«Литературный» византизм в романе К. Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес»

Автор: Кунильская Дарья Сергеевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.11, 2013 года.

Бесплатный доступ

В данной статье исследуется византийский цитатный план в романе К. Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес». Отмечается, что этот роман признавался автором как лучшее художественное произведение из всех написанных. Византийское влияние выявляется с помощью анализа афонского уставного чтения, в том числе типикона Свято-Пантелеймонова монастыря, где К. Н. Леонтьев провел полтора года. Подчеркивается, что писатель перенес некоторые афонские реалии в текст романа. Особое внимание уделяется теме цикличности в романе, которая отличается от традиционных христианских представлений о линеарном времени. Помимо уставного чтения, предметом литературоведческого анализа выступает реминисценция и цитата, связанные, соответственно, с именами св. Иоанна Златоуста и св. Исаака Сирина. В заключении статьи делается вывод о том, что роман «Одиссей Полихрониадес» реализует в художественном плане идеи будущего учения К. Леонтьева о Новой Восточной культуре. Византийский цитатный план помогает раскрыть механизм воплощения идей в художественном пространстве романа

Еще

К. леонтьев, "одиссей полихрониадес", византизм, афон

Короткий адрес: https://sciup.org/14748865

IDR: 14748865

Список литературы «Литературный» византизм в романе К. Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес»

  • Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. СПб.: Владимир Даль, 2002.
  • Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Право славная энциклопедия», 2002. Т. IV. С. 134-135.
  • Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Право славная энциклопедия», 2002. Т. IV. С. 248-25.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  • Бердяев Н. А. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли)//К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 2. СПб.: РХГИ, 1995. С. 29-180.
  • Диаковский Е. П. Доследование часов и изобразительных. Историческое исследование. Киев: Тип. Т. Г. Мейнандра, 1913 г. 303 с.
  • Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Титка. Петроград: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1917. Т. III. 770 с.
  • Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004.
  • Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского//Новые аспекты изучения Достоевского. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. С. 37-50.
  • Монахиня Игнатия. Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковном гимнографическом творчестве//Богословские труды. 1982. № 23. С. 59-93.
  • Назиров Р. Г. Реминисценция и парафраз в «Преступлении и наказании »//Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1976. Т. 2. С. 88-96.
  • Фетисенко О. Л. Гептастилисты. Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: (Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX века -первой четверти XX века). СПб.: Пушкинский дом, 2012. 784 с.
  • Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. 2-е изд. М.: Паломник, 1992. 260 с.
  • Bakhtin M. M. The Aesthetics of Literary Work [Estetika slovesnogo tvorchestva]. Moscow, Iskusstvo PubL, 1979. 424 p.
  • Berdyaev N. A. Konstantin Leontyev (The Essay on the History of Russian Religious Conception) [Konstantin Leont'ev (Ocherk iz istorii russkoy religioznoy mysl)]. K. N. Leont'ev: pro et contra. Vol. 2. St. Petersburg, RCHI PubL, 1995. pp. 29-180.
  • Diakovsky E. P. Historical Research of the Sequence of Canonical Hours and Typical Psalms [Posledovanie chasovi izobrazitel'nykh. Istoricheskoe issledovanie]. Kiev, Tipographiya T. G. Meynandra PubL, 1913. 303 p.
  • Dmitrievskiy A. A. Description of Liturgical Manuscripts Kept in the Libraries of the Orthodox East [Opisanie liturgicheskikh rukopisey, khranyashchikhsya v bibliotekakh Pravoslavnogo Vostoka. Титка.]. Petrograd, Tipographiya V. R Kirshbauma PubL, 1917, vol. III. 770 p.
  • Yesaulov I. A. Easter colours in Russian philology [Paskhalnost russkoy slovesnosti]. Moscow, Krug PubL, 2004. 560 p.
  • Zakharov V. N. The symbolism of Christian calendar in Fyodor Dostoyevsky's works [Simvolika khristianskogo kalendarya v proizvedeniyakh Dostoevskogo]. New Aspects of Dostoyevsky Studies [Novye aspekty izucheniya Dostoevskogo]. Petrozavodsk, PetrSU PubL, 1994, pp. 37-50.
  • Monakhinya Ignatiya. St. John of Damascus in his canon hymnographic works [Prepodobniy Ioann Damaskin v ego tserkovnom gimnographicheskom tvorchestve]. Theological Works [Bogoslovskie trudy]. 1982, vol. 23, pp. 59-93.
  • Nazirov R. G. Reminiscences and paraphrase in the novel Crime and Punishment [Reministsentsiyaa i paraphraz v «Prestuplenii I nakazanii»]. Dostoyevsky. Materials and Research [Dostoevsky. Materiyaly i issledovaniya]. Leningrad, Nauka PubL, 1976, vol. 2, pp. 88-96.
  • Phetisenko O. L. Masters of literary heptastyle. Konstantin Leontyev, his collocutors and disciples [Geptastilisti. Konstantin Leontiev, ego sobesedniki i ucheniki: (Idei russkogo konservatizma v literaturnokhudozhestvennikh i publitsisticheskikh praktikach vtoroy poloviny XIX veka -pervoi chetverti XX veka)]. St. Petersburg, Pushkinskiy dom PubL, 2012. 784 p.
  • Phlorovskiy G. V. The Eastern Fathers of the 4t h Century [Vostochnie ottsi IV veka]. Moscow, Palomnik PubL, 1992. 260 p.
Еще
Статья научная