Личностные факторы риска парасуицидальности (антивитальности) и снижения психологической безопасности студентов в образовательной среде

Автор: Стоянова Ирина Яковлевна, Шухлова Юлия Александровна, Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович, Терехина Ольга Владимировна, Чеканова Мария Александровна

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Психотерапия и медицинская психология

Статья в выпуске: 4 (89), 2015 года.

Бесплатный доступ

Базисные убеждения студентов в образовательной среде рассматриваются как личностные факторы риска формирования антивитальной и парасуицидальной направленности. Дано определение антивитальной направленности личности. Выборка исследования - 49 студентов 17-19 лет. Методы психодиагностики: анкета «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (Баева И.А., 2002), опросник социальной тревоги и социофобии (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., 2014), опросник «Ранние неадаптивные схемы» (Янг Дж., 1999). Статистическая обработка данных на основе факторного анализа в программе SPSS 22.0. Выявлены факторы риска парасуицидальной и антивитальной направленности студентов в образовательной среде. Установлено, что избыточная социальная тревога, обусловленная образовательной ситуацией, во многом определяется личностными проявлениями, включая базисные убеждения. С помощью факторного анализа конкретизированы психологические характеристики, являющиеся факторами риска антивитального поведения студентов.

Еще

Образовательная среда, студенты, факторы риска, психологическая безопасность, парасуицидальная, антивитальная направленность, базисные убеждения

Короткий адрес: https://sciup.org/14295853

IDR: 14295853

Текст научной статьи Личностные факторы риска парасуицидальности (антивитальности) и снижения психологической безопасности студентов в образовательной среде

Введение. В настоящее время сохраняется проблема антивитальной и парасуисуицидаль-ной направленности молодых людей как реакция на неблагоприятные средовые условия [10, 22— 25]. Это положение в полной мере относится и к студенческой популяции. Многочисленные исследования подтверждают наличие факторов риска искажений личностного развития, нарушений психического здоровья и личностной идентичности, а также склонности к суицидальному, аддиктивному и парасуицидальному поведению у студентов, связанных с образовательной средой [4, 9, 11, 16—20]. В связи с этим современные исследователи чаще обращаются к изучению проявлений антивитальности и парасуицидальности в образовательной среде [14, 15].

Психологическое содержание термина «антивитальность» впервые рассмотрено Б. В. Зей-гарник (1986) на примере анорексии у девушек как описание «целенаправленного голодания». Здесь антивитальность представлена как осознанное желание противодействовать обычным жизненным потребностям. Автор отмечает, что когда личность находится в таком состоянии, то появляется «нарушение подконтрольности поведения, нарушение критической оценки собственных поступков». Показано, что антивиталь-ное поведение способно превратиться в мотив, который носит доминирующий характер и становится первостепенной задачей в жизни личности, все остальное уходит на задний план [6, 7].

Г. А. Амбрумова с соавторами создает целостное определение антивитальной направленности. Это негативные переживания и размышления об отрицании жизни, а также деятельность, направленная против жизни, против биологических (витальных) потребностей. Исследователь выделяет три ступени антивитальных переживаний [8]: 1) пассивные суицидальные мысли, которые сопровождаются фантазиями о своей смерти, самопроизвольная активность: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться»; 2) суицидальные замыслы, своеобразная форма репетиции, представление о том, как можно это реализовать, фантазии по поводу места, плана своих действий; 3) суицидальные намерения, возможность из внутреннего переживания запустить это в действие с подключением волевого компонента.

Г. А. Амбрумова так же обращает внимание на то, что длительность такого процесса может носить минутный или приобретать хронический характер, когда индивид в состоянии аффекта продумывает скрупулёзно все свои действия и стремится их реализовать, либо «вынашивает» в себе план действий, изменяя каждодневно нюансы своего замысла.

В представленных определениях отечественных ученых отмечается сходство психологического содержания понятий антивитальности и парасуицидальности.

М. П. Голуб-Бережная (2010) представляет философско-культурологическую интерпретацию понятий «витальная и авитальная активность». Автором предложено определение ави-тальной активности как формы ухода (выхода) из отчужденного бытия, как неизбежный результат выбора [5].

Наши представления об антивитальном переживании и представления о парасуицидальности рассматриваются как нулевой цикл в формировании суицидального поведения, когда отчетливое намерение еще не сформировано, а антивитальные действия еще не предприняты. Пока это лишь мыслительный процесс, который необходимо вовремя выявить и предотвратить возможную суицидальную активность, если психотравмирующая ситуация будет сохранять «давящий» эффект [12, 26].

Рассматривая возрастные характеристики как факторы риска парасуицидальной направленности, исследователи отмечают, что юношеский возраст крайне нестабилен в плане становления зрелой личностной идентификации и аддиктив-ной поисковой активности [3, 16-19, 23, 24]. Обращается внимание и на значимость изучения базисных убеждений, которые способствуют формированию психологической безопасности личности. Из-за неадекватного формирования базисных убеждений, которые закладываются в детстве, могут быть предпосылки к развитию низкой психологической безопасности [2]. Однако из-за различных проблем, возникающих в образовательной среде, у молодых людей может сформироваться «уязвимость перед оцениванием» как потенциальной угрозы социальному престижу. Опасаясь обнаружить свою несостоятельность, не будучи уверенным в своих коммуникативных способностях и умении совладать с любыми оценочными аспектами, вызванными образовательной ситуацией, студенты могут предпочесть социальную изоляцию и избегание ситуаций, вызывающих тревогу [13, 21].

Таким образом, изучение психологических факторов риска, способствующих формированию антивитальной и парасуицидальной направленности у студентов в образовательной среде, является актуальной задачей медицинской психологии.

В представленном сообщении целью исследования является выявление психологических характеристик как факторов риска, способствующих формированию парасуицидальной направленности и снижению психологической безопасности у студентов.

Выборка и методы исследования. В исследовании приняли участие 49 студентов Томского государственного университета в возрасте от 17 до 19 лет, из них 33 юноши и 16 девушек. В качестве методов психодиагностики использованы: анкета «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (Баева И. А., 2002) [1], опросник социальной тревоги и социофобии (Сагалакова О. А., Тру-евцев Д. В., 2014) [8], опросник «Ранние неадаптивные схемы» (Янг Дж., 1999) [13]. Статистическая обработка данных с применением факторного анализа осуществлена в программе SPSS 22.0.

Анкета «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» направлена на определение уровня значимых для студентов в образовательном процессе показателей, включая защищенность, уважение, инициативу.

Опросник социальной тревоги и социофобии предназначен для выявления доминирующего типа социальной тревоги и стратегий совладания в ситуации оценивания, а также склонности к дезадаптации, редукции самореализации.

В представлении Дж. Янга, ранние неадаптивные схемы – это закрепленные когнитивные структуры, возникшие в детстве как следствие дисфункционального отношения со значимыми другими [13]. Опросник включает шкалы заброшенности, недоверия, социальной изоляции, ущербности, несостоятельности, зависимости, чрезмерной близости, подчинения, жертвенности, альтруизма, подавления эмоций, чрезмерной критичности, превосходства, самодисциплины, признания, негативизма, латентного пессимизма.

Результаты и обсуждение. Полученные данные заносились в электронную базу и обрабатывались с помощью факторного анализа (метод главных компонент, поворот факторов – Varimax normalized). В результате выявлено 6 факторов риска, включающих характеристики проявлений антивитальности и парасуицидальности в структуре личности студентов, проявляющихся в образовательной среде (табл. 1).

Таблица 1

Факторный анализ показателей антивитальности у студентов

Фактор 1. Избыточная интровертированность

Сдержанность в выражении эмоций (0,908), избегание контактов (0,877), тревога при инициативе (0,846), социальная тревога быть в центре внимания (0,812), преодоление тревоги (0,741), чрезмерная критичность (0,705)

Для этой группы студентов характерно избегание реальной ситуации в образовательной среде социальной реальности. Ощущение психологической безопасности формируется в одиночестве, вдали от окружающего мира. Выражена избыточная ориентация на сохранение самооценки

Фактор 2. Подавление эмоций

Негативизм (0,835), подавление эмоций (0,658), жертвенность (0,613), социальная изоляция (0,576), уважение преподавателей (0,545)

Выражено стремление быть исполнительным, соответствовать социальным нормам, свои потребности отводить на второй план, при этом формируются негативные эмоции, обусловленные неудовлетворительным к ним отношением значимых других. Аффективные проявления подавляются

Фактор 3. Относительная адаптированность

Свободная точка зрения (0,902), способность высказать свою точку зрения (0,862), личные проблемы (0,701), социальная тревога и социофобия (0,508)

Склонность к свободному самовыражению, чувство социальной поддержки, возможность высказать свое мнение независимо от ситуации, стремление к сохранению близкого окружения для комфорта и безопасности

Фактор 4. Избыточная сдержанность

Превосходство (0,955), ущербность (0,846), самодисциплина (0,743)

Чувство превосходства, склонность быть сдержанными в любой ситуации, стремление лишний раз не показывать свои эмоции

Фактор 5. Альтруизм как способ психологической защиты

Скрытый пессимизм (0,880), альтруизм (0,762), чрезмерная близость (0,542)

Стремление окружить себя «безопасными» людьми, казаться позитивными. Выражены альтруистические тенденции как способ сохранения самооценки

Фактор 6. Недоверчивость

Защищенность (0,794), недоверие (0,659), настроение (0,570)

Выражены недоверчивость, зависимость от настроения

Результаты исследования свидетельствуют о сходстве и отличительных проявлениях в психологических характеристиках студентов, определяющих риски проявления парасуици-дальных тенденций и антивитальности. Так, факторы 1 и 2 схожи по своей структуре, но их главное отличие состоит в том, что фактор 1 характеризует избыточную закрытость, невоз- можность выражения эмоций и переживаний в обществе. Показатели фактора 2 свидетельствуют о накоплении негативных эмоций, которые способствуют формированию иррациональных убеждений. Показатели фактора 3 указывают на адаптированность и комфортность в образовательной ситуации студентов, на способность взаимодействовать с преподавателями и сокурсниками. Проблемной зоной и фактором риска здесь является социальная тревога, связанная с самопрезентацией. Фактор 4 свидетельствует о нестабильности и противоположности в отношении себя и других. Подобная склонность к крайностям, которая может проявляться в чувстве собственного превосходства либо в подчеркивании собственной ущербности, также является фактором риска формирования антивитальных тенденций. Фактор 5 отражает риски формирования зависимых отношений и пессимизм. Фактор 6 свидетельствует об избыточной ориентации на безопасность в связи с выраженной недоверчивостью как фактором риска.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования выявляют факторы риска парасуицидальной и антивитальной направленности студентов в образовательной среде. Установлено, что избыточная социальная тревога, обусловленная образовательной ситуацией, во многом определяется личностными проявлениями, включая базисные убеждения. С помощью факторного анализа конкретизированы психологические характеристики, являющиеся факторами риска антивитального поведения студентов. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости создания программ психологического сопровождения студентов как способов профилактики антиви-тальной и парасуицидальной направленности в образовательной среде.

  • 5.

  • 6.

  • 7.

  • 8.

  • 9.

Список литературы Личностные факторы риска парасуицидальности (антивитальности) и снижения психологической безопасности студентов в образовательной среде

  • Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: дис.. д-ра психол. наук. -СПб., 2002.
  • Богомаз С.А., Рубанова А.Л., Шухлова Ю.А. Позитивная система базисных убеждений как фундамент развития личностной зрелости у студентов-первокурсников//Медицинская психология в России. -2014. -№ 2 (25). -URL:http://mprj.ru/archiv_global/2014_2_25/nomer/nomer13.php Дата обращения: 06.10.2015.
  • Бохан Т.Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в период юношества и ранней взрослости//Сибирский психологический журнал. -2002. -№ 16-17. -С. 35.
  • Бохан Т.Г., Твердохлебова Н.В. Проблемы становления идентичности у подростков и юношей при формировании пивного алкоголизма//Вестник Томского государственного педагогического университета. -2012. -№ 6. -С. 126-130.
  • Голуб-Бережная М.П. Витальная и антивитальная активности человека как формы выхода из отчужденного бытия//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. -2010. -№ 2 (12). -С. 183-186.
  • Зейгарник Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -3-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2005.
  • Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М., 1980.
  • Ковалев В.В., Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: методические рекомендации. -М.: Минздрав РСФСР, Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1980.
  • Красик Е.Д., Положий Б.С., Крюков Е.А. Нервнопсихические заболевания у студентов. -Томск, 1982. -79 с.
  • Кузнецов М.А., Диамидова Н.Ю. Специфика реагирования на эмоциональный стресс у студентов с разными уровнями эмоциональной креативности. -tttp://www.nbuv.gov.ua/PORTAL/Soc_Gum/VKhnpu_psykhol/2010_35/10.html
  • Никитина В.Б., Ветлугина Т.П., Лобачева О.А., Невидимова Т.И., Стоянова И.Я. Система иммунитета и психологическая защита в механизмах психоэмоционального стресса. -Ижевск: Изд-во «КнигоГрад», 2014. -124 с.
  • Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Сагалаков А.М. Моделирование структурными уравнениями нарушение когнитивной регуляции аффекта в ситуациях оценивания при антивитальной направленности поведения//Universum: Психология и образование. -2014. -№ 12 (11). -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-strukturnymi-uravneniyami-narusheniy-kognitivnoy-regulyatsii-affekta-v-situatsiyah-otsenivaniya-pri-antivitalnoy. -Дата обращения: 06. 10. 2015.
  • Сагалакова О.А., Стоянова И.Я., Труевцев Д.В. Социальная тревога -маркер антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте//Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. -2014. -N 4 (6). -URL: http://www.medpsy.ru/climp/2014_4_6/article01.php. -Дата обращения: 06.10.2015.
  • Сагалакова О.А., Стоянова И.Я. Когнитивноперцептивная избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания//Известия Алтайского гос. ун-та. -2015. -№ 3-1 (87). -С. 75-80.
  • Бохан Н.А., Стоянова И.Я., Счастный Е.Д., Королев А.А. Патопсихологические характеристики пациентов с двойным диагнозом в контексте суицидального поведения//Суицидология. -2014. -Т. 5, № 2 (15). -С. 55-59.
  • Сахаров А.В.,. Говорин Н.В., Тарасова О.А., Плюснина О.Б. Некоторые клинические и социальнопсихологические характеристики студентов, совершивших суицидальные попытки//Суицидология. -2014. -№ 1 (14). -С. 51-56.
  • Семке В.Я., Бохан Н.А., Мандель А.И. Клиникодинамический подход к систематике аддикций//Наркология. -2005. -Т. 4, № 12. -С. 30-35.
  • Семке В.Я., Бохан Н.А. Транскультуральная аддиктология. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. -588 с.
  • Семке В.Я., Бохан Н.А., Мандель А.И. Персонологический анализ в контексте систематики аддиктивных состояний//Наркология. -2006. -№ 1. -С. 60-66.
  • Счастный Е.Д., Симуткин Г.Г., Попова Н.М. Распространенность, коморбидность и клиникоконституциональные закономерности гетерогенности аффективных расстройств и суицидального поведения с учетом хронобиологических факторов//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2006. -№ 3. -С. 22-25.
  • Труевцев Д.В. Ранние неадаптивные схемы при депрессии разной степени тяжести. -URL: http://www.psy-expert.ru/publ/19-1-0-39. -Дата обращения: 06.10.2015.
  • Трунов Д.Г. К вопросу об этапах суицидальной активности//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. -2012. -№ 3 (11). -С. 133-139.
  • Bokhan N.A., Baturin E.V. Gеnder heteronomy of the formation of heroin addiction in adolescents//Neuroscience and Behavioral Physiology. -2011. -Vol. 41, № 7. -P. 710-714.
  • Bokhan N.A., Mandel A.I., Gusamov R.R. Mental and behavioral disorders in substance use among adolescents under conditions of the far north//Alaska medicine. -2006. -Т. 49, № 2. -Suppl. -С. 251-254.
  • Risk of Suicide. -URL: https://www.nami.org/Learn-More/Mental-Health-Conditions/Related-Conditions/Suicide. -Дата обращения: 06.10.2015.
  • Young J.E., Brown G. Young Schema Questionnaire/Inj. E. Young//Cognitive therapy for personality disorders: A schema-focused approach. -Sarasota, FL: Professional Resource Press, 1999. -P. 63-76.
Еще
Статья научная