Личность, общество, государство в контексте проблемы борьбы с коррупцией
Автор: Терещенко Игорь Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Безопасность
Статья в выпуске: 3, 2009 года.
Бесплатный доступ
В последние годы коррупция стала системным явлением, поразившим все сферы и слои российского общества. Первоочередные меры государственной политики в сфере противодействия коррупции должны носить комплексный и непрерывный характер, что и обусловливает рассмотрение сущности коррупции с политологических позиций.
Короткий адрес: https://sciup.org/170164787
IDR: 170164787
Текст научной статьи Личность, общество, государство в контексте проблемы борьбы с коррупцией
Рассмотрение проблемы антикоррупционной деятельности в сфере взаимоотношений личности, общества и государства имеет особую значимость и актуальность в современных условиях России. Во-первых, взаимоотношения личности, общества и государства обусловливают развитие и изменение их характера; во-вторых, в основе этих взаимоотношений лежит обеспечение баланса паритета их интересов; в-третьих, консолидация интересов личности, общества и государства обеспечивает их устойчивое развитие и безопасность.
Не секрет, что политико-идеологические основы современного российского общества, выступающие как синтез либерально-консервативных ценностей, принципов и установок, не в полной мере дают желаемое согласие в обществе, не составляют фундамент политико-правового общенационального консенсуса. Важнейшие социально-политические и экономические процессы характеризуются проявлениями перманентного недовольства и негативной оценкой общественного мнения по отношению к государственной власти.
Государство на протяжении последних 15 лет не в силах добиться сколько-нибудь значительного эффекта в борьбе с тотальной коррупцией, системой бюрократического абсолютизма, не может в полной мере обеспечить условия для функционирования гражданского общества, полноценной самореализации и повышения личной ответственности граждан.
Форсированный переход к рыночным отношениям породил серьёзные проблемы во всех сферах жизни общества, оказал негативное воздействие на состояние государственности, функционирование основных социальных и политических институтов.
Многие российские учёные и политики отмечают, что опасные по своим последствиям процессы, связанные с деформацией внутреннего мира личности, основ её развития и социальной самореализации, продолжают идти в русле осуществляемых властью либерально-рыночных преобразований, ориентированных на западные ценности.
Несмотря на высказывания национальных лидеров России Д. Медведева и В. Путина о необходимости коренного изменения сложившейся ситуации, в общественном сознании по-прежнему нередко насаждаются индивидуализм, эгоцентризм, социофобия, откровенно игнорируются и элиминируются ценности гражданской солидарности, связанные с общежитием, общественным благосостоянием, патриотизмом, общественным долгом и служением.
Всё это свидетельствует об отсутствии не только сотрудничества и партнёрства между обществом, личностью и государством, но и о необходимости возрождения диалога между ними, в котором особое значение приобретает борьба с коррупцией.
Коррупция – не выдуманный социальный феномен, а объективная реальность, пронизывающая все сферы общественной жизни. Не секрет, что в последние годы серьезной угрозой безопасности России в социальной сфере выступают: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан; увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; рост безработицы; усиление социальной напряжённости на фоне роста коррупционных отношений.
Таким образом, борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер. Какое место коррупция занимает в политических процессах, представляют ли угрозу национальной безопасности активизация коррупционных отношений, каковы их тенденции в современных условиях и какие меры политико-правового характера можно предложить для противодействия коррупционным вызовам – все эти вопросы необходимо решать на современном этапе развития российского общества.
Анализ многочисленных документов, принятых с начала 90-х годов ХХ в., свидетельствует о том, что борьба с коррупцией в России всё это время не прекращалась ни на минуту1.
В октябре 2005 г. правительство РФ приняло Концепцию административной реформы в 2008–2010 годах, где в качестве одной из целей указывается введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.
В феврале – июле 2006 г. Государственная дума РФ ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. 3 октября 2008 г. Президент России Д.А. Медведев внёс в нижнюю палату парламента пакет законопроектов о борьбе с коррупцией, которые приняты в конце 2008 г.
В России существуют множество подходов к определению такого антисоциального явления, как коррупция. Коррупция стала значимой реальностью российского социума, более того, данный феномен активно приобретает международный характер.
На взгляд автора, коррупция – это негативное социально-политическое явление, проявляющееся в принятии управленческого решения в политической, экономической, социальной, духовной, экологической и других сферах общественной жизни в целях получения определённых выгод и отстаивания интересов личности, групп, кланов, корпораций, движений, партий в ущерб интересам общества.
Есть основания утверждать, что в России коррупционные процессы достигли критических параметров.
В последнее время в СМИ периодически разгорается спор – насколько сложившийся уровень коррупции угрожает перспективам развития страны, её национальной безопасности?
Всё чаще озвучивается позиция приверженцев теории модернизации, которые отмечают, что Россия всё ещё бедная страна, поэтому без роста ВВП с коррупцией не справиться; с другой стороны, как только благодаря экономическому росту Россия перейдет в категорию развитых стран, коррупция постепенно снизится и исчезнет сама собой.
Сторонники противоположной позиции утверждают, что, во-первых, существуют доказательства причинно-следственной связи влияния коррупции на экономический рост. Не борясь с коррупцией сегодня, мы рискуем никогда не перейти в категорию развитых стран. Во-вторых, уровень коррупции в России уже гораздо выше, чем следовало бы иметь при достигнутом показателе ВВП на душу населения.
Впечатляющие размеры коррупции, вовлечённость огромной массы различных слоев российского общества в её сферу свидетельствуют о наметившихся факторах подрыва основ государства, общества, личности.
Так, в получении взяток были изобличены:
•представители исполнительной власти, среди которых:
– руководители органов местного самоуправления – 7%;
– сотрудники правоохранительных органов – 21%;
– сотрудники органов, выполняющих различные надзорные и контролирующие функции – 19%;
•лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях – 49%.
•лица, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти – 4%.
Несомненно, что приведённая статистика подтверждает наличие угроз, обусловленных коррупционной деятельностью государственных чиновников, обязанных первыми отстаивать национальные интересы России в различных сферах общественной жизни, в том числе в области экономики. Кроме того, приведённые факты свидетельствуют о том, что коррупция наносит непоправимый урон в области духовной жизни, культуры и науки, сдерживает духовное обновление общества, содействует девальвации его нравственных ценностей. Коррупция как социально-политическое явление противостоит утверждению в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитию многовековых духовных традиций Отечества.
В последние годы стало обычным явлением, когда отдельные представители власти, руководствуясь личными интересами, интересами отдельных транснациональных корпораций, крупного капитала, различных группировок, за вознаграждение искусственно подменяют идейную концепцию государственной экономической политики, включая в неё механизмы обеспечения интересов не всего общества, а только указанных групп.
В государственном управлении нарастает клановая корпоративность, то есть при принятии управленческого решения начинает преобладать клановый интерес, который можно объяснить только коррупционными отношениями. Ведь государственное управление априори должно исходить из баланса интересов всех имеющихся групп интересов в государстве.
Именно поэтому и бывший Президент России В.В. Путин, и нынешний Президент Д.А. Медведев неоднократно давали критические и нелицеприятные оценки политике власти и роли крупного бизнеса, отмечая сохраняющееся серьёзное недоверие общества к институтам государственной власти, поражённым коррупцией. Коррупция и другие негативные явления, активно развивающиеся в обществе, одновременно порождают социальное недовольство, которое приобретает размеры национального масштаба. Опасность коррупции и в том, что она способствует порождению экстремистских проявлений, провоцирует население на межнациональные и межконфессиональные конфликты, служит питательной средой для терроризма.
Главным субъектом обеспечения социально-экономической безопасности личности и общества в целом было и остается государство, концентрирующее в своих институтах всевластные, в том числе и экономические рычаги. Именно государство обязано осуществлять целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов всех уровней – от международного до личностного, чётко формулировать и проводить в жизнь экономическую политику, стратегию и тактику экономических реформ, укреплять правовые и социальные основы защиты граждан от внутренних и внешних угроз при их экономической деятельности, в том числе порождающих коррупцию.
Анализ коррупционных процессов в современной России позволяет определить следующие тенденции их развития:
– активизация рейдерства, которое характеризуется враждебным поглощением, перехватом оперативного управления или собственности предприятия с помощью специально инициированного бизнес-конфликта, в котором участвуют и правоохранительные органы;
– непомерная бюрократизация регулирующих и контролирующих процедур государства в различных сферах общественной жизни, способствующая живучести и развитию новых форм и видов коррупции;
– развитие связей между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств;
– наличие и рост коррупциогенных норм в российском законодательстве;
– появление и функционирование коррупционного сектора навязываемых услуг, в деятельности которого активное участие принимают представители государственной власти, чиновники различного уровня.
Говоря о противодействии коррупции, можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед российским государством на современном этапе:
– целенаправленное снижение уровня коррупции, её влияния на деятельность государственных органов, на повседневную жизнь граждан, на активность и эффективность бизнеса;
– обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией;
– создание системы противодействия коррупции в стране; постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации коррупционных отношений в стране и в отдельных её регионах;
– при реализации общенациональной антикоррупционной программы учитывать международный опыт, активно сотрудничать с международными организациями, действующими в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью.
Более того, сегодня Россия, как никогда в прошлом, нуждается в особой идеологии, которая составила бы основу духовного единения народа перед лицом опасностей, вызовов и угроз её развитию, среди которых коррупция занимает ведущее место.
Каким видится образ национально-государственной антикоррупционной идеологии?
Во-первых, содержание этой идеологии должны составлять конституционные положения, ценности, нормы, принципы, регламентирующие права и свободы всех граждан России, в том числе и право на экономическую безопасность.
Во-вторых, национально-государственная антикоррупционная идеология должна отражать жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства в изменившихся общественнополитических условиях в мире и стране. Она призвана определять стратегию строительства демократического, правового государства, гражданского общества в России, основу которого составляют экономическая свобода, общественные институты, правопорядок и сильная власть.
В-третьих, важнейшая черта антикоррупционной идеологии – её нацеленность на формирование в общественном сознании моральных ценностей, национальной гордости и самосознания народа как великой нации, утверждающей свою государственность, основанную на самобытности российского народа и отражающую специфику формирования его менталитета, духовности, традиций и обычаев.
Таким образом, нравственно-психологическое состояние общества, его готовность противостоять коррупции во многом зависят от формирования у граждан ценностных ориентаций.
Обладая целостным видением угроз со стороны коррупционных процессов в отношении государства и общества, политик должен владеть необходимым методологическим инструментарием воздействия на процессы, формирующие это «поле угроз», и политической волей для использования этого инструментария. В этом и скрыта важнейшая задача методологической основы деятельности органов государственной власти по проведению антикоррупционных реформ, направленных на обеспечение государственной, общественной, а также личной безопасности.
Акцентируя внимание на роли личности, общества и государства в противодействии коррупции, хотелось бы отметить следующее.
Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в «склонности и расположенности» россиян к данному негативному социальному явлению и избыточному государственному администрированию общественной жизни. Они – результат непродуманного стремительного перехода к новой социальноэкономической реальности и политической системе, когда
«псевдодемократические» принципы существования общества и отстранённость государственных органов от контроля за общественноэкономическими процессами породили новые изощрённые способы и методы мздоимства, взяточничества, лоббирования экономических отношений и другие составляющие коррупционной деятельности.
Систематизация антикоррупционной политики обусловливает необходимость не только включить в противодействие коррупции деятельность правоохранительных и государственных структур, но и активизировать деятельность общественных организаций и повысить гражданскую ответственность россиян. В условиях противодействия коррупции важно не только усиливать уголовно-административную и правовую ответственности, но и проводить профилактические, предупредительные мероприятия, направленные на устранение условий для зарождения коррупционных проявлений. Таким образом, речь идёт о новой антикоррупционной стратегии, включающей в себя личностный, общественный и государственный компоненты.
В условиях противодействия коррупции важную роль необходимо отвести гражданскому обществу, но не как аморфному феномену, а как реально представленному в виде различных институтов социальному организму. Сегодня, например, в России торгово-промышленная палата объединяет 400 предпринимательских союзов, организаций, ассоциаций федерального и регионального уровней, которые контролируют 70% национальной экономики, что обусловливает необходимость обеспечить постоянный диалог между государством и бизнесом, выработать реальный механизм сотрудничества личностей, различных социальных групп и государства по приоритетным направлениям противодействия коррупции. ТЕРЕЩЕНКО Игорь Александрович – помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ