Литературный и культурный диалог в романе Элизы Хэйвуд «Фантомина»
Автор: Косарева Анна Александровна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию диалога как карнавальной и маскарадной культур, так и разных литературных традиций в романе Э. Хэйвуд «Фантомина». Диалог этот реализуется посредством обращения писательницы к образности комедии дель арте, пьесам и стихам ее современников и предшественников (Конгриву, Джонсону, Ширли, Уоллеру), а также языковой игре - все имена героини являются «говорящими», и за каждым таится образ очаровательной плутовки комедии масок, Коломбины. Обнаружение и понимание карнавальной образности в произведении является ключом к раскрытию идентичности главной героини и, в сочетании с анализом биографии писательницы, позволяет ответить на ряд «наболевших» среди исследователей творчества Хэйвуд вопросов, а именно: каково истинное лицо героини; насколько соответствует логике характера финал романа, в котором Фантомина попадает в монастырь; можно ли считать «Фантомину» первым образцом протофеминистского произведения. Выявление присутствующих в тексте романа аллюзий дает простор для новых прочтений сюжета: история главной героини - это и метафора борьбы Элизы Хэйвуд за место под солнцем в литературном мире XVIII в., и участие писательницы в глобальном диспуте её современников о дурном влиянии тех или иных литературных жанров на умы молодёжи, и миф о вечной женственности, которая находится в состоянии бесконечного изменения и сама управляет своим развитием, и драма женщины, разрывающейся между потребностью в свободном самовыражении и желанием быть любимой и принятой.
Английская литература, хэйвуд, фантомина, коломбина, арлекин, комедия дель арте, комедия масок, карнавал, маскарад, пантомима, театр, роман, конгрив, ширли, уоллер, джонсон, феминизм, диалог
Короткий адрес: https://sciup.org/149141356
IDR: 149141356 | DOI: 10.54770/20729316-2022-4-307
Список литературы Литературный и культурный диалог в романе Элизы Хэйвуд «Фантомина»
- Anderson E.H. Staging the passions: Female self-expression in eighteenth-century narrative and performance: PhD Thesis. New Haven: Yale University Publishing, 2004. 261 p.
- Case Croskery M. Masquing Desire: The Politics of Passion in Eliza Haywoods’s Fantomina // The Passionate Fictions of Eliza Haywood: Essays on her life and work / edited by K.T. Saxton, R.P. Bocchicchio. Lexington: University Press of Kentucky, 2014. P. 69–94.
- Case Croskery M., Patchias A.C. Introduction to Fantomina and other works. URL: https://archive.org/details/fantominaotherwo0000hayw (дата обращения: 15.01.2022).
- Castle T. Masquerade and Civilization. Stanford: Stanford University Press, 1986. 395 p.
- Chesterton G.K. The Resurrection of Rome. URL: https://archive.org/details/in-.ernet.dli.2015.527578/page/n297/mode/2up?q=maze (дата обращения: 15.01.2022).
- Craft-Fairchild C. Masquerade and Gender: Disguise and Female Identity in Eighteenth-Century Fictions by Women. State College: The Pennsylvania State University Press, 2010. 204 p.
- Elwood J.R. The Stage Career of Eliza Haywood // Theatre Survey. 1964. Vol. 5. No. 2. P. 107–116.
- Haywood E. Fantomina and other works. URL: https://archive.org/details/fantominaotherwo0000hayw (дата обращения: 15.01.2022).
- Nuss M. Distance, Theater, and the Public Voice, 1750–1850. New York: Springer, 2012. 197 p.
- Radulescu D. Women’s Comedic Art as Social Revolution: Five Performers and the Lessons of Their Subversive Humor. Jefferson: McFarland, 2014. 267 p.
- Rhys C.C. Minora Carmina: Trivial Verses. London: Swan Sonnenschein, Lowrey, 1887. 319 p.
- Rudlin J. Commedia Dell’Arte: An Actor’s Handbook. London; New York: Routledge, 2002. 296 p.
- Sand M. The History of Harlequinade. London: Ripol Classic, 1915. 311 p.
- Waller E. The Works of Edmund Waller, Esq. in verse and prose. London: J. Tonson, 1730. 295 p.