Луна Гефсиманского сада: И. Е. Репин и А. П. Чехов
Автор: Ружинская Ирина Николаевна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 3 т.15, 2017 года.
Бесплатный доступ
Специфической формой прочтения евангельского текста являются религиозные картины. На примере работы И. Е. Репина «Христос в Гефсиманском саду» поставлена задача выявления библейских текстов как первоисточников при визуализации художником евангельских событий. В статье проведено исследование истории картины, выявлены ее композиционные и колористические особенности. При анализе изображения сакральной реальности на полотне рассмотрен богословский диалог художника и писателя - И. Е. Репина с А. П. Чеховым. Обсуждение вопроса о присутствии луны в событиях Гефсиманской ночи позволяет выявить характер взаимоотношений этих людей, их религиозность в жизни и творчестве. Высказана гипотеза о том, что прототипом Ивана Великопольского из рассказа А. П. Чехова «Студент» мог быть священник Д. В. Рождественский, консультировавший писателя по вопросу присутствия луны в библейских событиях. Делается вывод, что с помощью лунного света И. Е. Репин стремился передать духовную реальность, выразить драматизм предательства и Божественную предопределенность Искупления за грехи человеческие.
А. п. чехов, и. е. репин, "христос в гефсиманском саду", евангельский текст, религиозность, картина, сакральная реальность, прототип
Короткий адрес: https://sciup.org/14749024
IDR: 14749024 | DOI: 10.15393/j9.art.2017.4282
Список литературы Луна Гефсиманского сада: И. Е. Репин и А. П. Чехов
- Андрущенко Л. И. Сюжеты И. Е. Репина к иллюстрированному изданию «Библии для народа» А. В. Прахова и С. И. Мамонтова//Вестник СПбГУ. -Сер. 15. -2014. -Вып. 2. -С. 72-89 . -URL: file:C:/Users/User/Downloads/syuzhety-i-e-repina-k-illyustrirovannomu-izdaniyu-biblii-dlya-naroda-a-v-prahova-i-s-i-mamontova.pdf (15.05.2017).
- Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке/cост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. -М.: Республика, 1999. -448 с.
- Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи. -М.: Филология, 1997. -223 с.
- Есаулов И. А. Русская классика: новое понимание. -СПб.: Алетейя, 2012. -448 с.
- Зорин В. А. История создания программной работы И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира»//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2010. -№ 1. -С. 149-156.
- И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: в 2 т./сост. и подгот. текста С. М. Петрова и В. Г. Фридлянд; коммент. В. Г. Фридлянд. -М.: Худож. лит., 1983. -Т. 2 -557 с. . -URL: http://turgenev.lit-info.ru/turgenev/vospominaniya-o-turgeneve/v-vospominaniyah-sovremennikov-2/repin-vospominaniya-ob-turgeneve.htm (18.05.2017).
- Кочнова К. А. Ночь в языковой картине мира А. П. Чехова//Вестник Томского государственного университета. -2015. -№ 393 (апрель). -С. 28-36.
- Липке Ш. Интертекстуальность в повести А. П. Чехова «В овраге» и функции библейских текстов//Вестник Томского государственного университета. -2015. -№ 390 (январь). -С. 22-25.
- Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. -М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. -Т. 3. -527 с.
- Москалюк М. В. Сюжет «Гефсиманского сада» в творчестве передвижников//Известия Уральского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. -2005. -№ 9 (35). -С. 90-96.
- Парецкая М. Э. Библейские аллюзии и реминисценции в рассказе А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда»//Альманах современной науки и образования. -2016. -№ 12 (114). -С. 74-82.
- Последование служб в неделю Вайи и Страстную седмицу/cост. Е. С. Кустовский. -М.: Паломникь, 2002. -369 с.
- Пчелов Е. В. Илья Ефимович Репин и социалистический реализм//Труды «Русской антропологической школы». -2012. -Вып. 11. -С. 234-250.
- Ранева-Иванова М. Христианский мотив и поздний рассказ А. П. Чехова: жанр и повествование//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. -Вып. 7: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 4. -С. 416-427 . -URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2680 (18.05.2017).
- Репин И. Е. Далекое близкое/вступ. ст. К. Чуковского. -9-е изд. -Л.: Художник РСФСР, 1986. -487 с.
- Репин И. Е. Письма, 1867-1892//Избранные письма, 1867-1930: в 2 т./сост. и авт. вступ. ст. И. А. Бродский. -М.: Искусство, 1969. -Т. 1. -455 с.
- Репин И. Е. Письма, 1893-1930//Избранные письма, 1867-1930: в 2 т./сост. и авт. вступ. ст. И. А. Бродский. -М.: Искусство, 1969. -Т. 2. -463 с.
- Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям, 1880-1929. -М.: Искусство, 1950. -267 с.
- Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям, 1869-1930. -М.: Искусство, 1952. -408 с.
- Родионова О. И. А. П. Чехов: мысли о религии и некоторых других предметах//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. -2013. -№ 4. -С. 283-292.
- Родионова О. И. Слова апостольских деяний и посланий в письмах А. П. Чехова//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. -Вып. 11: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 8 -С. 268-279 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431516806.pdf (18.05.2017).
- Собенников А. С. Екклесиастические мотивы в повести А. П. Чехова «Огни»//Сибирский филологический журнал. -2016. -№ 3. -С. 89-95.
- Сызранов С. В. Богослужебный текст в повести А. П. Чехова «Дуэль»//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. -Вып. 8: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 5. -С. 448-460 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431427320.pdf (18.05.2017).
- Шалюгин Г. А. Чехов: «Жизнь, которой мы не знаем». -Симферополь: Таврия, 2004. -468 с.
- Jackson Dawid. The Golgotha of Ilya Repin in Context//Record of the Art Museum, Princeton University. -1991. -V. 50. -No. 1. -Pp. 3-15.
- Pruajr Zh. de. Anton Chekhov and the Bible. Literary Calendar: The Books of the Day. -2010. -No. 6 (1). -Pp. 26-29.
- Henri Didon. Jésus-Christ: en 2 tomes. Paris, Librairie Plon, E. Plon Nourrit et Cie Imprimeurs-Editeurs Publ., 1891.