Кроме этого большую практическую значимость приобретает экономическая оценка растительных ресурсов – определение их ценности в денежном выражении [5].

Цель исследований – лесоводственная и экономическая оценка жизнедеятельности бобра речного. Объектом исследований выступили древостои, произрастающие по берегам р. Пунгул, заселенной бобрами. Бассейн р. Пунгул находится в Харовском районе Вологодской области. Длина реки составляет 14 км. Пунгул берет начало из озера Мухинское, течет по ненаселенному лесу на северо-восток, затем на юг. Русло крайне извилистое, принимает в себя многочисленные мелкие притоки из окрестных болот. Впадает в реку Катрома чуть выше деревни Дягилево.

Полевые работы начинались с рекогносцировочного обследования р. Пунгул с целью выбора места для закладки пробных площадей. Место закладки выбиралось таким образом, чтобы все части пробной площади были однородными по всем таксационным показателям насаждения и условиям местопроизрастания. Закладка пробных площадей осуществлялась в соответствии с ОСТ 56-69-83 [6].

После определения основных таксационных показателей древостоя производился расчет экономического ущерба лесным ресурсам. Расчет экономического ущерба выполнен следующим образом: сначала методами таксации определен объем срубленных деревьев в результате жизнедеятельности бобра речного. Затем установлен объем древесины усохших деревьев, которые перешли из категории деловой в категорию дровяной древесины.

Зная объем срубленной древесины и учитывая рекомендации Постановления Правительства РФ от 05.08.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» [7], размер ущерба определяется в соответствие с таксами. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Таксовая стоимость определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» [8].

Сбор экспериментального материала проведен в течение двух полевых сезонов (2015‒2016 гг.). За этот период заложено 2 пробные площади с выполнением на них комплекса лесоводственно-таксационных исследований.

При сплошных перечетах на пробных площадях обмеряно 284 ствола, из них березы – 58, ели – 167 и 59 стволов березы, поваленных бобрами. Измерены высоты у 30 учетных деревьев.

Лесоводственно-таксационная характеристика объектов исследовании приведена в табл. 1. Насаждения представлены березово-еловыми древостоями с запасом 122 м 3 /га на первой пробной площади и с запасом 256 м 3 /га на втором участке.

Таблица 1. Таксационная характеристика древостоев

Состав

Число деревьев, шт/га

Средние

Сумма площадей сечений, м2/га

Относительная полнота

Запас, м3/га

d,см

h,м

Пробная площадь №1

315

13,4

11,0

5,96

0,28

37

194

19,0

19,5

8,88

0,30

85

Итого

625

-

-

14,84

0,58

122

Пробная площадь №2

543

19,4

16,7

20,7

0,65

178

111

29,8

22,0

7,27

0,23

78

Итого

776

-

-

27,97

0,88

256

В результате жизнедеятельности бобра речного появляются различные элементы: хатки, плотины, запруды и т.д.

После возведения плотин происходит подтопление насаждений находящихся вблизи водного объекта. В результате избыточного увлажнения древесные растения начинают усыхать и после полностью отмирают.

В нашем случае на объекте исследования тоже идет усыхание древостоя. На первой пробной площади запас сухостоя составил 19 м 3 /га, а на второй пробной площади гораздо больше – 58 м 3 /га. При этом усыхает как береза, так и ель. Однако в большей степени страдает ель. Так количество усохшей ели на первой пробной площади составило 88 %, а на второй пробной площади – 93 %.

Экономический ущерб – это материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной и непроизводственной сферы экономики, ее инфраструктуры и нарушениями производственно-кооперационных связей; ущерб измеряется в стоимостном выражении, который наносится хозяйственному объекту, государству в целом, отдельному человеку, а так же природе.

Как уже отмечалось выше, в результате избыточного увлажнения древесные растения начинают усыхать. Вследствие этого произрастающая на участке древесина из категории деловой переходит в категорию дровяной древесины. Это в свою очередь отражается на стоимости древесины.

Расчет возможной стоимости древесины на корню до влияния жизнедеятельности бобров и после на пробных площадях представлен в таблицах 2 и 3.

Ущерб от деятельности речного бобра определен как разница стоимости до и после его жизнедеятельности на данной территории.

Из приведенных таблиц видно, что в результате усыхания древостоя происходит потеря в стоимости древесины на корню на 34,0 % на первой пробной площади и на 28,2 % на второй пробной площади.

Таблица 2. Стоимости древесины на пробной площади №1 до жизнедеятельности бобра и после, рублей

Порода

Объем ущерба, м3/га

Ставки лесных податей

Повышающий коэффициент на 2016 год

Общая сумма ущерба руб.

До появления бобров

Береза

85

27,36

1,43

3326

Ель

37

48,78

1,43

2581

Итого

122

-

-

5907

После появления бобров

Деловая древесина

Береза

47

27,36

1,43

1839

Ель

29

48,78

1,43

2023

Итого

76

-

-

3862

Дровяная древесина

Береза

6

2,52

1,43

22

Ель

8

1,44

1,43

16

Итого

14

-

-

38

Всего после появления бобра

3900

Ущерб

2007

В результате своей жизнедеятельности бобры потребляют большое количество древесины, а именно 0,662 кг в сутки или 241,6 кг в год на одну особь. Средняя семья из 5,5 бобров потребляет ежегодно 1328,8 кг древесных кормов. Для получения такого количества корма требуется 0,2 га осиновых насаждений в год, что приводит в конечном итоге к исчезновению основных лесообразующих пород [9].

Использование бобрами в пищу той или иной породы как основной во многом определяется размерами деревьев, в частности их диаметром. В литературе указывается на сгрызание бобрами очень толстых деревьев. Кроме этого можно отметить, что большая часть погрызов сосредоточена в узкой прибрежной зоне. По мере удаления от реки число поврежденных экземпляров резко уменьшается.

Таблица 3. Стоимости древесины на пробной площади №1 до жизнедеятельности бобра и после, рублей

Порода

Объем ущерба, м3/га

Ставки лесных податей

Повышающий коэффициент на 2016 год

Общая сумма ущерба руб.

До появления бобров

Береза

78

27,36

1,43

3052

Ель

178

48,78

1,43

12416

Итого

256

-

-

15468

После появления бобров

Деловая древесина

Береза

43

27,36

1,43

1682

Ель

136

48,78

1,43

9292

Итого

179

-

-

10974

Дровяная древесина

Береза

10

2,52

1,43

36

Ель

41

1,44

1,43

84

Итого

51

-

-

120

Всего после появления бобров

11094

Ущерб

4374

В нашем случае деревья березы погрызены от самых мелких до самых крупных (рис. 1). На водоемах в Архангельской области, по данным исследований Фе-клистова П.А. [10], установлено, что в основном повреждаются, как правило, тонкомерные экземпляры. При этом 65 % сгрызенных осин приходится на 5-метровую прибрежную полосу. С увеличением расстояния с 5 до 10 м число сгрызенных осин составило 18 % и уменьшается дальше.

Исходя из того, что на пробным площадях мы встретили поваленные экземпляры березы в количестве 59 шт., мы решили приравнять деятельность бобра к деятельности «черных» лесорубов и рассчитать ущерб и вред, причиненный лесному хозяйству, как при выявлении незаконной рубки.

□ Пробная площадь №1 □ Пробная площадь №2

Рисунок 1. Распределение поврежденных стволов по ступеням толщины

Результаты расчета ущерба от деятельности речного бобра, приравненные к незаконной рубке, представлены в таблице 4.

Из данной таблицы мы видим, что срубленные деревья представлены березой. Объем сваленных деревьев на пробной площади №1 составил 32 м 3 , на второй ‒ 25 м 3 . При расчете ущерба с учетом всех коэффициентов сумма ущерба составила: на пробной площади № 1 ‒ 125200 руб./га, на площади № 2 ‒ 101724 руб./га. На второй пробной площади поваленные деревья оказались свежими, что свидетельствует о том, что бобры начали осваивать эту территорию не так давно. Ожидаемый ущерб от их деятельности окажется горазда больше.

Таблица 4. Ущерб от жизнедеятельности бобра речного

го а о

о

СП

V ь о и

а го

Z го

о а

и а

V

го 2

ГП

Z

го

V

сч

ь и Z V

S’ 5

и го

ГО X

О й

Пробная площадь № 1

Береза

меньше 16 см

16

27,36

1,43

2

50

62600

Береза

больше 16 см

16

27,36

1,43

2

50

62600

Итого:

-

32

-

-

-

-

125200

Пробная площадь №2

Береза

меньше 16 см

1

27,36

1,43

2

50

3912

Береза

больше 16 см

25

27,36

1,43

2

50

97812

Итого:

-

26

-

-

-

-

101724

Общий ущерб от жизнедеятельности бобра речного будет складываться от потерь, вызванных усыханием древостоев, и потерь от «незаконной рубки» деревьев. Сумма общего ущерба по данным с первой пробной площади составила 127200 руб./га, со второй пробной площади ущерб составил 106098 руб./га. Усредненная сумма ущерба по данным двух пробных площадей составляет 116649 руб./га.

Зона грызущей деятельности поселения бобров сосредоточена на площади длиной около 300 м и шириной не более 25 м. Продолжительность существования поселения ограничена и зависит от количества и качества кормовых пород и числа бобров в поселении и не превышает 10 лет. С течением времени влиянию жизнедеятельности бобров будут подвержены все древостои, произрастающие по берегу р. Пунгул. Длина р. Пунгул составляет 14 км, ширина влияния бобровых поселение 25 м тогда общая площадь, затронутая бобрами, составить 35 га. Исходя из этого, общий возможный ущерб от жизнедеятельности бобров на данной территории, может составить более 4 млн. рублей.

В результате выполненных исследований можно сделать вывод, что в результате жизнедеятельности речного бобра в насаждениях происходят существенные изменения. Появляются такие элементы как плотины, запруды, которые способствуют поднятию уровня воды в реке и приводит к подтоплению. Из-за этого многие деревья усыхают и переходят из категории деловой древесины в дровяную. В результате этого теряется стоимость древесины на корню в среднем на 30 %. Кроме этого в результате вывалки кормовых древесинных пород изменяется состав пород, их размещение и количество. Экономический ущерб от этого составляет 116649 рублей с одного гектара. Все вываленные и усохшие древесные породы находятся в узкой прибрежной полосе, что отрицательно влияет на защитные функции насаждений.

Список литературы Лесоводственно-экономическая оценка жизнедеятельности речного бобра (Castor fiber)

  • Данилов, П.И. Влияние бобра на лесную растительность/П.И. Данилов//Лесное хозяйство. -1967. -№ 5. -С. 76-78.
  • Данилов, П.И. Роль речного бобра в биоценозах/П.И. Данилов//Средообразующая деятельность животных. -М., 1970. -С. 82-83.
  • Барабаш-Никифоров, И.И. Симбиотические связи населения бобровой норы/И.И. Барабаш-Никифоров//Зоологический журнал. -1959. -Вып. 5. -С. 767 -771.
  • Балодис, М.М. Возможная роль бобра в процессе самоочищения воды загрязненных мелиоративных каналов и малых рек: предварительное сообщение/М.М. Балодис, П.А. Цимдиньш//Влияние хозяйственной деятельности человека на популяции охотничьих животных и среду их обитания: материалы к науч. конф. -Киров: 1980, Т. 1. -С. 66-67.
  • Пинаев, В.Е. Теория и практика расчета минимизации ущерба лесным ресурсам: редким видам растений, древесным и пищевым ресурсам, лекарственному сырью: монография/В.Е. Пинаев, Д.В. Касимов. -М.: Мир науки, 2015. -95 с.
  • ОСТ 56-69-83. Площади пробные лесоустроительные. Метод закладки. -М.: Изд-во стандартов, 1983. -60 с.
  • Постановление Правительства РФ № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» от 7 мая 2007 г.
  • Постановление Правительства РФ № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» от 22 мая 2007 г.
  • Данилов, П.И. Состояние популяции канадского и европейского бобров в Карелии/П.И. Данилов, В.А. Андреев, В.А. Макаровский//Вопросы экологии животных. -Петрозаводск, 1974. -С. 144-151.
  • Феклистов, П.А. Влияние речного бобра на древесно-кустарниковую растительность в бассейне р. Уфтюги/П.А. Феклистов//Лесной журнал. -1982. -№ 6. -С. 33-35.
Еще
Статья научная