Личность осужденного в условиях исполнения наказания

Автор: Салахова Валентина Борисовна, Хайрудинова Резеда Иршатовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 9, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен теоретический анализ проблемы исправления личности осужденного в условиях исполнения наказания, а также эффективности методов, направленных на исправление и коррекцию личности осужденного.

Уголовно-исполнительная система российской федерации, личность осужденного, методы уголовно-исполнительной системы, ресоциализация

Короткий адрес: https://sciup.org/170168121

IDR: 170168121

Текст научной статьи Личность осужденного в условиях исполнения наказания

Главной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных, возвращение их в социум. Современная уго- ловная политика РФ направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Следует признать, что ФСИН России имеет высокий удельный вес рецидивной преступности, что доказывает откровенную неэффективность системы уголовно-правового и уголовно-исполнительного воздействия на преступников. Этот факт, в частности, отмечается в работах М.В. Гончаровой, Ю.В. Торопина, С.В. Щербакова.

Причиной неэффективности системы, на наш взгляд, является недостаточная разработанность методов исправления осужденных. Так, уголовно-исполнительный кодекс указывает, что основными методами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа (психолого-пенитенциарная практика), общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие 1 .

Рассматривая каждый метод, призванный изменить личность преступника, можно выделить основные детерминанты, организующие данный процесс. Режим в уголовно-исполнительной системе представляет собой совокупность необходимых правил и мероприятий, направленных на выработку определенных особенностей личности в связи с конкретным ритмом деятельности. Такая система организации жизни и деятельности осужденных, находящаяся в строгом соответствии с требованиями закона, должна оказывать непосредственное воздействие на личность человека, приводить к формированию тех или иных морально-психологических качеств. Однако, как показывает практика, с помощью режима обеспечивается постоянное восприятие осужденными условий жизни в ИК как наказания за преступление, без чего не может быть обеспечен активный процесс исправления. Для того чтобы наказание имело воспитательный характер, необходимо не ломать волю осужденного, а способствовать изменению ее направленности. Воспитательный процесс, сопровождающийся изменением взглядов и образа жизни взрослого человека, должен быть основан на глубоком учете психологических особенностей отдельных осужденных и их коллективов. Правильно организованный процесс исправления личности осужденного посредством режима должен обеспечивать осознанное принятие осужденными необходимости дисциплины и определенных моделей поведения в обществе. А это, в свою очередь, является одной из основ ликвидации социально-психологических дефектов личности преступника. В результате влияния дисциплинарных требований, правил и норм у осужденных формируются и развиваются такие положительные качества личности, как собранность, ответственность, ликвидируется безволие, вырабатывается устойчивый положительный стереотип поведения. Кроме того, необходимо отметить, что установление правил режима должно быть всегда психологически обоснованным, соответствующим научным требованиям организации системы исправления и перевоспитания осужденных. Учет данных предпосылок в построении правил режима окажет оптимальное воздействие на психику преступника, разовьет необходимые качества личности. Использование режима в качестве средства исправления и перевоспитания личности осужденного должно носить не самостоятельный характер, а являться частью огромной системы всей психолого-пенитенциарной работы с данной категорией лиц. Таким образом, организация режима должна обеспечивать создание определенной напряженности, благоприятной для развития личности, а также не вести к срыву психической деятельности.

Организация жизни и деятельности осужденного в условиях исполнения наказания с целью его дальнейшего исправления не может быть основана только на воздействии режима. На основе базовых постулатов психологии особое внимание в данном процессе необходимо уделять категории деятельности как основному пути, единственно эффективному способу быть личностью.

Согласно принципу единства сознания и деятельности осужденный как личность, находясь в криминальной субкультуре, ставит перед собой преступные цели и мотивы, побуждающие его к активности. Содержанием сознания для такой личности становятся, прежде всего, те компоненты познаваемой действительности, которые непосредственно включены в саму деятельность (преступность, асоциальность). Таким образом, содержание и структура сознания осужденного находятся в тесной взаимосвязи с его преступным образом жизни. Кроме того, активность, являясь важнейшей характеристикой психического отражения личности, формируется и реализуется в предметной деятельности (в данном случае – в криминальной) и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется [Леонтьев 1979]. Данный факт обусловливает наличие устойчивой криминальной мотивации, сложившегося профессионально-преступного стереотипа поведения, комплекса личностных характеристик, имеющих асоциальный характер. Следовательно, в основе исправления личности осужденного должен лежать принцип, базирующийся на категории деятельности как главной и определяющей характеристике развития личности человека в социуме.

Анализ пенитенциарных методов воздействия уголовно-исполнительной системы позволяет говорить об использовании категории деятельности как фактора, направленного на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего те или иные потребности человека (материальные, духовные). В качестве данного фактора, направленного на исправление осужденного, выступает труд как специфически человеческая деятельность, формирующая личность. Следует отметить, что сам по себе труд не перевоспитывает, он предохраняет человека от личностного распада. Оптимально организованный труд представляет собой некоторое связующее звено между человеком и социальной действительностью.

Использование труда в уголовно-исполнительной системе в качестве средства, направленного на исправление и перевоспитание преступника, способствует гармоническому развитию личности осужденного – как умственного, так и физического. В данном контексте можно привести общеизвестное высказывание Ф. Энгельса, о том, что труд создал человека. Благодаря труду осужденные становятся более сознательными, дисциплинированными, ответственными не только за себя, но и за своих товарищей. Труд как средство исполнения наказания формирует и закрепляет в личности осужденного положительные морально-этические и нравственные качества. В целом воздействие труда на личность преступника имеет глобальный и сложный характер. Глобальность данного процесса заключается в обширности задач, на решение которых направлена трудовая деятельность (изменение сложившейся личности). Сложность состоит в том, что многие осужденные практически не имеют трудовых навыков и негативно относятся к своему личному участию в трудовом процессе. Таким образом, организация труда, так же как и режима – средств направленных на исправление и перевоспитание личности осужденных, – должна быть связана с организацией психолого-пенитенциарных методов воздействия в уголовно-исполнительной системе.

Отрицательное отношение осужденных к труду в условиях исполнения наказания в значительной мере определяет их социально-психологические дефекты, которые проявляются в отсутствии гармонического соотношения между потребностями и мерой труда. В данном аспекте целью труда является изменение личности преступника с укоренившейся иждивенческой психологией, помощь в нахождении своего места в жизни и в становлении как полноправного члена общества. Исправительная функция труда заключается в формировании у осужденных положительных стереотипов, определенных привычек, навыков деятельности.

В целях осуществления перечисленных выше задач на территориях исправительных колоний создаются такие условия, при которых от осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Формирование привычки, а затем и потребности в труде возможно только при условии постоянства данных усилий. Активизировать деятельность по перевоспитанию личности осужденного позволяет формирование интереса к работе, что способствует также изменению комплекса психических состояний. Кроме того, трудовые процессы способствуют и накоплению опыта, формированию системы положительных связей.

Главной задачей труда должно быть изменение основной направленности лич- ности осужденного. Процесс труда должен заинтересовывать осужденного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы человека. Главная же цель исправительного процесса – сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности. Огромной силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной деятельности, перенесенные с определенными изменениями в деятельность ИК. Это создает условия для полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимоотношений между людьми на свободе, что является залогом успешной ресоциализации данных лиц.

Таким образом, психолого-пенитенциарная работа с осужденным должна опираться на исследование проблемы эффективности наказания, динамики личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирования ее поведенческих особенностей в различных условиях режима, особенностей ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, а также ставить задачи исправления и перевоспитания осужденных и быть составной частью таких средств воздействия, как труд и режим.

Организация получения осужденными образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, устанавливаемом МЮ РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ.

Осужденным, не имеющим необходимой специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обеспечивается получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Кроме того, в последнее десятилетие осужденным предоставляется право на получение высшего профессионального образования в условиях лишения свободы (информационно-спутниковая технология обучения в Современной гуманитарной академии). Данный метод, на наш взгляд, наряду с режимом, воспитательной работой (психолого-пенитенциарная практика), общественно полезным трудом является наиболее эффективным в контексте исправления и ресоциализации осужденных. Связано это с тем, что обучение является главным детерминантом развития личности на всех этапах возрастного становления. В процессе обучения происходит формирование личности; вырабатываются знания, умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности индивида; осуществляются преобразование социально-значимых нормативов и социализация личности в процессе ее развития. Главной целью обучения является также всестороннее развитие личности обучающегося [Асмолов 1990]. В частности, в процессе получения высшего профессионального образования повышаются адаптационные возможности осужденных (личностно-адаптационный потенциал) и уменьшается число противоправных действий в период отбывания наказания.

Работа поддержана грантом РГНФ «Исследование особенностей и динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование», проект № 15-36-01329/15.

Список литературы Личность осужденного в условиях исполнения наказания

  • Асмолов А.Г. 1990. Психология личности: учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ. 367 с
  • Леонтьев А. Н. 1979. Психология образа. -Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. № 2. С. 3-13
Статья научная