Лиминальный сюжет в лирике Александра Башлачева: структура и семантика
Автор: Темиршина О.Р.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература и литература народов России
Статья в выпуске: 3 (70), 2024 года.
Бесплатный доступ
Работа посвящена анализу раннего стихотворения Башлачева «Разлюли-малина» в проекции на мотивно-образную систему зрелой лирики. В статье доказано, что шуточное студенческое стихотворение содержит важнейший для поздней поэзии Башлачева экзистенциальный сюжет, явленный в ключевых текстах поэта («Похороны шута», «Мельница», «Егоркина былина», «Ванюша» и проч.). В статье определен подкорпус текстов, где реализована данная сюжетная модель, вычленены ее мотивные компоненты, проанализированы принципы их распределения по текстам, выделено смысловое ядро сюжета и его «периферия». Показано, что в анализируемом подкорпусе текстов элементы сюжетного единства тяготеют к семантическому «склеиванию»: они повторяются как «мотивно-образные» кластеры, в рамках которых единичные мотивы связываются. Этот факт позволил выдвинуть предположение о том, что песни подкорпуса имеют свой структурный прототип в стихотворении «Разлюли-малина». Было доказано, что Башлачев, сохраняя структурную основу сюжета, в разных текстах дает ему различные аксиологические интерпретации, спектр которых варьируется от шуточно-пародийных (как в тексте «Разлюли-малина») до трагических (как в балладах «Егоркина былина» и «Ванюша»). Этот факт дал возможность по-новому взглянуть на специфику эволюции лирики Башлачева, которая предполагает постоянство сюжетики при динамическом изменении авторской оценки. Таким образом, в выделенном множестве текстов фиксируется не эволюция сюжета, но эволюция авторского отношения к тому, что изображает сюжет. Семантическое ядро анализируемого сюжетного единства позволило идентифицировать анализируемый сюжет как лиминальный. Было показано, что семантический комплекс лиминальности реализуется во всех текстах подкорпуса, затрагивая как пространственный, так и субъектный уровни.
Лиминальный сюжет, рок-поэзия, структура лирического сюжета, авторский миф
Короткий адрес: https://sciup.org/149146745
IDR: 149146745
Список литературы Лиминальный сюжет в лирике Александра Башлачева: структура и семантика
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.
- Гавриков В.А. В поэтической вселенной Александра Башлачёва. М.; Калуга; Венеция: Bull Terrier Records, 2019. 260 с.
- Гавриков В.А. Эсхатология Башлачёва. М.; Калуга; Венеция: Bull Terrier Records, 2021. 260 с.
- Гавриков В.А., Кихней Л.Г. Кабацкий локус в русской поэзии XX века: статья вторая // Новый филологический вестник. 2020. № 2. С. 204-220.
- Гаспаров Б.М. Послесловие. Структура текста и культурный контекст // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX в. М.: Наука, 1993. С. 274-303.
- Иванов А.С. Некоторые замечания о «неклассическом» наследии Александра Башлачева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург, Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2011. С. 46-53.
- Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. «Проекционное поле синтетической языковой личности» как категория (жизне)творческого пути художника слова // Новый филологический вестник. 2023. № 2. С. 30-42.
- Наумов Л. Александр Башлачев: человек поющий. М.: Выргород, 2017. 608 с.
- Неклюдов С.Ю. Литература как традиция. Темы и вариации. М.: Индрик, 2016. 520 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
- Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 25-51.
- Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 104-264.