Локальные особенности сакрально-религиозных песнопений мусульман Дагестана

Автор: Абдулаева Медина Шамильевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 17, 2015 года.

Бесплатный доступ

В процессе исследования сакрально-религиозной музыки мусульман Дагестана были записаны на аудионосители и нотированы религиозные песни, распространенные в разных территориальных моноэтнических образованиях республики. Выявлены музыкально-интонационный «макродиалект», маркирующий музыку стран арабского Востока, и «микродиалект», который выражается этническими интонационными оборотами народностей Дагестана.

Сакрально-религиозная музыка, религиозная песня, мусульмане дагестана, нашид, азан

Короткий адрес: https://sciup.org/14937476

IDR: 14937476

Текст научной статьи Локальные особенности сакрально-религиозных песнопений мусульман Дагестана

Функционирование музыкальной культуры Дагестана обусловлено существованием и взаимодействием нескольких ее уровней: традиционного (этнического), классического (академического), урбанистического (городского), сакрально-религиозного. Использование современных техник композиции в академической музыке, свидетельствующее об интеграции в европейское пространство музыкальной культуры; формирование комплекса жанров музыкальной культуры городского типа, отражающее региональные особенности культуры повседневности; приверженность известным моделям фольклорного искусства, актуализирующая приоритет музыкальнокультурной традиции; сакрально-религиозные песнопения, востребованные слушателями с высоким уровнем мусульманской самоидентификации, – это тенденции, характеризующие многослойную стилевую палитру современного дагестанского музыкального искусства и обеспечивающие функционирование музыкальной культуры Дагестана как единой системы.

Сама теория так называемого «слоевого строения музыкальной культуры» выдвинута Е.М. Гороховик, отмечающей актуальность регионально-цивилизационного подхода в изучении музыки разных регионов [2]. Мы рассматриваем музыкальную культуру Дагестана как единую систему, которая включает взаимосвязанные уровни, из которых в настоящее время наиболее динамично развивается сакрально-религиозный, отражая тенденцию усиления религиозности дагестанского общества. Традиция суфийского ритуала зикр, основанного на чередовании круговых танцев с инструментальной, вокальной музыкой и рецитацией Корана [3], а также практика народного вокального и инструментального музицирования отразились на отношении дагестанцев к музыке как к части культурного наследия, что обеспечило развитие песенно-инструментального фольклора, а в его пространстве – сакрально-религиозной музыки.

Проблемам взаимодействия ислама и музыкальных культур народов мира посвящены работы В.Н. Юнусовой [4], А. Shiloah [5]; музыкальные аспекты религиозных праздников нашли отражение в исследованиях А.Б. Софийской [6] и Г.Р. Туймовой [7]; особенности музыкального интонирования при чтении Корана рассматривались в работах З.А. Имамутдиновой [8], Г.Р. Сайфулиной [9]. Локальные особенности и универсальные свойства сакрально-религиозной музыки мусульман Дагестана выявлены в ходе нашего исследования, осуществляемого при поддержке РГНФ [10; 11].

К компонентам мусульманского ритуала, контактирующим с музыкально-интонационной средой, относятся азан – призыв к молитве, рецитация Корана, нашид – религиозная песня (в данном случае это корпус жанров , представленных в Дагестане).

Сакрально-религиозная музыка дагестанских автохтонов представлена в области вокального исполнительства. Прежде всего потому, что вокальная музыка актуализирует слово , в целом - сакральный текст. Другой причиной, обусловившей появление новых для дагестанской этнокультурной традиции жанровых разновидностей, связанных с мусульманской культурой, является восприимчивость вокальной музыки к инокультурному влиянию. Область народного вокального исполнительства оказалась наименее устойчивой перед инокультурным воздействием (в сравнении, например, с инструментальной или танцевальной сферами творчества, где наиболее крепки аутентика и канон). Для сферы вокальной музыки дагестанских автохтонов оказалось более свойственно творческое переосмысление музыкальных традиций, кристаллизация новых жанровых направлений, поликультурные музыкальные взаимодействия.

Поскольку все компоненты мусульманского ритуала, контактирующие с музыкально-интонационной средой, связаны с вокальным интонированием, то очевидно ожидать в контексте универсального музыкального языка проявлений этнически идентифицируемых музыкально-интонационных оборотов. Наиболее показателен в этом отношении нашид, исполняемый во время мусульманского ритуала мавлид , а также, благодаря модификации, получивший распространение в пространстве массовой музыки.

В Дагестане нашиды исполняются на арабском языке и на языках дагестанских этносов. Мастерству религиозного пения обучаются в процессе обряда. В учебных заведениях религиозной направленности специальные занятия по исполнению религиозных песнопений не предусмотрены. При этом сама форма передачи традиций религиозного пения - устная, от исполнителя с большим опытом и длительной практикой - начинающему ученику. Исполнение религиозных песен во время обряда представляет собой социальную форму музыкального любительства.

В процессе исследования сакрально-религиозной музыки дагестанских автохтонов были записаны на аудионосители и нотированы религиозные песни, распространенные в разных территориальных моноэтнических образованиях Республики Дагестан. Это песни, исполняемые в контексте обрядов семейного цикла (преимущественно в контексте похоронного обряда), и нашиды, исполняемые во время мусульманского ритуала мавлид . Было необходимо выявить признаки взаимодействия различных музыкальных культур в пространстве традиционной музыкальной культуры региона, определить степень устойчивости дагестанской этномузыкальной традиции, доказать наличие надэтнического (арабо-мусульманского) семантического поля сакрально-религиозной музыки. Нашиды, исполняемые на арабском языке, интонационно близки арабо-мусульманскому мелосу и музыке этнической традиции стран арабского Востока. В данном случае на уровне мелоса и типа исполнения музыкальный стиль нашида транслирует «макродиалект», маркирующий музыку устной традиции культуры арабо-мусульманского мира.

Нашид на языках дагестанских народностей имеет больше возможностей для этноиденти-фикационных параллелей, поскольку чаще всего основан на народно-песенном мелосе и мелодия такого нашида отражает музыкально-интонационную основу этнического фольклора. Ладовая основа нашидов укладывается в семиступенную диатонику с ярко выраженной мажорной или минорной основой. Очевидно, это связано с импровизационной природой мелодики нашида, базирующейся на музыкально-интонационных комплексах, характерных для этномузыки дагестанских автохтонов. Поскольку музыкальные интонации маркируют этническую музыку, религиозные песни дагестанских автохтонов приобретают локальную специфику и этнически идентифицируются. Благодаря корпусу музыкальных интонаций, связанных с местным фольклором, «микродиалект» нашида на языках дагестанских народностей выражает этническое самосознание и транслирует приоритет этнической идентичности. В целом исполнение нашидов в контексте ритуала и в концертной форме представляет собой самодеятельное искусство фольклорной ориентации.

Для нашидов, исполняемых на арабском языке и обладающих комплексом надэтнических, связанных с музыкой стран арабского Востока интонаций, характерен силлабический распев, когда на один слог приходится один звук мелодии. В нашидах, исполняемых на языках дагестанских народностей и в мелодике которых преобладают типизированные этнические интонационные обороты, активно используются внутрислоговые распевы. Данная локальная особенность дагестанского нашида связана со спецификой взаимоотношения словесного и музыкального ритмов внародных песнях.

Типологическим признаком современного дагестанского нашида является стремление к экспансии , то есть внедрение собственного комплекса музыкально-выразительных средств в пространство других песенных жанров, например, лирической песни. Образовавшийся в результате нашид о родине, нашид о матери - в сущности, современная гражданская лирика, звучащая на концертной сцене с использованием электромузыкальной аранжировки и «минусовой» фонограммы.

В сфере музыкального языка эстрадного (концертного) нашида формируется особый интонационный словарь. Базой для него становятся типизированные музыкальные обороты, моделирующие мелодику сакральных песнопений и ассоциирующиеся с мелодическим рисунком арабомусульманского мелоса. В то же время мелодика эстрадного нашида «привязана» к комплексу нормативных, закрепленных в традиционном музыкальном творчестве автохтонных народов Дагестана интонационных моделей, идентифицируемых как «народные». Таким образом, эстрадный нашид включает мелодические обороты, имеющие надэтническую природу, и этнически идентифицируемые, связанные с интонационным словарем музыканта-автора.

Анализ сакрально-религиозных песнопений мусульман Дагестана показал взаимодействие этнических и надэтнических (арабо-мусульманских) музыкально-интонационных структур. Если аутентичность музыкально-интонационного «словаря» азана позволяет отметить универсальность мелодики призыва к молитве, то религиозные песни нашиды оказались наиболее подвижными в плане взаимосвязи арабо-мусульманского и этнически идентифицируемого мелоса. Очевидно, это обусловлено семейно-бытовым обрядовым контекстом, в котором религиозные песни актуализированы. Музыкально-интонационные и ритмические структуры указывают на принадлежность религиозной песни определенному дагестанскому этносу и позволяют идентифицировать нашид как, например, аварский, кумыкский, лезгинский. Таким образом, музыкально-интонационная матрица традиционной – этнической – музыки мусульман Дагестана маркирует локальную идентичность сакрально-религиозных песнопений и в условиях глобального пространства сохраняет этнокультурный код.

Ссылки и примечания:

  • 1.    Статья выполнена в рамках научного проекта РГНФ № 15–04–00065 «Исследование сакрально-религиозной музыки народов Дагестана».

  • 2.    Гороховик Е.М. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2007. № 11. С. 112–116.

  • 3.    Юнусова В.Н. Музыкальные традиции праздника мавлид у российских мусульман [Электронный ресурс] // Мавлид ан-набий : ежегод. богослов. альм. 2007. № 1. URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/mavlid/1/music.htm? (дата обращения: 20.07.2015).

  • 4.    Юнусова В.Н. Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья (к проблеме взаимосвязи конфессии и художественной культуры) // Этнос и культура. 1996. № 2. С. 19–30.

  • 5.   Shiloah A. Music in the World of Islam: a Socio-Cultural Study. Detroit, 1995. 262 p.

  • 6.  Софийская А.Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья : дис. … канд. искус

    ствоведения. Казань, 2007. 224 с.

  • 7.    Туймова Г.Р. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи : дис. … канд. искусствоведения. М., 2008. 209 с.

  • 8.    Имамутдинова З.А. О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста) // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1. С. 17–20.

  • 9.    Сайфулина Г.Р. Музыка священного Слова: чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань, 1999. 232 с.

  • 10.    Абдулаева М.Ш. Религиозная песня в Дагестане: жанровые особенности и истоки мелодизма // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 114–117.

  • 11.    Абдулаева М.Ш. Сакрально-религиозная музыка народов Дагестана в современных социокультурных условиях // Там же. № 11. С. 230–233.

Список литературы Локальные особенности сакрально-религиозных песнопений мусульман Дагестана

  • Гороховик Е.М. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке//Весцi Беларускай дзяржаунай акадзмii музьїкi. 2007. № 11. С. 112-116.
  • Юнусова В.Н. Музыкальные традиции праздника мавлид у российских мусульман //Мавлид ан-набий: ежегод. богослов. альм. 2007. № 1. URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/mavlid/1/music.htm? (дата обращения: 20.07.2015).
  • Юнусова В.Н. Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья (к проблеме взаимосвязи конфессии и художественной культуры)//Этнос и культура. 1996. № 2. С. 19-30.
  • shiloah A. Music in the World of Islam: a Socio-Cultural Study. Detroit, 1995. 262 p.
  • Софийская А.Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья: дис.. канд. искусствоведения. Казань, 2007. 224 с.
  • Туймова Г.Р. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи: дис. канд. искусствоведения. М., 2008. 209 с.
  • Имамутдинова З.А. О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста)//Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1. С. 17-20.
  • Сайфулина Г.Р. Музыка священного Слова: чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань, 1999. 232 с.
  • Абдулаева М.Ш. Религиозная песня в Дагестане: жанровые особенности и истоки мелодизма//Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 114-117.
  • Абдулаева М.Ш. Сакрально-религиозная музыка народов Дагестана в современных социокультурных условиях//Там же. № 11. С. 230-233.
Еще
Статья научная